Контемп стал тем танцем, который стер общепринятые рамки движений. Не зря его называют набором случайных движений в неслучайном порядке. Те, кто стоял у истоков рождения контемпа, видели в нем часть культуры, которая способна привлечь массы.
История возникновения
Контемп – это танец, который называют ещё контемпорари («contemporary dance»). В переводе с английского это значит «современный танец». Данное движение, которое зародилось в конце 19 века, призывало освобождаться от общепринятых стандартов. Направление создавалось для слияния жизни и танца. Людей объединяло одно мировоззрение, основанное на идее Ницше. Свобода танцора должна была раскрыть его раскрепощенность и творческий дух.
Те, кто стоял у зарождения направления, хотели привлечь к нему как можно больше людей. По их мнению, контемп доступен каждому желающему его освоить. Он поможет изменить свою жизнь. Импровизация – это основная черта, которая и разбудит в человеке творческие способности, уверяли создатели.
В это же время (в конце 19 – начале 20 вв.) человечество активно проявляло интерес к спортивным занятиям различного направления. Это также было взято в идею контемпа.
Айседора Дункан – одна из основоположниц контемпа
Американская танцовщица Айседора Дункан была одной из тех, кто стоял у истоков зарождения современного танца. Она отрицала школу классического балета и отдавала предпочтение свободному пластическому танцу. Её целью было связать музыку и движения в одно целое. В своих выступлениях танцовщица использовала классическую музыку и с помощью танца буквально иллюстрировала её. На сцену Дункан выходила в свободной одежде и босиком, что для того времени было необычным и удивительным. Зрители очень эмоционально реагировали на такие зрелищные выступления. Она имела богатую фантазию и не раз шокировала публику своими танцами в полуобнаженном виде.
Несмотря на то что её школа не нашла последователей, она внесла огромный вклад в разрушение стереотипов.
Контемпорари как симбиоз различных культур
Контемп – это танец, который сейчас относят к современным направлениям. Основы взяты из танцевальных движений классического танца джаз-модерна, цигуна, тай цзи цюаня, йоги, пилатеса. От этого в нем столько разнообразия и не существует границ для передачи своего внутреннего состояния. Отсутствие каких-либо запретов рождает удивительные творческие решения. Рамки устанавливаются только в вопросах восприятия зрелища зрителем. В танце сложно уследить определенные стили и направления. Контемп – танец для души и удовольствия. Академическая культура прячет человеческое, а свободные современные танцы ставят его вперед. Никаких идеалов красоты и эталонов, все хаотично, неожиданно и искренне.
На занятиях огромное значение уделяют работе с пространством, дыханию, эмоциям, качеству движений, правильному выстраиванию своего тела.
Разработки различных техник
Современный танец до сих пор развивается. Каждый балетмейстер и постановщик выражает в нем свое видение мира. Есть законы построения танца, которые мастера развивают по-своему.
В разное время появлялись различные техники, которые создавали «пионеры» современных танцев.
- Техника Александера появилась в 1920-х годах. Уделяется внимание правильной осанке и структуре тела.
- Метод Фельденкрайза основан на системе комплексной работы с телом.
- Соматикс. Разработал Томас Ханна в 1970-х годах. Основывается на концепции осознанности и взаимодействия тела и разума.
- Система Рудольфа Лабана. Построена на понимании, наблюдении, описании и нотации всех форм движения.
- Техника Марты Грэм. Особое внимание уделяется работе с брюшной полостью и тазом.
- Техника Мерса Каннингэма. В основе – архитектура тела в пространстве, построение линии силы, дающей легкое и естественное движение.
- Техника релиз. Строится на использовании только тех мышц, которые необходимы в данный момент. Остальные должны быть освобождены. Эта техника помогает почувствовать свое тело, понять его и наполнить хореографическую лексику танцовщика.
- Техника Хампри-Уэдмана. Построена на исследованиях использования силы и энергии, на работе с весом.
- Техника Хосе Лимона. Основана на учениях Хампри-Уэдмана. Используется движение дыхания через тело, перенос веса из одной части тела в другую.
Один и тот же танец будет не одинаково воспринят, если исполняется двумя разными людьми, поскольку основан на весе и балансе.
Каждое занятие начинается с подробной разборки анатомической, нервной, дыхательной и мышечной систем. Контемп – это танец, изучение которого строится на трех базовых программах.
Программы современного танца
Обязательному изучению в процессе обучения подлежат следующие разделы:
- Баланс и артикуляция.
- Гравитация.
- Техника работы с полом – par terre.
На этих трех базах строятся уроки. Контемп начинается с теории, с обсуждения настроения танца и ощущений, который он вызывает. Для парных танцев обсуждаются поддержки, техника их исполнений. Не менее трети занятия отводится разогреву тела.
Контемп – это танец, который выполняют в трех техниках:
- вертикальная – танец в вертикальном положении;
- партер – танец на полу;
- парная – танец с партнером.
Как дела обстоят сегодня?
К современным танцам относят три направления. Все они практически не имеют различий.
- Свободный танец. Основан на привычных и естественных движениях человека.
- Музыкальное движение. Большее внимание уделяется музыке. Танец начинается с первых нот звучания композиции и заканчивается под последние звуки. Главная задача – отразить настроение музыкального произведения.
- Контемп-модерн. Зародился в США и Германии. До конца не ушел от традиционных балетных движений. В то же время он оказал влияние и на классическую хореографию.
Значение музыки
В современном танце роль музыки очень сильна. Она призвана помогать танцующему, а не навязывать свою тему. В начале зарождения стиля музыка для контемпа выбиралась классическая. Сейчас для исполнения танца достаточно ритма, заданного метрономом. Движениями и драматургией человек передает настроение и характер своего выступления. Контемп – танец, который можно исполнять в любом музыкальном сопровождении: при естественных акустических звуках, под современные мелодии и даже в тишине. Музыка для контемпа может быть со словами или без них, правил и требований нет.
Начало обучения
Специалисты подчеркивают, что современные танцы были созданы 100 лет назад для того, чтобы люди могли научиться слушать свое тело в любом возрасте. Однако со временем стиль контемп настолько совершенствовался и усложнялся, что есть такие композиции, которые не каждому под силу исполнить. Некоторые постановки не уступают акробатическим номерам по количеству сложных поддержек и уровню подготовки выступающих.
Сейчас этим направлением начинают заниматься с 4 лет. Детей учат чувствовать музыку, осваивать элементарные движения и знакомиться с культурой современного танца.
Контемпорари можно начинать заниматься в любом возрасте. Он безопасен и доступен для начала освоения танцевальных движений.
Одежда для занятий должна быть свободной и комфортной. Для удобства рекомендуется использовать балетки или чешки, можно джазовки, плотные носки с нескользящей подошвой. Очень часто танцуют просто босиком. Это стало уже символом контемпорари.