Мировая архитектура развивалась по законам церковной доминанты. Жилые гражданские постройки выглядели достаточно скромно, в то время как храмы поражали своей помпезностью. В период Средневековья церковь обладала значительными средствами, которые высшее духовенство получало от государства, кроме того, в церковную казну поступали пожертвования прихожан. На эти деньги и строились храмы по всей России. Примеры архитектуры гражданской того времени оставляют желать лучшего. Однако, начиная с 18 века, положение радикально изменилось. Церкви и соборы уже возводились без излишней роскоши, зато помещичьи усадьбы, царские загородные дома и даже постройки в дворянских охотничьих угодьях значительно добавили в изысканности и красоте. Стили домов, архитектура зданий, улиц и площадей постоянно совершенствовались. Зодчие считались самыми уважаемыми людьми.
Ранний готический стиль
Уникальные примеры архитектуры древности - это соборы, которые возводились, начиная с середины 12 века в северных регионах Франции. Самый большой готический собор был построен в Амьене, в 1220 году. Позже такой же готический собор возвели в немецком городе Кёльне, его постройка завершилась в 1248 году.
Параллельно с готическим в 12 – 14 веках развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья. Итальянские зодчие возводили здания со стенами невероятной толщины, дома скорее походили на крепости. Примеры архитектуры романского стиля - это постройки, напоминающие военно-оборонительные сооружения. Нижний ярус был особо прочным, фундаментальным, второй этаж состоял из башен и башенок, круглых и прямоугольных в плане, больших и малых. Во всех башнях были узкие, высокие окна, по форме напоминающие бойницы. Романский стиль в архитектуре Средневековья соответствовал своему времени. Враждующие рыцарские кланы нуждались в эффективной защите от набегов неприятеля, и фамильные замки с крепостями как нельзя лучше подходили для этой цели.
Древняя архитектура
В древности много внимания уделялось возведению общественных построек. Это были грандиозные сооружения, предназначенные для организации массовых зрелищ. Древнеримские форумы, рассчитанные на десятки тысяч зрителей, древнегреческие агоры, представлявшие собой огромные открытые площади, ежедневно заполняемые народом, ремесленниками и торговцами. Архитектура древняя египетская значительно отличалась от римской, прежде всего тем, что египтяне никогда не собирались многотысячной толпой в одном месте. Египетская история уходит своими корнями в 15 век до нашей эры, когда архитектура носила условный характер. Постройки возводились из ракушечника или красной обожжённой глины. О стилях еще ничего не было известно, древние египтяне были озабочены не стилистикой своих строений, а тем, как построить дома повыше, чтобы избежать затопления от разлившегося Нила.
Ордеры
Архитектура древняя греческая была по большей части ориентирована на возведение храмовых построек, некоторые из которых дошли до нашего времени. Постепенно обозначилось несколько архитектурных стилей:
- Дорический ордер - отличается простыми, мощными формами, даже некоторой их тяжеловесностью. Колонны дорические имеют на своей поверхности каннелюры, глубокие желобки, проходящие от нижней базы до капители. Горизонтальные ярусы в дорическом ордере - это архитрав, соединяющий колонны на уровне абак, сверху проходит фриз, состоящий из двух слоев - триглифа и метопы. Все вместе образует антаблемент, который увенчивает гезимсом, карнизом со значительным выступом наружу.
- Ионический ордер - в сравнении с тяжеловесным дорическим отличается легкостью пропорций. Главным признаком принадлежности к ионическому ордеру является капитель колонны, имеющая форму двойной волюты, направленной завитками вниз. Ионический ордер считается архитектурным женским стилем, так как он изыскан и дополнен украшениями. Появился ордер в VI веке до нашей эры, в Ионии, на северо-западе побережья Эгейского моря. Спустя столетие распространился по всей территории древней Греции. Главное здание в ионическом стиле - это храм богини Геры на острове Самос, построенный в 570 годах до нашей эры и вскоре разрушенный землетрясением. А самой стильной постройкой в ионическом ордере является храм Артемиды Эфесской - одно из "Семи чудес света".
