Сущность, классификация, состав.
По своему составу оборотные средства подразделяются на:
- Производственные средства;
- производственные материалы (семена, тара);
- незавершенное производство (выращивание молодняка КРС, вспашка зяби и т.д.);
- расходы на будущее (летние лагеря, авансированная арендная плата, освоение новой продукции и другие расходы).
2. Средства обращения.
- отгруженная, но, неоплаченная продукция;
- дебиторская задолженность;
- деньги на расчетном счете, а также находящиеся в кассе предприятия.
По сферам оборота, различают:
- средства, которые находятся в сфере производства;
- средства, которые находятся в сфере обращения.
По источникам формирования и пополнения средства бывают:
- собственные;
- заемные.
По особенностям планирования средства различают:
- нормируемые;
- ненормируемые.
Показатели эффективности использования оборотных средств представляют собой целую систему экономических показателей, и, прежде всего, оборотные средства характеризуются таким показателем, как оборачиваемость.
Оборачиваемость – это продолжительность полного оборота средств, начиная с момента их приобретения и заканчивая выходом, а также реализацией готовой продукции. Она неодинакова для различных предприятий. Зависит от того, к какой отрасли они принадлежат, а в пределах одной отрасли - от организации производства, сбыта продукции. В сельскохозяйственном предприятии – от специализации и т.д.
Анализ использования оборотных средств производится с помощью таких показателей, как продолжительность оборота, остаток (среднегодовой), коэффициент оборотов, коэффициент, характеризующий загрузку оборотных средств в обороте.
Вышеперечисленные показатели использования оборотных средств предприятия определяются по формулам:
Формула 1
Т=Ос*пВр
Где: Т – продолжительность оборота, в днях;
Ос –остаток оборотных средств (среднегодовой), в рублях;
п- число дней периода;
Вр – выручка, в рублях.
Формула 2
Ос=12О1+О2+12Onn-1
Где: О1, О2 – остаток средств на 1-ое число месяца, в рублях.
Оборотные средства используются лучше, если наблюдается сокращение продолжительности оборота.
Формула 3
Коб=ВрОс
Коб=пТ
Где: Вр – выручка, в рублях;
Ос – среднегодовой остаток, в рублях.
Чем выше Коб, тем эффективнее используются средства.
Формула 4
Кз=1Коб
Где: Кз – коэффициент загрузки (средств в обороте).
При ускорении оборачиваемости из оборота высвобождаются ресурсы. При замедлении происходит вовлечение в оборот дополнительных ресурсов.
Уровень рентабельности, эффект финансового рычага, рентабельность оборота капитала – это показатели эффективности использования оборотных средств.
Уровень рентабельности рассчитывается по продукции, которая реализуется, и выражается в процентах.
Формула 5
Ур=ВП-СС * 100%
Где: ВП – валовая продукция, в денежных единицах;
С – себестоимость продукции, в денежных единицах.
В настоящее время используется термин «капитал». Чтобы оценить, каким образом используются заемные средства, можно применить показатель, называемый эффектом финансового рычага, который показывает, стоит ли брать взаймы капитал.
Формула 6
Эфр=РОА-СП * 1- КнЗкСк
Где: РОА – рентабельность капитала до уплаты налога, в %;
СП – ссудный процент;
Кн – коэффициент налогообложения;
ЗкСк – отношение заемного капитала к ссудному капиталу.
Эфр наглядно демонстрирует, на сколько процентов увеличится собственный капитал за счет того, что привлекаются заемные средства в оборот предприятия. Он возникает в том случае, когда РОА>СП.
Рассмотрим такие показатели эффективности использования оборотных средств, как рентабельность оборота и капитала.
Рентабельность оборота равна прибыли, деленной на выручку от реализованной продукции, умноженной на 100%.
Рентабельность капитала – прибыль, деленная на капитал и умноженная на 100%.
Используя показатели эффективности использования оборотных средств, можно в очередной раз подтвердить, что экономическую эффективность на предприятии реально повысить при выполнении некоторых условий:
- При применении в производственной деятельности достижений прогресса.
- При росте производительности труда.
- При организации строгого учета и контроля.
- При снижении затрат на производство продукции (снижении себестоимости).
- При освоении новых рынков для реализации продукции.
- При улучшении качества и увеличении количества выпускаемой продукции.