Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова по праву считается одним из шедевров русской литературы. Его главный герой Григорий Печорин стал прообразом «лишнего человека» - яркой, неординарной, трагической личности.
В данной статье мы проанализируем характеры Печорина и других персонажей, их взаимоотношения, роль в произведении. Это поможет понять, почему Печорин оказался героем именно своего времени и в чем заключался трагизм его судьбы. Итак, перейдем к анализу героев романа "Герой нашего времени".
Характер главного героя Печорина
Григорий Александрович Печорин - главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он представлен автором как типичный «лишний человек» своей эпохи. Печорин - русский аристократ, офицер, служащий на Кавказе. Ему около 25 лет. Он имеет прекрасное образование, начитан, умен, остроумен. В его характере сочетаются положительные и отрицательные черты.
С одной стороны, Печорин обладает романтической внешностью, храбростью, решительностью, силой воли, умом, остроумием. Он способен на благородные порывы и добрые поступки. Но в то же время ему свойственны эгоизм, цинизм, презрение к людям, склонность к разрушению и жестоким шуткам. Печорин страдает от скуки и «русской хандры», не находит смысла в жизни, всем недоволен.
Печорин противоречив, загадочен, неоднозначен. Это и составляет секрет его обаяния. Он вызывает одновременно и сочувствие, и осуждение. Читатель то симпатизирует Печорину как «лишнему человеку», то испытывает раздражение из-за его цинизма и жестокости. Но равнодушным к его судьбе остаться невозможно.
Таким образом, Печорин - сложный, многогранный характер, отражающий противоречия своей эпохи. Его внутренние конфликты и поиски смысла заставляют задуматься о вечных вопросах человеческого бытия. Этим и объясняется неувядающий интерес читателей к образу главного героя романа Лермонтова «Герой нашего времени».
Трагедия Бэлы как отражение бездушия Печорина
Одной из героинь романа «Герой нашего времени» является Бэла - молодая черкешенка, в которую влюбляется Печорин во время своего пребывания на Кавказе. История их отношений трагична и ярко демонстрирует циничное отношение Печорина к людям, в частности к женщинам.
Бэла полюбила Печорина искренней, жертвенной любовью. Она оставила для него свою семью, согласилась бежать с ним, хотя это грозило ей смертью. Девушка отдала ему всю свою душу. Но Печорин относился к ней лишь как к очередному развлечению, не ценил ее преданности.
Бэла для него - «забава», не более того.
Когда Печорину надоела эта связь, он безжалостно бросил Бэлу, даже не попрощавшись с ней. А когда узнал о ее гибели, выразил лишь равнодушие. Трагедия Бэлы демонстрирует полное бездушие Печорина, его эгоизм и пренебрежение к чувствам других людей.
Страдания Бэлы вызывают у читателя сочувствие и жалость. Невозможно без слез читать сцену ее смерти. А Печорин даже не пытается понять глубину ее чувств, оправдаться перед ней хотя бы на словах. Для него Бэла - всего лишь игрушка. Этот эпизод ярко характеризует Печорина как бездушного эгоиста, для которого чужая жизнь и чужие чувства ничего не значат.
Таким образом, трагедия Бэлы выступает в романе как обличение циничного отношения Печорина к людям, в частности к женщинам. Этот эпизод заставляет читателя задуматься о моральной ответственности за свои поступки, о том, что нельзя играть чужими судьбами и чувствами ради развлечения.
Мудрость и душевность Максима Максимыча
В романе «Герой нашего времени» особое место занимает образ штабс-капитана Максима Максимыча. Этот персонаж резко контрастирует с главным героем Печориным. Если Печорин циничен и равнодушен к людям, то Максим Максимыч, напротив, воплощает доброту, мудрость и человечность.
Максим Максимыч - пожилой военный, служащий в одном гарнизоне с Печориным. Он простой, необразованный человек, но обладает богатым жизненным опытом и здравым смыслом. Максимыч искренне привязался к Печорину и пытался повлиять на него в лучшую сторону. Несмотря на цинизм и насмешки Печорина, Максимыч сохраняет к нему доброе отношение.
Так, Максим Максимыч пытается защитить Бэлу от гнева ее соплеменников. Он сочувствует Вере, брошенной Печориным, старается поддержать ее. Он готов помочь любому, кто нуждается в помощи.
Доброта и отзывчивость Максима Максимыча проявляются во всех его поступках и высказываниях. Он искренне переживает из-за равнодушия и цинизма Печорина, пытается найти оправдания его поведению. Максим Максимыч верит, что в душе Печорина есть и хорошие качества, стремится разбудить в нем совесть.
Мудрость Максима Максимыча выражается в его житейских наблюдениях и размышлениях о жизни, о человеческой натуре. Он глубоко понимает людей, видит их достоинства и недостатки. Герой сочувствует слабым, осуждает жестокость и эгоизм сильных.
Таким образом, Максим Максимыч выступает в романе как положительный персонаж, воплощающий лучшие человеческие качества. Его душевная щедрость, мудрость и гуманизм резко контрастируют с холодным эгоизмом и расчетливостью Печорина. Образ Максима Максимыча позволяет автору выразить свои идеалы: идеалы доброты, милосердия и жизни во имя других.