- Коринфский ордер - наиболее поздний, отличался от других особенной пышностью. Колонны по образу и антаблементу напоминают признаки ионического ордера, однако абака и капитель совершенно иные. Коринфский стиль насыщен декоративностью, в его капители присутствуют растительные орнаменты, по периметру проходят два ряда акантовых листьев. Капитель также украшает множество лилейных волюток.
"Палладианство"
Начало 18 века ознаменовалось появлением нового направления в мировой культуре - классицизма. Регулярность форм, четкие проекции и пропорции - таковы были основные критерии архитектурного классицизма. Верный последователь античной стилистики храмового зодчества, венецианец мастер Палладио вместе с учеником Скамоцци обосновал собственную теорию античного классицизма. Учение получило название "палладианство" и стало широко использоваться при строительстве частных особняков. Стиль "классицизм" в архитектуре оказался технологичным и удобным с точки зрения проектирования и возведения зданий.
Закат архитектуры "барокко"
Как оказалось, стоимость зданий, возведенных в новом стиле, была существенно ниже. Постройки отличались лаконичностью, "взбитые сливки" позднего барокко отошли в прошлое, классицизм с его симметрично-осевыми композициями и благородной сдержанностью декоративного убранства приобретал все больше почитателей. Европейские ценители архитектурных шедевров готовы были отказаться и от барокко, и от рококо в пользу камерного, с нотками академичности, строгого и элегантного классицизма.
Одновременно было построено несколько особняков под руководством Андреа Палладио, самым известным из которых стал дворец "Ротонда", близ города Виченца. Стиль "классицизм" в архитектуре быстро завоевал популярность. Париж в буквальном смысле слова захлестнула волна строительства. При Людовике XV возводились целые архитектурные ансамбли, такие как площадь Согласия. А в период правления Людовика XVI "лаконичный классицизм" стал основным направлением в городской архитектуре. После казни французского короля и низвержения монархии в 1793 году Париж долгое время застраивался хаотично и непоследовательно.
Архитектурный стиль ампир
В конце 18 века классицизм стал приходить в упадок, понадобилось обновление всей культуры в целом и архитектуры как ее составляющей части.
На смену классицизму пришел новый стиль в искусстве и архитектуре под названием ампир, который зародился и получил развитие во Франции, во времена правления Наполеона I. Появление нового направления было вызвано в немалой степени политическими причинами. Правительство Наполеона Бонапарта старалось насаждать собственный, так называемый "имперский" стиль в архитектуре, когда стало ясно, что классицизм уже близится к закату. Как торжественный и помпезный ампир, так и все остальные стили архитектуры 19 века идеально вписывались в дворцовые агломераты, однако упор все же делался на "королевское" направление.
В России архитектурный ампир появился при царе Александре Первом, который лояльно относился к французской культуре и считал ее достойной подражания. Недаром государь пригласил архитектора из Франции, Огюста Монферрана, для возведения знаменитого Исакиевского собора. Стиль в архитектуре – ампир - не был единым по своей форме, он разделился на петербургский и московский и просуществовал до середины 19 века. Кроме Исакиевского собора, построенного в 1858 году, в Петербурге есть еще один шедевр в "королевском" стиле, это Казанский собор Андрея Воронихина, а в Москве "Триумфальные ворота". Русский стиль в архитектуре ампир - это тридцатилетний период возведения подлинных шедевров.
Архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга
Одним из самых выдающихся городов мира по архитектурной значимости является город Санкт-Петербург, Северная столица России. Благодаря преемственности российского и западноевропейского опыта градостроительства в XVIII - XIX веках в Петербурге был создан уникальный конгломерат. В городе представлено пятнадцать различных архитектурных стилей, гармоничная полифония которых создает уникальную картину воссоединения нескольких исторических периодов в одно целое. Границы эпох четко не обозначены, "размыты", однако все признаки прошлого присутствуют.
