Почему именно гимнастика для пальцев?
Все мы помним знаменитую потешку "Ладушки-ладушки", которой развлекали своих детей еще наши бабушки и дедушки. Возникает вопрос: "Почему детская пальчиковая гимнастика помогает речевому развитию малыша, как связаны между собой движения и речь?" А ответ очень прост. Отделы головного мозга, отвечающие за речевую и двигательную активность, находятся рядом, и раздражение с одного легко передается на другой.
Обучая ребенка двигать пальчики в определенной последовательности, мы одновременно помогаем ему раньше заговорить. Кроме этого, пальчиковая гимнастика для малышей помогает научиться сосредотачивать свое внимание на определенном предмете, улучшает его способности к запоминанию, а в более старшем возрасте способствует развитию воображения и творческих способностей. Именно эти возможности пальчиковой гимнастики отметил известный педагог В.А. Сухомлинский в своем высказывании: "Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев". Кроме этого, пальчиковая гимнастика для малышей помогает установить доверительные отношения между родителем и ребенком, ведь ничто так не сближает, как совместно проведенное за интересным занятием время. Естественно, чтобы увидеть положительные результаты, необходимо заниматься систематически, уделяя этому определенное количество времени ежедневно.Как заниматься с детьми разных возрастов?
Сегодня существует огромное количество различных вариантов пальчиковой гимнастики для самых разных возрастов, от самых маленьких до школьников. Самый известный комплекс пальчиковой гимнастики, известный без сомнения всем, - это "Сорока-белобока". В эту игру можно играть даже с ребенком до года. В возрасте от 1 до 2 лет детки хорошо делают пальчиковую гимнастику, выполняемую одной рукой. Это могут быть самые простые движения: сжатие в кулачки, изображение пальчиками стука дождевых капель и другие. Трехлетние детки уже способны создавать с помощью рук небольшие сюжетные картинки: одна рука изображает домик, другая - какую-нибудь зверюшку. Для дошкольников вполне уместно использование различных дополнительных деталей: кубиков, напальчников с изображениями героев. Можно даже попробовать самостоятельно придумать какое-нибудь упражнение для пальчиков, сочинить к нему интересный стишок.
Четкая и выразительная речь, показ каждого движения и при необходимости его многократное повторение, доброжелательное отношение родителей, заинтересованность малыша и его хорошее настроение - вот главные условия проведения каждого занятия. Пальчиковая гимнастика для малышей не должна превратиться в скучный урок, выполняемый из-под палки.