Анализ героев романа "Герой нашего времени", характерные черты персонажей

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова по праву считается одним из шедевров русской литературы. Его главный герой Григорий Печорин стал прообразом «лишнего человека» - яркой, неординарной, трагической личности.

В данной статье мы проанализируем характеры Печорина и других персонажей, их взаимоотношения, роль в произведении. Это поможет понять, почему Печорин оказался героем именно своего времени и в чем заключался трагизм его судьбы. Итак, перейдем к анализу героев романа "Герой нашего времени".

Характер главного героя Печорина

Григорий Александрович Печорин - главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он представлен автором как типичный «лишний человек» своей эпохи. Печорин - русский аристократ, офицер, служащий на Кавказе. Ему около 25 лет. Он имеет прекрасное образование, начитан, умен, остроумен. В его характере сочетаются положительные и отрицательные черты.

С одной стороны, Печорин обладает романтической внешностью, храбростью, решительностью, силой воли, умом, остроумием. Он способен на благородные порывы и добрые поступки. Но в то же время ему свойственны эгоизм, цинизм, презрение к людям, склонность к разрушению и жестоким шуткам. Печорин страдает от скуки и «русской хандры», не находит смысла в жизни, всем недоволен.

Печорин противоречив, загадочен, неоднозначен. Это и составляет секрет его обаяния. Он вызывает одновременно и сочувствие, и осуждение. Читатель то симпатизирует Печорину как «лишнему человеку», то испытывает раздражение из-за его цинизма и жестокости. Но равнодушным к его судьбе остаться невозможно.

Таким образом, Печорин - сложный, многогранный характер, отражающий противоречия своей эпохи. Его внутренние конфликты и поиски смысла заставляют задуматься о вечных вопросах человеческого бытия. Этим и объясняется неувядающий интерес читателей к образу главного героя романа Лермонтова «Герой нашего времени».

Печорин изображен загадочным байроническим героем, не находящим своего места в мире

Трагедия Бэлы как отражение бездушия Печорина

Одной из героинь романа «Герой нашего времени» является Бэла - молодая черкешенка, в которую влюбляется Печорин во время своего пребывания на Кавказе. История их отношений трагична и ярко демонстрирует циничное отношение Печорина к людям, в частности к женщинам.

Бэла полюбила Печорина искренней, жертвенной любовью. Она оставила для него свою семью, согласилась бежать с ним, хотя это грозило ей смертью. Девушка отдала ему всю свою душу. Но Печорин относился к ней лишь как к очередному развлечению, не ценил ее преданности.

Герой нашего времени

Бэла для него - «забава», не более того.

Когда Печорину надоела эта связь, он безжалостно бросил Бэлу, даже не попрощавшись с ней. А когда узнал о ее гибели, выразил лишь равнодушие. Трагедия Бэлы демонстрирует полное бездушие Печорина, его эгоизм и пренебрежение к чувствам других людей.

Страдания Бэлы вызывают у читателя сочувствие и жалость. Невозможно без слез читать сцену ее смерти. А Печорин даже не пытается понять глубину ее чувств, оправдаться перед ней хотя бы на словах. Для него Бэла - всего лишь игрушка. Этот эпизод ярко характеризует Печорина как бездушного эгоиста, для которого чужая жизнь и чужие чувства ничего не значат.

Таким образом, трагедия Бэлы выступает в романе как обличение циничного отношения Печорина к людям, в частности к женщинам. Этот эпизод заставляет читателя задуматься о моральной ответственности за свои поступки, о том, что нельзя играть чужими судьбами и чувствами ради развлечения.

Мудрость и душевность Максима Максимыча

В романе «Герой нашего времени» особое место занимает образ штабс-капитана Максима Максимыча. Этот персонаж резко контрастирует с главным героем Печориным. Если Печорин циничен и равнодушен к людям, то Максим Максимыч, напротив, воплощает доброту, мудрость и человечность.

Максим Максимыч - пожилой военный, служащий в одном гарнизоне с Печориным. Он простой, необразованный человек, но обладает богатым жизненным опытом и здравым смыслом. Максимыч искренне привязался к Печорину и пытался повлиять на него в лучшую сторону. Несмотря на цинизм и насмешки Печорина, Максимыч сохраняет к нему доброе отношение.

Так, Максим Максимыч пытается защитить Бэлу от гнева ее соплеменников. Он сочувствует Вере, брошенной Печориным, старается поддержать ее. Он готов помочь любому, кто нуждается в помощи.

Доброта и отзывчивость Максима Максимыча проявляются во всех его поступках и высказываниях. Он искренне переживает из-за равнодушия и цинизма Печорина, пытается найти оправдания его поведению. Максим Максимыч верит, что в душе Печорина есть и хорошие качества, стремится разбудить в нем совесть.

Мудрость Максима Максимыча выражается в его житейских наблюдениях и размышлениях о жизни, о человеческой натуре. Он глубоко понимает людей, видит их достоинства и недостатки. Герой сочувствует слабым, осуждает жестокость и эгоизм сильных.

Таким образом, Максим Максимыч выступает в романе как положительный персонаж, воплощающий лучшие человеческие качества. Его душевная щедрость, мудрость и гуманизм резко контрастируют с холодным эгоизмом и расчетливостью Печорина. Образ Максима Максимыча позволяет автору выразить свои идеалы: идеалы доброты, милосердия и жизни во имя других.