Архитектура Петербурга включает в себя восемь направлений, которые являются доминирующими:
- барокко "петровское", начало 18 века;
- барокко "елизаветинское", середина 18 века ;
- готика, вторая половина 18 века;
- классицизм, конец 18 века;
- русский ампир, начало 19 века;
- ренессанс, середина 19 века;
- эклектика, вторая половина 19 века;
- модерн, начало 20 века;
Петровское барокко - это преобразованное итальянское и французское барокко. Несколько вычурный стиль приветствовался Петром I и его окружением. Однако время, на которое пришелся расцвет барокко, было неспокойным, многочисленные войны опустошали казну. Строительство новых зданий финансировалось в недостаточном объеме, и это не могло не сказаться на их качестве. Стиль барокко обозначался только на фасадах, акцентировались главные признаки архитектурного направления: фронтоны, пилястры с волютами, шпили на крышах. Внутренние помещения вытягивались по принципу анфилады, это существенно снижало стоимость постройки. Петровское барокко доминировало в Петербурге с 1703 по 1740 год, после смерти императора в 1725 году активность приглашенных по контракту европейских зодчих снизилась, но работы продолжались еще в течение 15 лет.
Взошедшая на царский престол в 1741 году дочь Петра I Елизавета стремилась к централизации власти, кроме того, ей была не чужда роскошь, парадность, пышные празднества и балы. В архитектуре городских застроек в период правления Елизаветы стала прослеживаться помпезность и вычурность, таким образом сам по себе возник стиль "елизаветинское барокко". Главным архитектором того времени был Бартоломео Растрелли, который создал шедевр архитектуры мирового значения - Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади, который также известен как музей "Эрмитаж".
Список архитектурных сооружений, возведенных в период господства елизаветинского барокко:
- Дворец Аничкова (1741 - 1753).
- Летний дворец Елизаветы (1741 - 1744), не сохранился.
- Большой Петергофский дворец (1745 - 1762).
- Екатерингофский дворец (1747 - 1750), не сохранился.
- Смольный собор, возведенный в Петербурге (1748 - 1754).
- Дворец Воронцова, Петербург (1749 - 1757).
- Путевой дворец на Средней Рогатке (1751 - 1754), не сохранился.
- Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1758).
- Строгановский дворец, Невский проспект (1753 - 1754).
- Николо-Богоявленский морской собор (1753 - 1762).
- Дом Шувалова на Итальянской улице (1753 - 1755).
- Зимний дворец (1754 - 1762).
- Особняк Яковлева (1762 - 1766), не сохранился.
Готика в Петербурге
Город на Неве является одним из самых уникальных мегаполисов в мире, в котором культура столь разнообразна. Готическая архитектура появилась в Санкт-Петербурге в 1777 году, это был Чесменский дворец и Чесменская церковь. Как и в случае с "петровским барокко", эти строения не в полной мере отвечали стилю. Готические элементы выполняли функцию внешней атрибутики - фасады, стрельчатые арки, многочисленные башенки, высокие шпили. Несущие конструкции строений выполнялись по упрощенной схеме. По сути, это была псевдоготика, тем не менее в 19 веке было построено большое количество церквей и светских зданий.
Архитектурный стиль "классицизм" получил свое развитие в период с 1760 по 1780 год. Петербург в то время уже был готов к переменам. Здания, выстроенные в стиле классицизма, органично вписывались в городской ландшафт. Среди наиболее заметных строений можно отметить следующие:
- "Императорская академия художеств", построенная на Васильевском острове в 1764 -1788 годах.
- Юсуповский дворец (1771-1773).
- Висячие сады Малого Эрмитажа (1764-1775).
- Армянская церковь (1771-1776).
- Мраморный дворец (1768-1785)
- Таврический дворец (1783-1789).
