Механизм управления обществом в какой-либо стране. Роль управления в обществе. Экономика и управление

Функционирование и формирование, а также роль управления как определенной структуры определяются его сущностью. В составе его присутствует несколько элементов. Прежде чем назвать их, следует сказать, что система управления представляет собой форму реализации развития и взаимодействия отношений регулирования. Выражаются они в первую очередь в принципах и законах, целях, функциях, методах, структуре и самом процессе. В составе структуры присутствуют кадры, объекты и прочие элементы. Механизм управления обществом считается одним из основных рычагов регулирования социальных взаимоотношений. Что собой представляет данный элемент?

система управления

Общая информация

Механизм управления обществом в какой-либо стране является, прежде всего, необходимостью, связанной с достижением целей развития и реализации одного из направлений внутренней политики. Данный элемент формируется и изменяется целенаправленно с участием людей, регламентирующих комплекс форм, методов, функций, стимулов и рычагов. Это необходимо главным образом для достижения наибольшей эффективности структуры регулирования в конкретных исторических условиях. Такова основная роль управления в обществе.

Качественный уровень данного компонента структуры регулирования взаимоотношений, степень его совершенства, а также соответствия основным требованиям зависят в первую очередь от профессионализма и уровня подготовленности кадров, их навыков и умения выявлять и давать объективную оценку наиболее существенным компонентам и связям, особенностям проявления и последствиям развития обнаруженных тенденций.

механизм управления обществом в какой-либо стране

Компоненты

Механизм управления обществом в какой-либо стране включает в себя несколько фундаментальных звеньев: общие функции, принципы, методы и цели. Социум, являясь многоцелевой сложной системой, требует обеспечения четкого взаимодействия всех подсистем и решения поставленных задач. Рассматривая государственное управление и общество с этой позиции, выделяют несколько компонентов, формирующих рычаг регулирования. К ним, в частности, относят социально-культурный, организационный элементы.

При этом важнейшее значение имеет уровень, на котором взаимодействуют экономика и управление. В связи с этим соответствующий элемент также присутствует в составе рычага регулирования. По мнению ряда специалистов, именно экономический компонент обеспечивает во многом эффективность процесса. Однако достижение поставленных задач и развитие социальной структуры обеспечиваются благодаря совокупности элементов.

механизм управления обществом

Определение объектов и субъектов

Социальные структуры одновременно являются объектом и субъектом управления. Этот факт обуславливает необходимость рассматривать эти два компонента в условиях постоянного взаимодействия друг с другом – как управляемый и управляющий элементы. Субъект (второй компонент) представляет собой часть объекта. Размеры и границы первого находятся в тесной зависимости от особенностей и масштабов второго. Это обуславливает то, что деятельность управляющих структур определяется главным образом свойствами управляемого элемента.

В самом общем виде к объектам управления следует относить человеческий труд и человека. В широком смысле это общности и большие коллективы людей (отрасль, регион, предприятие). В качестве объектов могут выступать также конкретные функции, к примеру управление страной, финансами, сбытом, персоналом и так далее.

Виды объектов

Всего выделяют три категории. К ним относят производственные объекты. Этот тип включает в себя звенья, составляющие организационное управление общественного производства. Второй вид – структурные объекты. Они представляют собой звенья всей системы управления. И третьим видом являются функциональные объекты. Они выделяются особым механизмом управления. В итоге обобщенный вид объекта регулирования представляет собой комплекс человеческой деятельности, выделенный из социальной среды или в качестве особой функции, для которой необходим особый рычаг регулирования, или как звено структуры.

организационное управление

Формирование объектов

Начало образования этих компонентов совпадает с организационным их выделением в качестве главных структурообразующих элементов социальной структуры. К примеру, таким звеном может являться производственное предприятие. Оно является в некотором роде исходной, отправной точкой отсчета уровней и в макросистеме экономического управления, и в микроструктуре регулирования деятельности внутри самого предприятия. Такой компонент представляет собой основу для формирования производственных объектов регулирования разных масштабов – региона, отрасли, в целом народного хозяйства.

Государственное управление и общество являются структурами, постоянно взаимодействующими между собой. Выделение объектов производства лежит в основе создания структуры регулирования, где каждое звено представляет собой также структурный элемент (объект). Эти компоненты отличаются по трудоемкости и функциям. В результате формируется тот или иной институт управления. Образование и развитие всех этих компонентов лежат в основе непрерывного совершенствования структуры социального регулирования.

Факторы, влияющие на образование объектов регулирования

Существуют несколько аспектов, имеющих наибольшее значение в рассматриваемом процессе. К ним, в частности, следует отнести технико-технологические, социальные, организационные и экономические факторы. Аспекты, которые отражают требования объективных принципов и законов социального развития, обладают диалектической взаимосвязью.

