Занятия по развитию речи в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений в соответствии с возрастной категорией. От правильности произношения и умения выражать собственные мысли зависит успешность адаптации малыша среди сверстников, а также дальнейшее обучение в начальной школе. Именно уровень развития языковых навыков показывает, каков уровень психического и интеллектуального развития у конкретного ребенка.
Для чего нужны занятия по развитию речи детей?
Занятие по развитию речи со средними дошкольниками проводится только в игровой форме. Это связано с психологическими особенностями детей данного возраста, поскольку они мыслят предметно. У них еще не сформирована усидчивость и внимательность. Дети среднего дошкольного возраста слишком эмоциональны, поэтому легко устают. Игровые занятия должны соответствовать возрасту. Успех обучения зависит от того, насколько ребенок проникнет в игровой процесс, насколько данное мероприятие станет его собственным. В процессе игры малыш задействует все основные психические процессы. Он слышит, действует, видит, взаимодействует с окружающим миром через разнообразные игровые приемы. На занятиях ребенок слушает пояснения воспитателя, отвечает на поставленные вопросы, учится слушать ответы других детей. В процессе игры малыши не замечают, что тоже учатся.
Проблемы речевого развития дошкольников среднего возраста
1. Ситуативная речь - неумение строить сложные и сложноподчиненные предложения. У таких детей речевые обороты сформированы, как правило, из предложений, которые состоят их двух-трех слов.
2. Маленький словарный запас.
3. Речь, в которой присутствует сленг и нелитературные выражения.
4. Плохая дикция.
5. Логопедические нарушения речи.
6. Неумение построить диалогическую речь, правильно задать вопрос, дать краткий или развернутый ответ, исходя из ситуации.
7. Неумение построить монологическую речь: пересказать сюжет рассказа близко к тексту или своими словами, составить рассказ-описание на конкретную тему.
8. Неспособность использовать в собственных выводах логическое обоснование.
9. Не сформирована культура речи: ребенок не может подбирать интонацию, темп речи, громкость голоса и прочие параметры в конкретной речевой ситуации.
Как развивать связную речь у дошкольников?
Что включают занятия по развитию связной речи? Под связной речью подразумевается возможность точно, образно, логически и последовательно излагать какую-либо информацию. Речь должна быть построена грамматически правильно. Связная речь включает:
- Диалог. Предполагает знание языка, обеспечивает живое общение между детьми. Диалог может быть построен в виде отдельных реплик, беседы между участниками, высказываний вида «вопрос-ответ». Занятия по развитию речи в средней группе предполагают формирование умений диалоговой речи: ребенок учится кратко и емко отвечать на поставленные вопросы, вступать в дискуссию с воспитателем и сверстниками. На занятиях продолжается формирование навыков культуры общения: детей учат выслушивать собеседника, не перебивать говорящего, не отвлекаться, включать в речь синонимические формы этикета.
- Монолог. Представляет собой связную речь одного лица, навык формируется к пяти годам. Сложность такой речи заключается в том, что ребенок в среднем дошкольном возрасте еще не в состоянии программировать собственное высказывание, выражать мысль логически, последовательно и непрерывно. Занятия по развитию речи в средней группе предполагают обучение трем видам монологической речи: рассуждению, повествованию и описанию. При этом малыши учатся описывать предмет и пересказывать небольшие тексты.