- Горный институт Императрицы Екатерины (1806-1808).
Классицизм был предвестником появления в Санкт-Петербурге русского ампира. Смена направлений произошла незаметно. В то время архитектурный стиль ампир был востребован во Франции как часть бурных перемен, происходящих в стране. Он отражал амбиции Наполеона и становился символом новой жизни для французов. А русский ампир пришел на смену классицизму, не более того. Архитектура Петербурга развивалась по собственным законам. Существенное влияние на ее становление оказала французская культура.
Архитектура и фотография
Постройки жилые и сакральные, помещичьи усадьбы и храмы, тюрьмы и присутственные дома. Любое строение, имеющее отношение к общественной жизни, должно было иметь архитектурные признаки. Некоторые дома возводились в строгом соответствии с правилами строительной эстетики, при этом зодчим нередко удавалось достичь впечатляющих результатов. Шедевры архитектурного искусства приходилось зарисовывать, поскольку фотографии тогда еще не было. Фотоискусство появилось и стало развиваться только в первой половине 19 века. Однако не сразу удалось заменить рисунок на фото. Архитектура - это всегда достаточно сложное изображение, с множеством оттенков и полутонов, а обычный дагерротип их не передавал, на пластинке получалось только плоское пятно с едва заметными контурами. И художники продолжали рисовать.
Однако годы шли, фотография совершенствовалась, и вот наступил момент, когда любое строение стало возможным запечатлеть на фото. Архитектура, по меткому выражению классика, это "застывшая музыка", и многим хотелось эту музыку сохранить на память в виде фотографии. Люди позировали на фоне собственных домов или старались сняться возле какого-нибудь известного строения. Всевозможные стили архитектуры, фото которых иметь дома считалось хорошим тоном, становились популярными. На заре развития фотографии большинство снимков были или семейными, или с изображениями зданий.
Стили архитектуры с примерами
Примеров архитектурных стилей множество, каждому из них присущи определенные признаки, характеризующие направление, типовую принадлежность и временной отрезок, в котором было возведено данное строение.
По отдельным, наиболее известным стилям архитектуры можно привести конкретные примеры:
- ампир – "Арка Генерального штаба" в Петербурге, на Дворцовой площади (1819 - 1829), архитектор Карло Росси;
- классицизм – "Троицкий собор в Александро-Невской лавре" (1776 - 1790), архитектор Старов. Санкт-Петербург;
- готика – "Дом Севастьянова" (1863 - 1866), архитектор Падучев, Екатеринбург;
- барокко – "Строгановский дворец" в Петербурге, на Невском проспекте, (1752 – 1754), архитектор Растрелли;
- ренессанс – Собор "Санта Мария дель Фьоре" во Флоренции (1417 - 1436), архитектор Брунеллески;
- модерн - "Дом компании Зингер" в Санкт-Петеребурге (1902 - 1904), архитектор Сюзор.
Примеры архитектуры свидетельствуют о развитии тех или иных жанров на протяжении столетий.
Оригинальные примеры сегодняшней архитектуры
Сегодня в мире достаточно креативных архитекторов, которые занимаются суперсовременными проектами. Иные проекты носят чисто утилитарный характер, но есть и такие, которые можно назвать оригинальными. Например, в Японии вошли в моду дома на шарах. Поскольку Страна восходящего солнца является сейсмоопасной, то японские архитекторы стали устанавливать дома на огромные шары, сделанные из особо прочного материала. Таким образом, во время землетрясения дом просто начинает качаться, колебания подземных толчков не могут ему нанести никакого вреда.
Есть оригинальные постройки, которые являются плодом творческой дизайнерской мысли. В известном испанском городе Барселона, который по праву занимает первое место в мире по количеству оригинальных построек, архитекторы создали еще один шедевр. Это дом, перевернутый "вверх ногами". Строение стоит на крыше и своей необычностью радует туристов.