Метро "Тульская" - тайны станции, скрывающейся в тенях

Станция метро «Тульская» была открыта 8 ноября 1983 года. Изначально планировалось назвать ее «Даниловской», но в итоге решено было дать имя по расположенной рядом Большой Тульской улице. «Тульская» построена по типовому проекту из монолитного железобетона. Глубина залегания - всего 9,5 метра. Несмотря на кажущуюся обыденность, станция хранит немало загадок и тайн.

Первоначальные планы оформления в тематике Тулы

Согласно первоначальным планам, оформление станции метро «Тульская» должно было быть посвящено городу-герою Туле. В частности, в торцах станционного зала планировалось разместить тематические панно, рассказывающие о подвиге этого героического города в годы Великой Отечественной войны.

  • Панно должны были напоминать пассажирам о мужестве и стойкости туляков, отстоявших свой город в суровую годину.

Однако в процессе строительства от задуманного оформления пришлось отказаться по ряду причин. Возможно, не хватило финансирования или изменились приоритеты в оформлении станций метро. Так «Тульская» обзавелась довольно скромным интерьером без отсылок к своему героическому «крестному» городу. Тем не менее, несмотря на отсутствие задуманного оформления, станция «Тульская» по праву считается одним из красивейших мест Московского метрополитена.

Исторические черно-белые фотографии города Тулы

Архитектурные особенности «Тульской»

Станция метро «Тульская» была открыта 8 ноября 1983 года в составе Серпуховско-Тимирязевской линии. Она построена по типовому проекту - односводчатая станция мелкого заложения. Глубина заложения составляет 9,5 метров.«метро тульская» «Тульская» имеет два подземных вестибюля, расположенных между Большой Тульской улицей и Холодильным переулком. Выходы в город осуществляются на следующие объекты: «москва метро тульская»

  • улица Даниловский Вал
  • площадь Серпуховская Застава
  • улица Серпуховский Вал
  • Большая Тульская улица

Путевые стены станции облицованы белым мрамором. Пол выложен серым гранитом. По краям свода проходит геометрический орнамент из лепнины. В центре потолка расположены оригинальные светильники ромбовидной формы. Изначально планировалось оформить станцию в тематике города-героя Тулы, установив на торцах платформы тематические панно, посвященные подвигу Тулы в годы Великой Отечественной войны. Однако в итоге эти планы реализованы не были. В декабре 2023 года в вестибюле No2 была установлена инсталляция «Портал в Тулу» в рамках проведения международной выставки-форума «Россия». Это одно из немногих изменений в оформлении станции с момента ее открытия.

Малоизвестные факты о станции метро

Станция метро «Тульская» за свою почти 40-летнюю историю накопила немало интересных фактов, которые известны далеко не всем.«метро тульская»

Вот некоторые из них:

  • Изначально станция проектировалась под названием «Даниловская», по исторической местности Даниловская слобода. Однако перед самым открытием ее переименовали в «Тульскую» по находящейся рядом Большой Тульской улице.
  • В 1991 году предлагалось вернуть станции историческое название «Данилов монастырь», по расположенной неподалеку достопримечательности. Однако это предложение так и не было реализовано.
  • Глубина залегания «Тульской» составляет всего 9,5 метров. Это одна из самых мелких станций Серпуховско-Тимирязевской линии.
  • При движении от центра «Тульская» является последней мелкого заложения перед переходом на глубокое.
  • Станция расположена на Садовом кольце, пересекая его под прямым углом.
  • Вблизи «Тульской» находится один из старейших мостов Москвы через Москву-реку - Большой Устьинский мост, построенный еще в 1938 году.
  • На станции сохранилась одна из старых схем метро, где линии обозначались не цветами, а цифрами. «Тульская» относится к 4-й, Серпуховско-Тимирязевской линии.
  • Вестибюли станции расположены прямо под проезжей частью Большой Тульской улицы.
  • Один из вестибюлей «Тульской» совмещен с надземным пешеходным переходом.
  • В своде станции использованы уникальные светильники ромбовидной формы, которых больше нет ни на одной станции Московского метро.

Как видно, несмотря на то, что «Тульская» - типовая станция мелкого заложения, за годы эксплуатации она обзавелась своими «изюминками», которые делают ее по-настоящему уникальной.

Коллаж различных фотографий, связанных со станцией метро «Тульская» в Москве

Перспективы развития «Тульской»

Несмотря на то, что станция «Тульская» эксплуатируется уже более 40 лет, у нее есть потенциал для дальнейшего развития. Рассмотрим основные перспективы этой станции.

  • Во-первых, существуют планы по организации на «Тульской» пересадки на проектируемую Рублево-Бирюлевскую линию метро. Это позволит разгрузить Кольцевую линию и создать удобную транспортную связь юго-запада Москвы с центром. Для реализации этого проекта потребуется реконструкция существующей станции.
  • Во-вторых, в перспективе возможно возвращение к идее оформления станции в тематике города Тулы. Эти планы существовали еще на этапе проектирования «Тульской», но так и не были воплощены. Тематическое оформление придаст станции уникальность и позволит рассказать пассажирам об истории и достопримечательностях Тулы.
  • В-третьих, в будущем не исключена модернизация облицовки станции. Нынешняя отделка интерьера уже несколько устарела и не соответствует современным тенденциям дизайна метро. Обновление облицовки и освещения сделает «Тульскую» более современной и комфортной для пассажиров.
  • В-четвертых, в перспективных планах развития метро значится увеличение пропускной способности «Тульской» за счет организации пересадок на наземный транспорт непосредственно из вестибюлей станции. Это позволит сократить пассажиропотоки по подземным переходам и разгрузить станцию.
  • В-пятых, в дальней перспективе не исключено продление Серпуховско-Тимирязевской линии метро на юг от «Тульской» в район Нагатинской поймы. В этом случае значимость станции как транспортно-пересадочного узла возрастет.

Также в отдаленной перспективе рассматривается вариант устройства выхода из «Тульской» непосредственно на платформы Павелецкого направления МЖД. Это значительно улучшит транспортную доступность района. Кроме того, власти Москвы не исключают реконструкцию Большой Тульской улицы с полным переустройством развязки у станции метро. Это потребует частичной перепланировки подземных коммуникаций станции.

Таким образом, несмотря на возраст и типовую архитектуру, «Тульская» обладает потенциалом для модернизации и дальнейшего развития. Реализация перспективных проектов позволит превратить ее в современный транспортно-пересадочный узел и улучшить транспортное обслуживание юга Москвы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.