Затонувшие корабли: история подводных глубин

На протяжении всей истории человечества мореплавание сопряжено с рисками. Из-за штормов, подводных скал, навигационных ошибок или нападений пиратов тысячи кораблей затонули в океанах и морях нашей планеты.

Сегодня ученые насчитывают более 3 миллионов затонувших судов по всему миру. Лишь небольшая часть из них, около 150 000, исследована подводными археологами. Каждый такой корабль хранит уникальные истории прошлого и притягивает любопытных дайверов. В этой статье мы рассмотрим наиболее интересные примеры затонувших кораблей разных эпох и регионов. От древнегреческих триер до пассажирских лайнеров XX века.

Античные корабли в Средиземном море

Античные корабли, затонувшие в Средиземном море, представляют огромный интерес для историков и археологов. Эти суда позволяют пролить свет на мореплавание и торговлю в древности. Одним из наиболее известных примеров является затонувший римский торговый корабль, обнаруженный у побережья южной Франции в 1907 году. Он датируется I веком н.э. и содержал груз из амфор с вином, оливковым маслом и гарумом - популярным соусом.

Большая часть античных судов погибла из-за штормов или навигационных ошибок при плавании вблизи скалистых берегов. У побережья Турции и Греции обнаружено несколько затонувших судов эллинистического периода. Они перевозили товары из разных уголков Средиземноморья. Найдены амфоры с вином из Родоса, оливковое масло из Северной Африки, керамику из Афин.

  • Затонувшие корабли часто становятся ценным археологическим объектом, охраняемым ЮНЕСКО.
  • Под водой иногда сохраняются даже хрупкие органические материалы, которые разлагаются на суше.

Изучение этих останков позволяет лучше понять историю древней морской торговли, которая была важной частью экономики античного Средиземноморья. Затонувшие античные суда - своего рода «временные капсулы», запечатлевшие кусочек прошлого под толщей морской воды.

Подводное фото древнегреческого корабля с разбросанными амфорами

Затонувшие галеоны испанских конкистадоров

Испанские конкистадоры в эпоху Великих географических открытий плавали на больших парусных судах - галеонах. Эти корабли перевозили сокровища и товары между Новым и Старым Светом.

Некоторые из них трагически закончили свой путь на дне океана. Одним из наиболее известных примеров является галеон «Сан-Хосе», затонувший в 1708 году у берегов Колумбии с грузом из золота, серебра и драгоценных камней.

  • Его останки были найдены только в 2015 году на глубине 600 метров.
  • Груз оценивается почти в 20 миллиардов долларов, что делает «Сан-Хосе» самым дорогим в мире затонувшим кораблем.

Другой пример - «Аделантадо», флагманский корабль герцога Альбы, потерпевший крушение в 1561 году во время рейса в Мексику. На борту находились грузы шелка, фарфора и растительного масла для колоний в Новом Свете.

Затонувшие суда конкистадоров хранят историю периода Великих географических открытий. Их обследование позволяет узнать о конструкции галеонов, перевозимых товарах и торговых путях эпохи. Но самое главное - иногда под водой лежат несметные сокровища, которые искали испанцы в колониях.

Эти затонувшие галеоны - фантастическое свидетельство интенсивной морской торговли между Европой и Америкой в XVI-XVIII веках. А также напоминание о стремлении конкистадоров к поиску золота и богатств Нового Света.

Корабли времен Наполеоновских войн

Наполеоновские войны на море сопровождались множеством морских сражений между английским и французским флотами. К сожалению, многие корабли обеих сторон встретили свой конец на дне морском.

Одним из ярких примеров является французский линкор «Ориент», затонувший в 1798 году во время битвы на Ниле. Это был флагманский корабль адмирала Брюэя, на котором размещался и сам Наполеон во время египетской кампании.

«Ориент» лежит на глубине 11 метров в бухте Абукир. Большая часть корпуса и пушек сохранилась. В 2000 году этот затонувший линкор был объявлен подводным памятником культуры.

Длина 65 метров
Ширина 16 метров
Водоизмещение 1350 тонн

Другим интересным объектом является HMS Victory - флагман адмирала Нельсона, трагически затонувший во время Гибралтарского шторма в 1744 году. Этот линейный корабль не успел поучаствовать в боях и покоится на глубине 73 метров к югу от Гибралтара.

Затонувшие корабли эпохи Наполеона - важные исторические объекты, памятники морского флота того времени. Исследование этих останков позволяет лучше понять технологии кораблестроения того периода.

Подводный кадр затонувшего британского военного корабля XVIII века, покрытого кораллами

Пассажирские лайнеры XX века

XX век ознаменовался бурным развитием морских пассажирских перевозок. Роскошные океанские лайнеры стали символом романтики и комфорта. Однако некоторые из них потерпели крушения, унеся на дно сотни жизней.

Самым известным примером является «Титаник» - гигантский лайнер компании «Уайт Стар», столкнувшийся с айсбергом в 1912 году. Из более чем 2200 пассажиров погибли более 1500 человек. Обломки «Титаника» лежат на глубине 3820 метров в Северной Атлантике.

  • Многие артефакты с корабля, включая посуду и личные вещи, были подняты в ходе экспедиций к его останкам.
  • «Титаник» был объявлен международным мемориалом в 1986 году.

Еще один знаменитый пример - «Лузитания», торпедированная немецкой подлодкой в 1915 году. Погибло более тысячи человек, в том числе более ста американцев. Это событие вызвало скандал и подтолкнуло США к вступлению в Первую мировую войну.

Останки «Лузитании» лежат всего в 240 км от берегов Ирландии на глубине 93 метра. В 2011 году водолазы исследовали затонувший лайнер, подтвердив наличие пробоины от торпеды немецкой подводной лодки.

Современные корабли и их судьбы

Несмотря на все достижения современных технологий, морские катастрофы продолжают происходить и в наши дни. Танкеры, контейнеровозы, круизные лайнеры - все они подвержены риску аварий и крушений.

Одним из ярких примеров последних лет стала гибель круизного лайнера Costa Concordia у берегов Италии в 2012 году. Из более чем 4 тыс. пассажиров погибли 32 человека.

Круизный лайнер сел на мель и перевернулся у острова Джильо. Причиной стала ошибка капитана, решившего отклониться от маршрута ради парадного прохода вблизи острова. Останки Concordia были разобраны прямо на месте в 2014-2017 годах.

  • Эта масштабная операция по подъему 14-палубного судна стала самой дорогой в истории морских спасательных работ.
  • Она обошлась по разным оценкам в 1-2 миллиарда долларов.

Еще один громкий случай произошел в 2002 году с танкером Prestige у берегов Испании. Из его топливных баков в океан вылилось более 60 тыс. тонн нефти, вызвав экологическую катастрофу.

Prestige лежит на глубине 3550 метров. До сих пор ведутся судебные тяжбы по поводу компенсаций за нанесенный ущерб. Это лишь несколько примеров гибели современных кораблей, память о которых еще долго будет жить в истории мореплавания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
конечно! Так сколько же их(затонувших) на "дне морей и океанов?"А?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.