Иногда мы слышим, как люди говорят о ком-то, кто неумеренно хвалит другого: "Да это же сплошные дифирамбы!" Это выражение довольно распространено, но многие ли знают, что пришло оно к нам из греческого языка? И когда-то оно имело совсем другое значение, чем сейчас, и употреблялось вовсе не в ироническом смысле. Давайте познакомимся с историей этого фразеологизма, и с тем, как менялось его понимание с течением времени.
Что значит «дифирамб» по-гречески?
Давным-давно это слово обозначало выспренние хоровые хвалебные песни и даже танцы, исполнявшиеся в честь античного бога вина, Диониса. Поскольку эти празднества во время сбора винограда были посвящены природе и ее плодородию, то они сопровождались так называемыми оргиями – распиванием вина, пиршествами и даже, как уверяют некоторые авторы, беспорядочными половыми отношениями участников. Но было ли так на самом деле, точно не известно. Мы только знаем, что почитательницы Диониса испытывали священное безумие во время плясок, а народ распевал при этом гимны, которые посвящались ему.
Немного истории
Считается, что самые ранние дифирамбы – это хоровые гимны острова Делос. Однако многие поэтические отрывки, которые дошли до нас, принадлежат афинянам. Именно от них пошло выражение «петь дифирамбы». Значение этого словосочетания в Афинах было очень простым. Около пятидесяти мужчин и мальчиков, переодетых сатирами, становились в круг и исполняли гимны Дионису под сопровождение профессионального театрального хора, а иногда и некоторых музыкальных инструментов. Каждый хор возглавлял так называемый «корифей». Впоследствии в древней Греции были даже разработаны критерии того, что же такое дифирамб как музыкальный жанр. Прежде всего, текст хоровой песни должен иметь особую ритмику, быть антистрофическим. Его следует сопровождать аккомпанементом авлоса, да еще и на фригийский манер. К тому же он требует специальной, очень торжественной и пафосной стилистики. Между хорами, исполняющими дифирамбы, на античных празднествах, таких как Дионисии и Ленайя.
Музыка и литература
Таким образом, самые древние гимны, которые так назывались, были народными. Но позже они приобрели индивидуальный характер. Наиболее ранний дифирамб был, очевидно, создан поэтом Архилохом в честь «Господа Диониса», как свидетельствует текст VII века до нашей эры. Однако Геродот приписывает пальму первенства некоему Ариону из Лесбоса. Итак, дифирамбы – это особый род древнегреческой музыки и литературы, близкий к тому, что понимается под гимном и панегириком. Но у этого слова есть и другие значения. Через два столетия после Ариона поэт Вакхилид даже приблизил этот жанр к драматическому диалогу, исполняемому под хоровое пение. Прославился пафосными строками и известный стихотворец Пиндар. Наибольшее распространение жанр дифирамба получил в пятом веке до нашей эры. Его возглавили поэты так называемой «новой музыки». Самыми известными представителями этого направления были Тимофей Милетский, Меланиппид и Филоксет с острова Китера. Через сто лет жанр пошел на убыль, а потом и вовсе утратил популярность, хотя соревнования между хорами, певшими дифирамбы, продолжались вплоть до завоевания Греции Римом.
Что говорят философы?
Хотя слово это было популярно в античности, происхождение его не является греческим. Дифирамбы – это, по-видимому, был один из древних эпитетов бога вина. Философ Платон в диалоге «Законы» рассуждает о различных значениях музыкальных жанров. Там он говорит следующим образом: «Я думаю, что дифирамбом называется рождение Диониса». А в своей знаменитой «Республике», которая относится уже к четвертому веку до н.э., Платон подает еще одну трактовку слова «дифирамб». Значение этого термина в поэзии он понимает как исключительный способ авторского поэтического самовыражения, граничащего с экстазом. Плутарх говорит о дифирамбе, как о бурной речи, исполненной энтузиазма. Он противопоставляет гимны, написанные в этом стиле, более спокойным и гармоничным восхвалениям Аполлона. Аристотель же полагает, что это и есть основа и источник греческой трагедии. У уже упоминаемого нами поэта Вахилида так называется диалог между певцом и хором в трагедии. Затем хор заменил другой актер.
В Новой истории
Европа попыталась вернуться к дифирамбу во времена Возрождения. Тогда появились разнообразные хвалебные оды князьям Церкви и светским политикам. Но уже в те времена на такой поэтический жанр смотрели критически и насмешливо. Особенно популярными стали дифирамбы в эпоху барокко, когда авторы пытались возродить античные празднества. Наибольший успех этот музыкально-поэтический жанр обрел в Италии и, особенно, в Германии, где им увлекались поэты «Бури и натиска», такие как Франц Шиллер. Композитор Шуберт тоже написал композицию на пафосный текст подобного стиля. А Фридрих Ницше даже попробовал создать нечто подобное оригинальным «вакхическим» дифирамбам, хотя и с сатирическим оттенком.
Современное значение фразеологизма
Оригинальный смысл этого слова еще время от времени воплощается некоторыми современными музыкантами, такими, например, как Игорь Стравинский. Однако в большинстве случае эти слова приобрели ярко выраженный саркастический смысл: «Может, я буду тебе еще дифирамбы петь?» Фразеологизм этот стал означать неумеренное и неуместное славословие, неприкрытую лесть. В каком-то смысле это и понятно, ведь этот литературно-музыкальный жанр предназначался для экстатического восхваления богов. А когда его, с легкой руки эпохи Ренессанса, стали применять для восхваления политиков и вообще власть имущих, то он легко сделался чем-то неприятно-пафосным и надуманным. Ведь еще в Писании сказано, что следует отдавать Богу одно, а «кесарю» - другое. А когда политикам, звездам и разному бомонду поют дифирамбы, полагающиеся небесным созданиям, разве это не откровенный перебор? А может, даже и богохульство. Поэтому большинство людей не воспринимают дифирамбы или презирают их как откровенную лесть. Тем более что ее, как правило, используют, для того, чтобы понравиться нужному человеку и получить свою долю выгоды.