Что такое гипербола в литературе? Вот небольшая подсказка: органичными, исконными пользователями гиперболы являются рыбаки. В устах «мастера» рыбацких историй пойманная плотва становится лещом, жалкий окунек - рыбой-атлетом, а щука … трудно даже описать. Вы, наверное, догадались, что я хотел сказать: гипербола - это преувеличение. Кстати, это, так сказать, первичная, первобытная область ее применения. К примеру, из сказаний древних индейцев мы узнаем, что над каждым видом зверей главенствует «старший брат». Подобные идеи содержатся и в африканском фольклоре. Да разве только в них? Вспомним русские народные сказки. О гигантском Вещем Вороне, старшем, «коронованном» царе всех воронов, или же о Пчелиной Матке, прародительнице всех пчел.
II этап. От Ренессанса до XVIII века
По-своему отвечали на вопрос «Что такое гипербола в литературе?» писатели Ренессанса. Конечно же, этот востребованный прием из художественной литературы вовсе не всегда носит комический подтекст, как, например, в известном романе-сатире на нравы католичества до реформации в XVI и XVII вв писателя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пагрантюэль». Герою этой книги Гаргантюа летящие в него пушечные ядра кажутся лишь надоедливыми мухами.
Пагрантюэль же из самых добрых побуждений прикрывает своим языком от хлынувшего дождя целое войско, а в детстве этого «грудничка» фиксируют для безопасности к детской колыбельке цепями, которыми, как шлагбаумами, в старину перекрывали портовые гавани. Похоже понимали, что такое гипербола в литературе вплоть до конца XVIII века. Но акцент заметно сместился: от обличающей сатиры – к добродушному юмору. «Самый правдивый» человек на земле Барон Мюнхаузен легко охотничьим ножом «сносит» голову нападающему на него льву, а затем с завидной ловкостью вставляет ее в пасть крокодила. Неповторимая меткость позволяет барону пополнить съестные запасы своего замка. Отстрелив хвостик поросенка-поводыря, ведущего с его помощью слепую веприху, барон, держась за отстреленный кончик хвоста, приводит невидящего зверя прямо на кухню.
III этап. Становление понятия. XIX век – наше время. Определение гиперболы
В дальнейшем акценты применения этого художественного приема изменились. Начиная с XIX века уже практически современной сферой использования обладает гипербола. Определение ее теперь изменилось, ведь оставаясь намеренным и явным преувеличением, она преследует другие цели, чем ранее. Ее миссия теперь – подчеркивание художественной выразительности или же предельное обострение суждения. Безусловно – точная гипербола теперь значительно усиливает воздействия произведения на читателя. Она – безусловная художественная удача автора. Поиск ярких гипербол превращается в творческий процесс. Вспомним лермонтовские строки из «Бородина» - о «горе кровавых тел», мешающей пролетать ядрам. Таким образом, лишь выборочно детализируясь на безымянных персонажах воинов, а в основном - обобщенно представляя читателям гиперболизированный батальный пейзаж, поэт добивается образного представления глобальности, кровопролитности, сумасшедшей концентрации и накала боя. Стремительность боевых маневров поэтом выражена следующей гиперболой «носились знамена, как тени». Как видим, творческая концентрация Лермонтова творит настоящие чудеса. О чем здесь написано? Просто преувеличена стремительность бросаемых в мясорубку полков, или же сопоставление несопоставимого: знамен и теней, то есть отправление целых подразделений в мир теней, т.е. в небытие? Что это? Метафора? Гипербола? Скорее и то, и другое. Приведенный пример не должен оставить впечатление, что удел гипербол – батальные сцены.
Действительно, впервые наиподробнейшим образом ответили на вопрос «Что такое гипербола в литературе?» классики XIX века. Она является тем камертоном, который подчеркивает величие и красоту пейзажной лирики. Признанным мастером гипербол является великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Его описание «чудного Днепра» в повести «Страшная месть» - действительно неповторимо. А как органично в нем использована гипербола о том, что «не всякой птице» дано долететь до средины могучей реки! Но Гоголь еще чаще использует гиперболы и «смеха ради», щедро раздавая ими меткую, образную характеристику: «шаровары» по своей ширине сравнимые с Черным морем, или же рот, открытый от удивления до такой степени, что напоминает «Арку главного штаба».
Мастером применения этого тропа (художественной фигуры) является датский сказочник Андерсен. Его "Русалочка" - сплошная яркая гипербола и аллегория.
Тоньше стало сама практика применения гипербол в литературе. С одной стороны, как мы видим, она может идеализировать, с другой – содержать уничтожающую иронию.
Великолепны гиперболы Маяковского. Закат, пылающий «в 140 Солнц», поражает воображение.
С подобной меткостью гиперболы применяют и современные, живые и уже ушедшие, порой самые разные по стилю авторы: Виктор Пелевин, Борис Акунин, братья Стругацкие, Валентин Пикуль, Веллер Михаил Иосифович.
Выводы
Как вы понимаете, мы говорим о довольно тонком художественном инструменте настоящих мастеров. И применять его нужно умеючи. Иначе люди «смеяться будут» над незадачливым писателем. Что же нужно помнить для органичного употребления гипербол в художественной литературе? Они не должны нарушать естественную динамику сюжета. Им не дано нарушить результат предпринимаемых персонажами действий. Не рекомендуется также чрезмерно искажать ими портретные детали. Впрочем, вышесказанное не касается фантастических произведений, где априори перед автором сняты подобные ограничения.