Светская красавица княжна Мери
Одной из героинь романа «Герой нашего времени» является княжна Мери - молодая светская красавица, в которую временно влюбляется Печорин. История их отношений также демонстрирует циничное отношение Печорина к людям.
Княжна Мери - дочь богатого и знатного князя. Она образована, умна, обладает тонким умом и наблюдательностью. Мери с первого взгляда полюбила Печорина за его романтическую внешность и остроумие. Ее чувство глубоко и искренне.
Однако Печорин относится к ней лишь как к очередной «победе» в светском обществе. Он цинично признается, что обольстил ее. Для него флирт с Мери - всего лишь интересное развлечение, способ утолить свое тщеславие. Когда же княжна признается ему в любви, Печорин тут же охладевает к ней.
Он жестоко манипулирует искренними чувствами Мери, то давая ей надежду, то вновь отталкивая. Печорин доводит девушку до нервного срыва, играя ее судьбой. И в итоге цинично бросает, так и не объяснив причин.
Княжна Мери, в отличие от Бэлы, не гибнет физически. Но ее душа надламывается от жестокого обмана. Она так и не может понять, что именно сделала не так, почему Печорин перестал ее любить. Этот эпизод вновь демонстрирует расчетливость и бездушие Печорина в отношениях с женщинами.
Таким образом, история княжны Мери в романе выступает как еще одно обличение цинизма и жестокости Печорина. Автор показывает, что герой способен играть чужими жизнями и искренними чувствами ради удовлетворения собственного эгоизма и тщеславия.
Циничный доктор Вернер
Еще одним персонажем, помогающим раскрыть характер Печорина, является доктор Вернер. Это приятель Печорина.
Вернер - циничный и расчетливый человек, лишенный каких-либо нравственных принципов. Он во многом похож на Печорина своим рационально-эгоистическим взглядом на жизнь и людей. Вернер откровенно презирает людей, считает их лишь средством для достижения своих целей.
Беседы Вернера и Печорина показывают их духовное родство. Оба героя - умны, проницательны, склонны анализировать природу человека и мотивы его поступков. Но при этом оба лишены сочувствия к людям, руководствуются только эгоистическими побуждениями.
Однако есть и различия между этими героями. Если Печорин еще способен иногда на порывы благородства, то Вернер - циник и эгоист. Он для Печорина - пример возможного будущего, если тот полностью утратит человечность.
Таким образом, доктор Вернер выполняет важную роль в раскрытии образа Печорина, демонстрируя крайнюю степень бездушия и эгоизма, на гране которых балансирует главный герой.
Автор-повествователь и его роль
Важную роль в романе «Герой нашего времени» играет образ автора-повествователя. Это молодой офицер, приехавший на Кавказ в действующую армию. Он знакомится там с историей Печорина от разных лиц, в том числе от самого Максима Максимыча.
Автор-повествователь выступает как бы собирателем сведений о главном герое. Благодаря разным рассказчикам читатель получает многомерный портрет Печорина, видит его с разных сторон. Автор также находит и публикует дневник Печорина, что позволяет узнать внутренний мир героя.
Отношение автора-повествователя к Печорину неоднозначное. С одной стороны, он осуждает его аморальные поступки, цинизм, жестокость по отношению к людям. Но в то же время автор испытывает к Печорину и сочувствие как к «лишнему человеку».
Автор стремится понять противоречивую натуру своего героя, разгадать загадку его характера. Он не судит Печорина, а скорее старается объяснить, как исторические и социальные обстоятельства сформировали эту сложную личность.
Таким образом, автор выступает не только как рассказчик, но и как исследователь человеческой души. Его заинтересованность судьбой Печорина передается читателю, заставляя задуматься над причинами поступков героя, над вечным вопросом что есть человек.
Благодаря позиции автора-повествователя образ Печорина предстает перед читателем во всей своей многогранности и противоречивости, что и составляет главную художественную ценность романа.
Заключение: Печорин как «Герой времени»
Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, предстает перед читателем как противоречивая личность. С одной стороны, он образован, умен, имеет тонкую душевную организацию, способен на сильные чувства. Однако его душа разочарована, он не находит смысла в жизни, циничен и равнодушен к окружающим.
Главная черта Печорина - его внутренняя раздвоенность. С одной стороны, он стремится к идеалу, ищет высоких чувств и благородных поступков, мечтает о славе и величии. С другой стороны, он не верит ни в что возвышенное, презирает людей, играет с чужими судьбами. Это противоречие между порывами души и холодным рассудком и составляет трагедию Печорина.
Печорин не способен полюбить по-настоящему, так как слишком эгоистичен. Его увлечения - всего лишь дань моде или способ развлечься. Он мстителен и жесток. Его поступки порой бессмысленны и жестоки. В то же время Печорин искренне стремится понять себя, осознать свои мотивы. Он способен на сострадание и великодушие.
Таким образом, противоречивый характер Печорина отражает противоречия эпохи. Герой не нашел себя в окружающем мире, его порывы не находят выхода в действительности. Он одинок и не понят окружающими. В этом смысл его определения как «героя времени» - человека своей эпохи со всеми ее пороками и несовершенствами. Так Лермонтов создал образ «лишнего человека» - яркую характеристику своего времени.