институт управления

Объект как механизм управления обществом в какой-либо стране образуется в результате тех или иных форм сочетаний территориального и отраслевого регулирования на основании уровня децентрализации или централизации. Факторы формирования того или другого объекта воздействуют на внутреннюю структуру, масштаб, общий статус, социальное положение и прочее.

Основной институт управления

Что же сегодня является главным субъектом регулирования? Вне всякого сомнения, это государство. Хотя между тем в последнее время отмечается тенденция к делегированию им ряда своих функций (регулятивных, организационных, нормотворческих и прочих) другим субъектам. Определяя государство как управляющий компонент, следует говорить о том, что эта структура предполагает объединение взаимосвязанных организаций, учреждений, обеспечивающих регулирование отношений и деятельности людей, наций, классов, групп.

Современное понимание структуры основного рычага управления

В научной литературе сегодня под государственным управлением подразумевается обычно регулирующее и организующее, практическое влияние данного субъекта на жизнедеятельность людей, опирающееся на силу власти. Целью этого воздействия является сохранение, упорядочение или преобразование положения граждан. Объективно необходимость государственного властного регулирования обуславливается несколькими факторами. В первую очередь это общие социально-политические и исторические предпосылки. Кроме того, имеют немаловажное значение и специфические факторы, характерные для определенного общества.

Предпосылки к возникновению властного регулирования

Механизм управления обществом в какой-либо стране складывается для структурированного обеспечения функционирования отраслей человеческой деятельности. Кроме того, благодаря активности регулирующих рычагов, формируются условия для выживания сообществ людей. К факторам, обеспечивающим это, в частности, относят новые формы трудовой активности, управленческая функция, включающая первоначально обслуживание общества в информационном плане (в частности, сбор различных сведений о работе и прочее).

государственное управление и общество

Постепенно из социума выделился слой людей, главным занятием которых стало регулирование отношений внутри гражданского сообщества. В итоге сформировалось множество должностей и постов: военачальники, руководители работ, учетчики и прочие. Данный слой составил раннюю бюрократию. По ходу развития расслоение социума становилось все явнее, что приводило часто к захвату власти той или иной группой и приспособлению социума к своим интересам.

Разделение общества с характерными для образовавшихся групп и слоев конфликтными взаимоотношениями и противоречивыми интересами обусловило потребность в создании политической функции регулирования социальных противоречий и взаимоотношений. В связи с тем, что госаппарат был захвачен привилегированными слоями, функция регулирования обеспечивала в основном господство именно этих групп над прочими.

Задачи основного рычага регулирования

Для обеспечения целенаправленного управления взаимодействиями между разными группами населения необходимо было создать определенные правила поведения граждан и сформировать жизненно важные формы продуктивной человеческой деятельности. Именно установка и поддержание условий для нормального существования всех слоев социума являлись основными задачами государства. Кроме всего прочего, властные структуры должны обеспечивать защиту жизненного пространства развивающегося населения.

Современные представления

Необходимо отметить, что с течением времени указанные выше факторы абсолютно не потеряли своей актуальности. Напротив, тот комплекс первоначальных задач, решение которого должно осуществляться при помощи рычагов власти, существенно усложнился. Изменения, которые происходят в современном мире в области техники, науки, информационных технологий, выдвигают проблему обеспечения безопасности человека на первый план.

роль управления в обществе

Сегодня необходимость в государственном управлении обуславливается потребностью обеспечивать реализацию внутренней политики, которая направлена на наиболее эффективное применение трудовых, материальных, природных, информационных ресурсов. В основные задачи функции властного регулирования в современном государстве входят также справедливое распределение прибыли, гарантирование главных социальных прав и поддержание порядка. Для обеспечения благоприятных условий необходимо создание и воплощение государственных программ. Благодаря им должен обеспечиваться минимальный уровень жизни или получение образования либо профессиональной подготовки.

Заключение

Необходимо отметить, что вопрос о роли госаппарата в процессах управления и модернизации социума является наиболее актуальной проблемой для социогуманитарных наук. Подтверждение этому можно найти хотя бы уже в том, что существует достаточно большое количество точек зрения на данный вопрос. Современный быстроменяющийся мир заставляет искать способы, позволяющие приспособиться к его изменениям. В данном контексте государство выступает как наиболее эффективный рычаг регулирования, способный в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсы и осуществить технологические и экономические прорывы.

Стабильность в социальной сфере обеспечивается при наличии продуманной стратегии изменения существующих управленческих структур с постепенным, логически последовательным внедрением на их место более совершенных. Объективно значение рациональной структуры госаппарата особенно четко проявляется во время переходных периодов, при замене старой политической схемы на новую.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество