Басня «Стрекоза и Муравей» - одно из самых известных произведений И.А. Крылова. Сюжет заимствован у Лафонтена, который в свою очередь взял его у древнегреческого баснописца Эзопа. В центре повествования - разговор Стрекозы и Муравья, символизирующих соответственно беззаботность и трудолюбие. Стихотворение учит беречь время и готовиться к холодам.
Мораль проста - кто летом поет и веселится, зимой может оказаться в беде. Финал показывает, что Муравей не собирается помогать легкомысленной соседке. Образы насекомых противопоставлены как добродетель и порок.
История создания басни “Стрекоза и Муравей”
Басня «Стрекоза и Муравей» была написана русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году. Сюжет басни заимствован у французского поэта Жана де Лафонтена, который в свою очередь взял его у древнегреческого баснописца Эзопа. Таким образом, сюжет этой басни имеет давнюю историю.
При переложении французской басни «Цикада и Муравей» Крылову пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. У Лафонтена два персонажа – Цикада и Муравей – женского рода и обращаются друг к другу «кумушками». Однако в русском фольклоре и языке образ муравья традиционно мужской, поэтому Крылов сделал своего героя Муравьем. А вместо Цикады взял другое летающее существо – Стрекозу, которая более понятна русскому читателю.
Тем не менее, мораль французской басни и русской одна и та же – нужно запасаться на зиму, пока идет благоприятное время года. Две басни очень похожи, но Крылов изменил образы и диалог между ними, сделав его более соответствующим традиции русского фольклора. Таким образом русский читатель легко воспринимает и понимает нравоучение басни.
Басня Крылова продолжает традицию двух великих баснописцев – Эзопа и Лафонтена, адаптируя сюжет для русского читателя. Поэтому басня выдержана в стиле традиционного русского фольклора, имеет понятные образы и знакомую мораль. Это помогло ей стать одной из наиболее любимых и известных басен в России.
Разбор сюжета и морали басни
Басня «Стрекоза и Муравей» имеет простой и понятный сюжет. Главные герои – легкомысленная Стрекоза, которая все лето резвилась и пела, не думая о завтрашнем дне, и трудолюбивый Муравей, запасшийся впрок на зиму.
Когда наступает зима, веселая жизнь Стрекозы заканчивается – ей негде жить и нечего есть. Она идет к Муравью с просьбой о помощи, но тот ей отказывает. В ответ на ее жалобы на судьбу Муравей сурово отчитывает Стрекозу – мол, надо было летом работать, а не петь без умолку. И добавляет язвительную фразу «Так поди же, попляши!», давая понять, что теперь уже поздно просить о помощи.
Басня Крылова имеет традиционный сюжет – столкновение двух противоположных персонажей, один из которых олицетворяет добродетель, а другой – порок. В данном случае это трудолюбие Муравья и легкомыслие Стрекозы. Сталкивая их, автор показывает превосходство первого качества над вторым.
Финал басни может показаться жестоким и несправедливым по отношению к Стрекозе – ведь Муравей мог бы ей помочь, поделившись припасами. Но автор нарочно заостряет конфликт, чтобы мораль басни лучше запомнилась. Стрекоза наказана за беззаботность, а Муравей вознагражден за предусмотрительность.
Таково традиционное прочтение этой басни – прославление труда и осуждение праздности. Но с течением времени появились и другие интерпретации. Считается, что Стрекоза олицетворяет творчество и красоту, а Муравей – обыденный труд. Тогда басня говорит о противостоянии поэтической и практической сторон жизни. Многие читатели сочувствуют Стрекозе и видят в ней положительный образ.
Таковы основные варианты трактовки этой многозначной басни. В любом случае, ее поучительный смысл состоит в том, что все поступки имеют последствия – хорошие за добро, и плохие за зло.
Значение образов Стрекозы и Муравья
Главные герои басни «Стрекоза и Муравей» олицетворяют определенные человеческие качества и типы поведения. Рассмотрим подробнее смысл каждого из этих образов.