Речь с движениями в средней группе
Речь с движениями (средняя группа) позволяет координировать движения рук и ног с произносимыми фразами. У многих детей среднего дошкольного возраста движения неточные и несогласованные. Занятия по развитию мелкой моторики рук позволяют поднять уровень речевого развития, постепенно научиться координировать движения с речью.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал специальную оздоровительную методику воздействия на руки. Согласно его учению, на пальцах имеется большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. На кистях расположены акупунктурные точки. Массируя их, можно воздействовать на состояние внутренних органов. Именно данное учение легло в основу развития речи с использованием движений. Специалисты выявили, что от точности движений мелких мышц рук зависит правильность и уровень развития речи. М. Монтессори в своей книге «Помоги мне сделать это самому» подчеркивает: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и речь». Такие занятия по развитию речи в средней группе включают:
- пальчиковые игры (с использованием скороговорок, стихотворений, физминуток, пальчиковой гимнастики);
- работу с крупой (перебор круп разного размера, рисунки на крупе);
- аппликации (мозаичную, обрыванием, из палочек);
- бисероплетение;
- шнуровку;
- работу с бумагой;
- цветы из шерстяных ниток;
- картины из яичной скорлупы;
- штриховку;
- обвод рисунка по контуру;
- задания вида «закончи рисунок»;
- лепку с применением природного материала;
- графические упражнения;
- рисование по трафаретам;
- работу с водой (переливание воды пипетками);
- строительство колодца из спичек;
- работу с дыроколом;
- дидактические игры и упражнения с применением природного, хозяйственно-бытового материала.
Занятия по коррекции речи
Как осуществляется развитие речи (средняя группа)? Занятия направлены на расширение словарного запаса, дикции, формирование умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог. Для развития и коррекции речи в средней группе используют комплекс упражнений:
- Разговор по картинке - он подразумевает рассказ по сюжету иллюстрации. Такое задание позволяет подбирать близкие по смыслу слова (синонимы), запоминать значение слов. Для занятий подходят специальные печатные издания, в которых имеются тесты и разнообразные упражнения, направленные на развитие данных навыков.
- Скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки не только расширяют словарный запас детей среднего дошкольного возраста, но и помогают скоординировать речевой аппарат. Такие упражнения позволяют исправить дефекты речи, когда ребенок в процессе разговора заглатывает окончания слов или, наоборот, растягивает слова при разговоре.
- Игры вида «Что это значит?» или «Почему так говорят?» позволяют подбирать слова, близкие по значению, при объяснении того или иного понятия. Для этого рекомендуется использовать фразеологизмы, пословицы и поговорки.
- Игра «Журналист» позволяет детям развивать навыки диалоговой речи. Ребенок учится составлять вопросы для «интервью», последовательно и четко излагать свои мысли.
Как проанализировать занятие по развитию речи?
Анализ занятия по развитию речи необходим не только для формирования отчетности, но и для того чтобы понять, какие методы обучения являются наиболее успешными и подходят для повышения уровня речевого развития именно в данной группе. В процессе анализа воспитатель может проконтролировать, сколько времени понадобилось на усвоение нового материала, кто из детей материал не усвоил или сделал это на низком уровне. В процессе анализа необходимо обратить внимание на такие моменты:
- насколько получилось мотивировать каждого участника к обучению;
- насколько правильно каждый выполнял инструкции педагога;
- какие моменты не удались;
- какие методы и приемы были задействованы, какие из них оказались нецелесообразными;
- доступно ли был изложен материал;
- каков общий эмоциональный климат занятия;
- на какие моменты необходимо обратить внимание на следующем занятии;
- какие навыки и умения нуждаются в коррекции;
- кому из детей нужно уделить повышенное внимание.
В каких случаях развитие речи детей средней группы (4-5 лет) не соответствует норме? Когда нужна консультация логопеда и невролога?
Консультация логопеда и невролога в экстренном порядке нужна в случае, если:
- у ребенка маленький словарный запас или полностью отсутствует речь к 4 годам;
- речь малопонятна, основана на большом количестве жестов;
- ребенок заикается, запинается или имеет прочие явные логопедические нарушения;
- имелись в прошлом травмы головы, носоглотки или ротовой полости, которые привели к нарушению речи или молчанию.
Своевременное обращение к специалистам поможет скорректировать нарушения речи, иначе ребенок говорить правильно не сможет, он будет обречен учиться в специализированной школе для детей с дефектами речи. Самостоятельно такие нарушения не проходят.