Светская красавица княжна Мери

Одной из героинь романа «Герой нашего времени» является княжна Мери - молодая светская красавица, в которую временно влюбляется Печорин. История их отношений также демонстрирует циничное отношение Печорина к людям.

Княжна Мери - дочь богатого и знатного князя. Она образована, умна, обладает тонким умом и наблюдательностью. Мери с первого взгляда полюбила Печорина за его романтическую внешность и остроумие. Ее чувство глубоко и искренне.

Однако Печорин относится к ней лишь как к очередной «победе» в светском обществе. Он цинично признается, что обольстил ее. Для него флирт с Мери - всего лишь интересное развлечение, способ утолить свое тщеславие. Когда же княжна признается ему в любви, Печорин тут же охладевает к ней.

Он жестоко манипулирует искренними чувствами Мери, то давая ей надежду, то вновь отталкивая. Печорин доводит девушку до нервного срыва, играя ее судьбой. И в итоге цинично бросает, так и не объяснив причин.

Княжна Мери, в отличие от Бэлы, не гибнет физически. Но ее душа надламывается от жестокого обмана. Она так и не может понять, что именно сделала не так, почему Печорин перестал ее любить. Этот эпизод вновь демонстрирует расчетливость и бездушие Печорина в отношениях с женщинами.

Таким образом, история княжны Мери в романе выступает как еще одно обличение цинизма и жестокости Печорина. Автор показывает, что герой способен играть чужими жизнями и искренними чувствами ради удовлетворения собственного эгоизма и тщеславия.

Циничный доктор Вернер

Еще одним персонажем, помогающим раскрыть характер Печорина, является доктор Вернер. Это приятель Печорина.

Вернер - циничный и расчетливый человек, лишенный каких-либо нравственных принципов. Он во многом похож на Печорина своим рационально-эгоистическим взглядом на жизнь и людей. Вернер откровенно презирает людей, считает их лишь средством для достижения своих целей.

Беседы Вернера и Печорина показывают их духовное родство. Оба героя - умны, проницательны, склонны анализировать природу человека и мотивы его поступков. Но при этом оба лишены сочувствия к людям, руководствуются только эгоистическими побуждениями.

Однако есть и различия между этими героями. Если Печорин еще способен иногда на порывы благородства, то Вернер - циник и эгоист. Он для Печорина - пример возможного будущего, если тот полностью утратит человечность.

Таким образом, доктор Вернер выполняет важную роль в раскрытии образа Печорина, демонстрируя крайнюю степень бездушия и эгоизма, на гране которых балансирует главный герой.

Автор-повествователь и его роль

Важную роль в романе «Герой нашего времени» играет образ автора-повествователя. Это молодой офицер, приехавший на Кавказ в действующую армию. Он знакомится там с историей Печорина от разных лиц, в том числе от самого Максима Максимыча.

Автор-повествователь выступает как бы собирателем сведений о главном герое. Благодаря разным рассказчикам читатель получает многомерный портрет Печорина, видит его с разных сторон. Автор также находит и публикует дневник Печорина, что позволяет узнать внутренний мир героя.

Отношение автора-повествователя к Печорину неоднозначное. С одной стороны, он осуждает его аморальные поступки, цинизм, жестокость по отношению к людям. Но в то же время автор испытывает к Печорину и сочувствие как к «лишнему человеку».

Автор стремится понять противоречивую натуру своего героя, разгадать загадку его характера. Он не судит Печорина, а скорее старается объяснить, как исторические и социальные обстоятельства сформировали эту сложную личность.

Таким образом, автор выступает не только как рассказчик, но и как исследователь человеческой души. Его заинтересованность судьбой Печорина передается читателю, заставляя задуматься над причинами поступков героя, над вечным вопросом что есть человек.

Благодаря позиции автора-повествователя образ Печорина предстает перед читателем во всей своей многогранности и противоречивости, что и составляет главную художественную ценность романа.

Заключение: Печорин как «Герой времени»

Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, предстает перед читателем как противоречивая личность. С одной стороны, он образован, умен, имеет тонкую душевную организацию, способен на сильные чувства. Однако его душа разочарована, он не находит смысла в жизни, циничен и равнодушен к окружающим.

Главная черта Печорина - его внутренняя раздвоенность. С одной стороны, он стремится к идеалу, ищет высоких чувств и благородных поступков, мечтает о славе и величии. С другой стороны, он не верит ни в что возвышенное, презирает людей, играет с чужими судьбами. Это противоречие между порывами души и холодным рассудком и составляет трагедию Печорина.

Печорин не способен полюбить по-настоящему, так как слишком эгоистичен. Его увлечения - всего лишь дань моде или способ развлечься. Он мстителен и жесток. Его поступки порой бессмысленны и жестоки. В то же время Печорин искренне стремится понять себя, осознать свои мотивы. Он способен на сострадание и великодушие.

Таким образом, противоречивый характер Печорина отражает противоречия эпохи. Герой не нашел себя в окружающем мире, его порывы не находят выхода в действительности. Он одинок и не понят окружающими. В этом смысл его определения как «героя времени» - человека своей эпохи со всеми ее пороками и несовершенствами. Так Лермонтов создал образ «лишнего человека» - яркую характеристику своего времени.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.