Большое количество православных святынь сосредоточено на древнейшей крымской земле: мужские монастыри и женские, храмы, животворящие источники и многое другое. Так, например, вблизи города Бахчисарая можно наблюдать живописное ущелье, которое словно прорезает горы. Оно называется Марьям-дере и переводится с татарского языка как «ущелье Марии». Это место завораживает своей красотой, именно поэтому значительное количество времени тому назад было решено возвести здесь Свято-Успенский мужской монастырь. Он - одна из старейших православных святынь в Крыму.
Версии его возникновения
Существует два варианта появления рассматриваемого монастыря. Первая версия представлена предположением о том, что он был основан в VIII-IX вв. бежавшими из Византии монахами-иконопочитателями. Ущелье Марьям-дере, по их мнению, было подобно древнему Афону (Святая Гора на севере Восточной Греции) и напоминало им родной край. А также важным моментом выступило присутствие здесь источника с пресной водой.
Вторая версия гласит о том, что Свято-Успенский мужской монастырь возник в XV веке. Предполагается, что он был перенесен в ущелье из пещер, расположенных вблизи южных ворот крепости Кырк-Ор, которая была захвачена турками в 1475 году. Вторую версию происхождения монастыря поддерживает знаменитый исследователь А. Л. Бертье-Делагард, который занимается изучением Крыма. По его мнению, существовали древние рукописи, являющиеся подтверждением второго варианта истории возникновения рассматриваемой православной святыни.
Что происходит с монастырем в наши дни?
Очень долгое время он не реставрировался. Поэтому в настоящий момент монастырь возрождается благодаря упорному труду прихожан, монахов и меценатов. На данный момент уже восстановлена пещерная Успенская Церковь и наскальная иконопись, расположенная над ее балконом, а также прошла реставрация лестницы, которая уводит на самый верхний ярус, откуда можно попасть в светлые кельи.Закончено строительство колокольни, купола которой позолочены. Они были отлиты на металлургическом комбинате Днепродзержинска совершенно безвозмездно.
Также в Свято-Успенском мужском монастыре находится список иконы Божией Матери, который именуется Троеручица. На протяжении многих лет его посещают множество паломников, как и многие другие мужские монастыри Крыма.
Документального подтверждения относительно основания данной православной святыни и ее первых десяти лет существования не сохранилось. Есть предание, по которому появление монастыря связывается с Преподобным Сергием Радонежским, который приезжал в 1386 году город Рязань. Целью его прибытия было примирение московского и рязанского великих князей, а именно Дмитрия Донского и князя Олега.
Существуют и другие версии, неподтвержденные летописными данными, по одной из которых Свято-Троицкий мужской монастырь был создан рязанским епископом Арсением I в 1208 году, во времена правления князя Романа Глебовича, в качестве одного из укреплений, возводимых по периметру Переяславля - Рязанского.
Хронологические данные
Как и многие православные мужские монастыри, он имеет свою уникальную историю. Данная святыня неоднократно разорялась во времена татаро-монгольского нашествия. Это было засвидетельствовано в документах Храма Святой Живоначальной Троицы от 1595-1597 и 1628-1629 годов.
В 1695 году стольник И. И. Вердеревский возводит на месте деревянного монастыря каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, который впоследствии, точнее, в 1697 году, именуется как церковь Иоанна Предтечи. Затем строит колокольню в три яруса с большими воротами для въезда. Создает каменную ограду, состоящую из пяти угловых башен, а также различные постройки жилого и хозяйственного типа.
Далее, в 1752 году, на средства внука И. И. Вердеревского возводится каменный Сергиевский храм. Затем последовало лишение статуса монастыря. Это произошло в 23 апреля 1919 года. В дальнейшем, а именно в 1934 году, главные сооружения святыни были переданы в продолжительное пользование тракторной мастерской. Затем они эксплуатировались паровозным депо, автошколой и заводом автомобильной аппаратуры.
1987 год ознаменовался решением исполкома города Рязани о воссоздании памятника архитектуры и истории ранее существовавшей такой православной святыни, как Троицкий мужской монастырь и увековечивании памяти великого зодчего М. Ф. Казакова.
С начала 1994 года происходит восстановление Сергиевского храма, а 17 декабря 1995 года осуществляется освящение его Предтеченского придела. Затем Священный Синод 22 декабря 1995 года принимает решение по поводу возрождения рассматриваемого монастыря. Главный Сергиевский придел был освящен 8 апреля 1996 года. А 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.
Что данная православная святыня предлагает паломникам сегодня?
Желающим посетить Свято - Троицкий мужской монастырь всегда доступна комфортабельная гостиница, в которой можно разделить трапезу и, в соответствии с возможностями, остаться на ночлег. Паломникам предлагается посетить действующую библиотеку, в которой более 1400 экземпляров книг. В частности присутствуют тексты Священного Писания, богослужебная литература, творения святых отцов, периодические издания и множество иных книг духовно-назидательного чтения.
