Пьеса Максима Горького "На дне": история создания и особенности сюжета

Пьеса Максима Горького «На дне» по праву считается одним из выдающихся произведений русской и мировой драматургии. Эта социально-философская драма, написанная в 1902 году, ярко отразила острейшие проблемы того времени. Однако путь пьесы от первоначального замысла до театральных подмостков был непростым.

В данной статье на основе имеющихся исторических сведений воссоздается процесс работы Горького над пьесой «На дне» - от зарождения идеи до премьеры, анализируются особенности сюжета и композиции произведения, рассматриваются первые постановки пьесы в России и за рубежом.

Замысел пьесы «На дне»

Замысел пьесы «На дне» возник у Горького еще в 1899 году, во время разговора с Константином Станиславским. Писатель упомянул, что думает о создании пьесы о жителях ночлежки, о людях, опустившихся «на дно» жизни. Эта идея очень заинтересовала Станиславского.

В период с 1900 по 1901 год Горький сделал несколько набросков к будущей пьесе. В это время он активно интересовался театром, посещал спектакли МХАТа, что во многом определило выбор нового для него драматургического жанра. Можно сказать, что именно под влиянием Чехова, чьи пьесы тогда ставил МХАТ, у Горького созрел замысел социально-философской драмы «На дне».

Название пьесы неоднократно менялось на первых этапах работы. В черновиках и рукописях встречались варианты «Ночлежка», «Без солнца», «Дно». Окончательное название «На дне» впервые было использовано лишь на афишах перед премьерой в МХАТе в 1902 году.

Фотография Максима Горького за работой над пьесой «На дне»

Окончательное написание и первая публикация пьесы

После ряда набросков и черновых вариантов Горький приступил к окончательной работе над текстом пьесы «На дне» в 1902 году. К этому времени в России разразился острый экономический и социальный кризис: закрывались фабрики, росла безработица, миллионы людей оказались за чертой бедности. Эта ситуация не могла не повлиять на замысел Горького, придав пьесе особую остроту и актуальность.

Изначально Горький позиционировал «На дне» не просто как пьесу, а как «сцены» - то есть более свободную, условную драматургическую форму. Он хотел создать нечто среднее между драмой и «литературой», соединить в пьесе сильную социальную проблематику, философские размышления о смысле жизни и яркие характеры обитателей «дна». При этом в тексте почти нет внешнего действия, все строится на внутренних монологах и диалогах героев.

Завершив работу над пьесой, Горький предложил поставить «На дне» в МХАТе. Премьера состоялась 29 декабря 1902 года и имела шумный успех у публики. Главные роли исполнили Качалов (Лука), Москвин (Сатин), Книппер (Настя) и другие ведущие актеры труппы. Станиславский высоко оценил пьесу Горького, назвав ее «необыкновенным явлением в литературе». Однако театральная цензура запретила ставить «На дне» на публичной сцене, и спектакль шел только на закрытых представлениях для членов МХАТа.

Жанровые и композиционные особенности пьесы «На дне» Горького

В жанровом отношении «На дне» представляет собой уникальное явление в русской и мировой драматургии начала XX века. Это социально-философская драма, или пьеса-диспут. Ее основу составляют острые диалоги героев на вечные темы — о смысле жизни, лжи и правде, вере и безверии. При этом собственно сюжета и внешнего действия в пьесе практически нет.

Композиционно «На дне» представляет собой ряд «живых картин» и монологов, объединенных общим местом действия — подвалом ночлежки. Хронологические рамки охватывают сутки из жизни ее обитателей. За это время в подвале ночлежки происходят отдельные драматичные эпизоды, но в целом жизнь ее постояльцев остается безысходной, и финал пьесы так же мрачен, как ее экспозиция.

Важной особенностью композиции «На дне» является наличие нескольких сюжетных линий и групп персонажей. Центральным конфликтом можно назвать философское противостояние правдоискателя Луки и циника Сатина. Вокруг них группируются другие обитатели ночлежки со своими личными историями и мировоззрениями. Такое многоголосие придает пьесе особую глубину и объемность.

Черно-белая фотография репетиции спектакля по пьесе «На дне» в театре начала 20 века

Первые театральные постановки «На дне» в России и за рубежом

Первая постановка пьесы «На дне» состоялась в МХТ 29 декабря 1902 года. Уже после премьеры театральная цензура запретила публичный показ спектакля из-за «чрезмерного реализма в изображении низших слоев общества». Тем не менее, «На дне» продолжали ставить для закрытых представлений при МХТ вплоть до 1905 года.

В советское время пьеса Горького ставилась очень часто как классика русской драматургии о «низах» общества. В 1917 году состоялась постановка в Петроградском театре Союза драматических актеров. В 1918 году «На дне» поставил Народный театр драмы в Петрозаводске. В 1919 году успешно прошла премьера в Московском Дмитровском театре.

14 октября 1919 года в честь 50-летия Горького состоялась знаменитая постановка в Петроградском театре (впоследствии — им. Пушкина). На премьере присутствовал сам драматург. В годы советской власти эта пьеса оставалась одним из самых популярных спектаклей на тему бедности и угнетения.

«На дне» ставили и за рубежом, с успехом шла в театрах Берлина, Лондона, Нью-Йорка, Парижа. Самая ранняя зарубежная постановка состоялась в 1903 году в берлинском Новом Свободном театре. А в 1955 году в Мурманске и в Норвегии прошли гастроли двуязычного спектакля (на русском и норвежском языках) при участии обоих театров.

Экранизации пьесы «На дне» Горького

В 1936 году французский режиссер и сценарист Жан Ренуар выпустил кинокартину «Дно». Эта работа Ренуа считается одним из лучших фильмов французского поэтического реализма 1930-х годов и классикой мирового кино.

В 1955 году на экраны СССР вышел фильм «На дне» в постановке режиссера Андрея Фролова по мотивам одноименной пьесы. Главные роли исполнили Евгений Лебедев (Сатин) и Зинаида Шарко (Василиса). Фильм получил одобрение Максима Горького за точность передачи духа его произведения.

В 2002 году вышла новая российская киноэкранизация «На дне» режиссера Глеба Панфилова с Ренатой Литвиновой в роли Насти и Владимиром Ильиным в роли Луки. Фильм был номинирован на призы нескольких кинофестивалей.

Таким образом, за более чем 100 лет с момента написания пьесы «На дне» она неоднократно экранизировалась как в России, так и за рубежом. При этом каждая новая экранизация по-своему интерпретировала горьковские образы, отражая современные режиссеру реалии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.