Стрекоза предстает перед нами как воплощение легкомыслия, беззаботности и стремления к удовольствиям. Она веселится и поет все лето, не думая о будущем. Крылов подчеркивает ее резвость эпитетами «попрыгунья», «красавица-попрыгунья». Такое поведение и отношение к жизни свойственно многим людям, которые живут одним днем, не планируя вперед и не думая о последствиях своих поступков.
Когда приходят холода, Стрекоза оказывается абсолютно не готовой к ним. У нее нет ни еды, ни жилища, и она вынуждена идти просить о помощи к Муравью. Так автор показывает, к чему приводит беспечность – к страданиям и унижению от нужды в чужой поддержке.
В противовес легкомысленной Стрекозе выступает Муравей – олицетворение рассудительности и предусмотрительности. В отличие от героини, он трудится все лето, собирая запасы на зиму. Тем самым Муравей демонстрирует мудрое отношение к жизни – заботливое, с продуманным планированием будущего.
Когда Стрекоза приходит к нему с жалобами и просьбами, Муравей строго отчитывает ее за безделье и легкомыслие. Этим он как бы говорит – видишь, к чему привели твои забавы и песни? На жизнь нужно смотреть серьезно и заранее готовиться к трудностям.
Если Стрекоза олицетворяет легкомысленное, беззаботное начало, то Муравей – рассудочное, рациональное. Первое ведет к страданиям, второе – к благополучию. Именно поэтому автор отдает предпочтение второму типу поведения, в чем и заключается главный смысл басни.
Однако с течением времени в обществе появились и иные трактовки этих образов. Многие читатели считают, что Стрекоза олицетворяет творчество, поэзию, красоту и радость бытия. А Муравей – обыденный труд, прагматизм и прозаическую сторону жизни. С этих позиций конфликт между героями приобретает более глубокий философский смысл.
С одной стороны, человек должен трудиться, чтобы выжить в этом мире, и запасаться на черный день. Но с другой – одним лишь трудом и прагматизмом душа не может быть сыта. Людям нужны радость, вдохновение, полет фантазии. Поэтому образ творческой Стрекозы вызывает сочувствие – ведь она приносит в мир красоту.
При традиционном подходе акцент делается на практической морали басни – нужно трудиться и запасаться впрок. При альтернативном – на философском смысле противостояния поэтического и прозаического начал.
Возможные трактовки финала басни
Заключительная фраза басни «Так поди же, попляши!», которой Муравей как бы насмехается над просьбами Стрекозы, звучит достаточно жестоко. Но таков уж сатирический характер басенного жанра – пороки и слабости высмеиваются в полный голос. Рассмотрим основные трактовки этого финала.
С точки зрения традиционного морализаторского подхода, такая концовка вполне справедлива и заслуженна. Стрекоза проявила беззаботность и легкомыслие, проведя лето в праздности и удовольствиях. За это она и поплатилась – Муравей отказывает ей в помощи. Это своего рода кара за ее беспечность, которой нет оправдания.
С другой стороны, многие читатели считают поведение Муравья чрезмерно суровым и бессердечным. Ведь можно было проявить милосердие и помочь Стрекозе хотя бы немного. Тем более, если видеть в ней олицетворение творческого, поэтического начала. Тогда финал воспринимается трагически – поэзия умирает от руки практичного мещанства.
Как видно, все зависит от того, как именно мы понимаем и оцениваем персонажей басни. Но в любом случае, ее финал заостряет противопоставление двух жизненных позиций и заставляет читателя задуматься над их ценностью.
Можно привести еще одну любопытную трактовку. Стрекозу иногда воспринимают как олицетворение искусства, а Муравья – как власть и государство. Тогда басня говорит о том, что власти всегда были склонны пренебрегать интересами искусства, не считая его чем-то важным и необходимым. Отсюда и такая бессердечная концовка – искусству не находится места в прагматичном мире.
Как бы то ни было, многозначность финала этой басни дает богатую пищу для размышлений, заставляя по-новому взглянуть на казалось бы привычные и понятные образы.