Каргопольская игрушка - история возникновения. Лепка каргопольской игрушки

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

каргопольская игрушка

Какая она – игрушка из глины?

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек.

Авторство

каргопольская глиняная игрушка

В большинстве случаев имена изготовителей подобных вещиц никому не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.

В тридцатые годы прошлого века в деревне Гринево проживал Дружинин Иван Васильевич – потомок рода гончаров. Он был одним из талантливейших создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры люди знают как классические каргопольские.

Гринево стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рук которой появилась чудесная каргопольская игрушка. Имя ей – Бабкина Ульяна Ивановна. Начав заниматься созданием игрушек еще в 15-летнем возрасте, Бабкина продолжала свое ремесло до конца жизни. Именно она не дала завершиться прекрасному обычаю произведения сувениров. Это Ульяна Ивановна сберегла образ коня-полкана, или, как его еще называют, полихана. Кентавр с бородой, коим является Полкан – один из самых любимых и востребованных образов каргопольской глиняной игрушки.

Династия Шевелевых

лепка каргопольская игрушка

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелевых берет свое начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки.

Сегодня дело предков унаследовал Шевелев Валентин Дмитриевич. Он занимается воссозданием старинной техники обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и пятнами черного цвета. Все это возможно благодаря подгоревшей муке. В Каргополе в 2003 году был создан Дом-музей династии Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки.

Баба

мастера каргопольской игрушки

Самая древняя каргопольская игрушка – это баба. Благодаря сочетанию довольно древних элементов и своей архаичности она относит пользователя к эпохам мезолита, неолита и палеолита. По своему внешнему виду фигурка напоминает бабу-идола, сделанную из камня, с невозмутимым плоским лицом. Историки считают, что она олицетворяет Великую Матерь, которая, предположительно, относится к матриархату палеолитического периода. Позже она перевоплотилась в символ Матери-Земли, основной богини Природы. По истечении некоторого времени культовое значение игрушки было потеряно, и она стала всего лишь детской забавой и аксессуаром быта крестьянина.

Производство бабы

Фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сдавливали обе руки-колбаски, скручивали их в форме калачика и тоже фиксировали. Головной убор в виде кокошника или шляпы приделывали самым последним. На этом заканчивалась лепка.

Каргопольская игрушка далее нуждалась в покраске. Бабу подвергали обработке известью, иногда для этой цели применяли раствор на основе мела и молока. Потом мастера приступали к прорисовыванию передника. Его наполняли разнообразными изображениями символического значения. Так, волнообразные линии символизировали воду и дождь, зигзаги означали молнии, ливни и грозы. Изображение креста в круге символизировало солнце, а креста в ромбе – землю. Роспись каргопольской игрушки в виде креста с точками означала засеянное поле, а различные завитушки – это ростки. Если говорить в общем, то вся вышеописанная символика имела отношение к оседлому жителю, пахарю или сеятелю.

каргопольская игрушка полкан

Полкан

Особое место в истории глиняных поделок занимает каргопольская игрушка Полкан. Специалисты в области создания сувениров считают, что слово «полкан» произошло от «полконя». Эта игрушка появилась после бабы. Она считается такой же любопытной и архаичной, содержит много разных смыслов. Полкан – кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. Иногда его изображали с грудью женщины. В Полихане появляется очень важный символ крестьянства – конь. Он стал воплощением землепашества, богатства, знатности и силы.

Полкан – это землепашец, так как первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Борода – это свидетельство зрелого возраста, а широкая грудная клетка – символ расцвета сил. Что же символизирует женская грудь? История каргопольской игрушки говорит, что это универсальный символ крестьян: покровитель рода, семьи, хозяин, хранитель домашнего очага.

Другие фигурки

К прочим древним образам относятся изображения зверей. Сначала популярностью пользовались зайцы, чуть позже их вытеснили кони. Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») с потомством или без него. Ее могли лепить с разнообразными бытовыми предметами, например, с рыбой или зеркалом в лапах. Медведь – это один из первых символов планеты.

история каргопольской игрушки
К самым поздним сюжетам каргопольской глиняной игрушки относятся образы, связанные с сельским бытом. Так, мастера лепили тройку запряженных лошадей с наездниками. Мужики с длинными бородами, держащие гармонь, лапти или трубку, крестьянки и барыни – все это прообразы глиняных поделок.

Особенности каргопольских игрушек

Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Она обладает узнаваемым стилем, типажами и росписью. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как ее исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта. Также эта категория сувениров иллюстрирует сюжеты из сказок. Сюда можно отнести такие композиции, как «Девушка за стиркой», «Репка» и прочие.

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.

каргопольская игрушка история возникновения

О каргопольской игрушке в наши дни

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе.

Дом-музей Шевелевых

Каргополь, улица Гагарина, дом №30 – именно в этом старом бревенчатом здании с наличниками зеленого цвета находится известный на всю Россию Дом-музей Шевелевых. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров каргопольской игрушки. Тут есть две маленькие комнаты, в которых в свое время проживали Клавдия Петровна и Дмитрий Васильевич Шевелевы. Они воспитали троих детей – Валентина, Владимира и Виталия. А те дали жизнь своим детям, которые не дают пропасть ремеслу своих предков. Когда в конце 2000 года умер Дмитрий Васильевич, его наследники выступили с предложением открытия музея. Эта идея была поддержана администрацией района, а через два года власти отдали вторую половину помещения в аренду роду Шевелевых.

Музейные экспозиции

В 2002 году на территории поместья Владимир Шевелев обустроил выставочный летний зал, а в переднем отделении дома он организовал комнату для мастер-классов. Через год братья Шевелевы создали экспозицию, но временную. Официальной датой открытия Дома-музея является 13.06.2003 года.

В современном Каргополе нет постоянно действующей выставки каргопольской игрушки, поэтому музей Шевелевых восполняет этот пробел. Здесь представлены фотографии, некоторые реликвии семьи, традиционные бытовые принадлежности, которые были слеплены на гончарном круге и покрыты поливой из свинца. Украшением экспозиции являются предметы живописи трех братьев. Здесь интересно будет и старшему поколению, и младшему.

Вот такая она – каргопольская игрушка. История возникновения ее уходит своими корнями в глубокую древность, проходит через века и останавливается в современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.