Возрождённый Спасо-Преображенский мужской монастырь
Одно из первых упоминаний о данном саратовском монастыре относится к середине XVII века, так называемой левобережной эпохи в истории города. После разрушительного пожара, который случился 21 июня 1811 года, старая православная святыня, располагающаяся в те времена возле Соколовой горы, полностью сгорела. В 1812 году, в связи с Отечественной войной и послевоенной разрухой, была приостановлена реконструкция монастырских строений.
Далее, по приказу императора Александра I, в период, датированный 1914 годом, ранее указанной святыни отведено новое местоположение вне города, точнее, у подножья Лысой горы. В настоящее время там проходит улица под названием Проспект 50 лет Октября.
Возведение монастырского комплекса, а именно двух корпусов для жительства братии и Соборной церкви во имя Преображения Господня, началось с 1816 года по проекту знаменитого архитектора Луиджи Руска.
В 1820 году произошло освящение монастыря. Затем, в 1904 году по проекту архитекторов П. М. Зыбина и В. Н. Карпенко при главной церкви была отстроена колокольня на средства от пожертвования основателей саратовского цирка – братьев Никитиных. В начале 30-х годов монастырский собор и ряд его строений разобрали, снесли колокольню.
Свято-Николаевский мужской монастырь древнего города Рыльска
В месте слияния реки Сейм и Рыло возведена вышеуказанная православная святыня в честь Николая Чудотворца. Что касается местности, то она весьма живописна. Строения монастыря располагаются на крутояре, то есть взгорье, у которого имеется крутой восточный склон, уходящий к реке, именуемой Волынка. Также можно полюбоваться раскинувшейся равниной, местами разбавленной дубравами и лугами, которые, в свою очередь, разграничены извилистой рекой Сейм и многочисленными озерами. С северной стороны монастыря проходит живописная цепь холмов, поросших лесами. Они имеют крутые белые склоны, носящие название меловые Вискольские горы.Летописные свидетельства
В данных записях зафиксировано упоминание чудесной помощи, оказанной Святым Иоанном городу Рыльску в нелегкие для него времена. В 1240 году, согласно словам летописца, исключительно Рыльск сохранился в значительной степени после Батыева погрома. Причиной послужило то, что жители призвали своего покровителя, после чего он явился ликом на стене, который ослепил татар и тем самым спас всех. Далее, в 1502 году, также заступничество святого спасло город от войска золотоордынского хана по имени Ахмет.
Николаевский мужской монастырь, носивший название ранее Волынская пустынь, впервые упоминается в 1505 году. Этот период впоследствии и стал датой его основания. Затем, в 1615 году, святыню сожгли польско-литовские войска Лжедмитрия. И только в начале XVIII века на местах ранее деревянных храмов были возведены каменные, в частности, двухэтажный Никольский, нижний храм которого освещен в честь почитаемой иконы Божией Матери, именуемой Знамение Курская Коренная, Крестовоздвиженский и Троицкий.
Схиархимандрит Ипполит, который был известен православному миру как старец, не последнюю роль сыгравший в возрождении обители, сравнивал строение церквей с плаванием Николая Угодника на кораблях.
Раифский монастырь
Он расположен в 30 км от Казани. Примечательность этого места охарактеризована не только великолепным архитектурным исполнением монастыря, но и весьма занятной историей касаемо его основания.
Монах Филарет решает пожертвовать свое наследство, оставшееся после того, как погибли родители, на благотворительность, а себя посвятить служению Господу. Для этого он уходит учиться в Московскую семинарию. Впоследствии Филарет приобретает популярность в качестве духовного наставника. Бурное внимание со стороны прихожан начинает его тяготить, и он пешком отправляется в город Казань. Во время скитаний в труднопроходимых лесах возле Смоленского озера ему является знамение. Это была протянутая рука, которая указывала на святое место, предназначенное для возведения храма. Сначала он построил хижину, где жил отшельником. Так и началась история монастыря, а священное место в народе прозвали «Раифа», что в переводе трактуется как «Богом хранимое место». К глубочайшему сожалению, Филарет так и не увидел полноценное сооружение, в настоящее время именуемое как Богородицкий мужской монастырь.
Как выглядит православная святыня сегодня?
В монастыре принято вставать рано. В половину седьмого утра раздается колокольный перезвон. Это свидетельствует о том, что прихожане приглашены на утреннюю молитву. Путь в Раифский монастырь выложен многочисленными клумбами с цветами. Справа от него расположен собор Грузинской Божьей Матери. Стены монастыря украшены ее иконами.
В центре монастырской площади возведен Троицкий собор, построенный в начале прошлого века. Он является одним из уникальных представителей архитектурного мастерства относительно того, как создавались мужские монастыри той эпохи. Там присутствуют необычные акустические особенности, вследствие которых пение церковного хора устремляется ввысь и разлетается на расстояние свыше трех километров.
Заключение
В настоящее время много сил прикладывается к тому, чтобы возродить уникальные православные традиции и, конечно, святыни. В первую очередь это касается воссоздания церквей и монастырей ввиду того, что они выступают не только учреждениями, помогающими удовлетворить культовые потребности верующих, но и духовно-историческими центрами, формирующими фундамент русского государства.