Стабильное функционирование и развитие цивилизованного общества основывается на создании минимальных благоприятных условий для жизни каждого человека внутри него. Комплекс действий со стороны государства и специальных органов, обеспечивающий эту оптимальную среду, получил название социальной системы. Основа ее успешной работы - это стабильное финансирование и правильное расходование поступивших выплат. Для решения этих задач в большинстве современных стран были созданы специальные общественные фонды денежных средств. Далее в статье подробнее разберем, что собой представляют эти структуры.
Централизованные и децентрализованные фонды
Внебюджетные структуры в зависимости от своих размеров, видов деятельности и способов пополнения делятся на две группы. К первой относят централизованные фонды. Они участвуют в процессах решения социально значимых программ на федеральном уровне. В этой группе в РФ следует выделить государственные фонды социального и обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Одной из крупнейших структур данной ветви системы является ПФ РФ. Фонды денежных средств могут выполнять задачи по решению социальных вопросов в рамках определенной территории, отрасли. В сферу их влияния входят различные проблемы местного значения. Данные структуры получили название децентрализованные фонды государства. Это, например, объединения, созданные региональными властями для решения местных проблем или возникшие в определенной отрасли, задачей которых является решение задач, характерных именно для этой сферы.
Децентрализованные денежные фонды госучреждений
Современная финансовая система страны участвует в формировании данных объединений в различных случаях. Так, на предприятиях создаются децентрализованные фонды государства. Это такие объединения, финансирование в которых осуществляется за счет собственных денег организации. Такие компании функционируют не за счет средств бюджета, а за счет собственной доходной деятельности, при этом оставаясь в собственности у государства. Существуют объединения, формируемые за счет государственных учреждений. В силу специфики своей работы, такие образования не могут самостоятельно производить какую-либо продукцию и, следовательно, получать доход от своей деятельности. Они работают за счет средств, поступающих из внешних источников финансирования (государственного денежного фонда). В большинстве случаев такие источники формируются в ведомстве вышестоящего контрольного органа, регулирующего работу данного учреждения. Организации, финансируемые из таких фондов, называются бюджетными.
Отраслевые объединения
Существуют объединения, находящиеся в распоряжении министерств, госорганов, регулирующих отрасль или сферу управления на федеральном уровне. Основная задача, которую выполняют такие децентрализованные фонды государства, - это решение возникших проблем в определенной отрасли или сфере управления. Их место в финансовой госсистеме промежуточное. Они располагаются между фондами государственных учреждений и централизованными. Главной задачей контролирующих структур является качественное перераспределение поступивших из промежуточного объединения средств между их конечными потребителями. В качестве последних выступают государственные бюджетные учреждения. В свою очередь, поступившие в данные организации финансовые средства являются основой для формирования их собственных фондов.
Назначение объединений
Формируемые за счет поступлений из бюджета средств децентрализованные фонды государства - это основной источник финансирования для госучреждений. В отдельных случаях возможен вариант поступления части денег в распоряжение предприятия, которое существует за счет собственной производственной деятельности. Данная ситуация возникает при разработке и реализации специальных государственных программ развития. В этом случае поступившие средства используются для внедрения и реализации нового проекта. При такой системе распорядителями финансов являются министерства и ведомства. При этом децентрализованные денежные фонды выступают в виде промежуточного распределительного механизма средств от госситемы к конечным получателям.
Распределение средств в оборонном бюджете
Наиболее ярким примером финансирования является освоение денег в оборонной сфере страны. Государство закладывает определенные статьи расходов в общий бюджет. Он, в свою очередь, является централизованным фондом. Впоследствии деньги с этих статей выделяются в распоряжение министерству обороны. Оно, в свою очередь, формирует собственный фонд денежных средств (отраслевой). Далее министерство производит распределение по более мелким структурным подразделениям (воинским частям). Эти единицы, в свою очередь, формируют у себя собственные фонды. В дальнейшем непосредственные распорядители средств (воинские части) расходуют деньги в соответствии с утвержденной сметой на праве оперативного управления, при этом осуществляя финансирование своей деятельности.
Органы контроля
Фонды денежных средств являются лишь одним из элементов финансово-экономической системы страны. Работать автономно, независимо от других звеньев, они не могут. Государством создана специальная система, при которой за каждым денежным фондом закреплен соответствующий госорган. В его задачи входит:
- сбор средств;
- их дальнейшее распределение;
- организация процесса использования;
- контроль применения финансов;
- осуществление процедур наказания за неправильное внедрение поступлений и ряд других важных функций.
Формирование и распределение средств в республиканском бюджете
Эта структура является важным звеном общегосударственной финансовой системы. В обеспечении бесперебойной работы республиканского бюджета принимает участие множество органов, каждый из которых выполняет свою определенную функцию. Министерство финансов формирует проект будущего бюджета и передает его в Правительство, которое, в свою очередь, вносит его в Парламент на рассмотрение. По результатам слушаний принимается специальный закон о бюджете. Правительство, утвердившее проект расходов и доходов, является его основным гарантом. Под его контролем с помощью Минфина происходит распределение денежных средств министерствам и ведомствам. Они выступают в роли распорядителей поступлений бюджета, на уровне которых происходит перераспределение денег между учреждениями и предприятиями, конечными получателями финансов. Окончательное использование финансов происходит по заранее утвержденным целевым программам и сметам. Средства на всех уровнях могут поступать неравномерно в зависимости от пополнения бюджета в результате уплаты налогов и иных отчислений.
Особые поступления
Объединение, средства которого направлены на финансирование безвозмездной деятельности, называется благотворительным фондом. Формируется такая организация за счет дарения денег, предметов искусства, товаров, услуг и иных материальных ценностей. Благотворительный фонд в зависимости от вида решаемых задач может быть научным или социальным. Последние реализуют программы поддержки малообеспеченных слоев населения. На средства первых финансируются исследования в различных областях науки.