Так, например, несколько лет в Минске в Национальном художественном музее выставлялись пояса из России, Украины и Литвы. Итак, давайте вспомним, как же создавалось это искусство и какая его ждала судьба.
Ошибка ученых
История слуцких поясов берет свое начало в XVI веке, в Речи Посполитой. Именно тогдашние ученые и стали причиной их появления. Историки высказали мнение, что шляхетское сословие происходит от древнего степного народа, о котором известно из летописей римлян и греков, – сарматов. Именно это предположение послужило толчком к развитию в XVII веке новой идеологии – сарматизма. Аристократам понравилось это утверждение, и они стали считать себя потомками этого степного народа, а простолюдинов – выходцами из славян и балтов.
Так как сарматы были народом с Востока, то большой популярностью у шляхты стали пользоваться шелковые пояса, которые завозились из Персии и Турции в XVIII веке. Такой пояс считался символом богатства и власти его владельца, а также важной составляющей так называемого «сарматского» костюма. Таким образом, именно заблуждение историков послужило причиной появления феномена слуцких поясов.
Начало производства
В XVIII веке шляхта в Речи Посполитой составляла около 15% населения. Поэтому и спрос на шелковые турецкие пояса был достаточно велик. А, как говорится, спрос рождает предложение.Тогда гетман Великого княжества Литовского Михаил Казимир Радзивил выдвинул идею о производстве тканей по турецкому образцу на белорусских землях. В 1757 году по его приказу из Турции был тайно вывезен ткацкий станок. Однако это было лишь полдела. Еще необходим был мастер, который умел справляться с технологий и знал турецкие обычаи. И такой нашелся. Ованес Маджарянц – мастер из Стамбула, который тогда проживал в городе Станиславе. В народе его прозвали Яном Маджарским. Так в Речи Посполитой появились первые слуцкие пояса. Фабрика (мануфактура) первоначально располагалась в Несвиже, но позже (в 1762) году ее перенесли в Слуцк. Там она проработала все оставшееся время. Отсюда и соответствующее название продукции.
Вершина мастерства
Первоначально в Слуцкой мануфактуре работали только мастера из Стамбула. Но позже технологией овладели и местные ткачи, а восточные орнаменты и узоры на поясах сменились местными мотивами.
Двадцать пять лет (начиная с 1781 года) арендатором фабрики был Леон Маджарский – сын того турецкого мастера, который положил начало производству на белорусских землях. За продолжение отцовского дела, а также высокие успехи и достижения на этом поприще, он удостоился государственной награды, получил звание камергера и шляхетский титул.
Мастерство местных ткачей росло не по дням, а по часам. Так, высочайшим уровнем производства стал двусторонний четырехлицевой слуцкий пояс. Такая вещь была очень универсальна: ее надевали как на праздники, так и на трауры. Согласно турецким обычаям, мастерами могли становиться только мужчины.
Согласно поверьям, если женская рука прикасалась к золотым или серебряным нитям, они тускнели. Поэтому женщин даже близко не подпускали к ткацкому станку. Чтобы овладеть техникой производства, мужчины проходили семилетнее обучение. И это при том, что их дело было только ткать. Все узоры и орнаменты придумывались отдельно художниками.Подражатели
Пояс стал необходимым предметом в гардеробе любого уважающего себя аристократа. Продукция Слуцкой мануфактуры пользовалась огромным успехом и в скором времени вытеснила с рынка своих восточных конкурентов. Доходность предприятия побудила соседние страны повторить этот успех.
Так, Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский решил открыть ткацкую фабрику в городе Гродно. И попросил у Радзивилов мастера, который смог бы наладить производство. Однако ему было отказано. Но, несмотря на это, фабрика в Гродно открылась. Слуцкие пояса стали подделывать везде: начиная с Варшавы и заканчивая французским городом Лионом.
Чтобы бороться с контрафактным товаром, на фабрике Радзивилов стали маркировать свою продукцию. Так, на каждый слуцкий пояс ставилась метка-надпись, которая указывала место производства: «Me fecit Sluciae» или «Sluck». Когда белорусские земли были в составе Российской Империи – «Въ граде Слуцке».
Закат мануфактуры
Но и для Слуцкой мануфактуры настали плохие времена. Третий раздел Речи Посполитой в 1795 году послужил началом победного шествия французской моды. Ассортимент слуцких поясов резко сокращался. Сначала их просто запрятали в сундуки, а затем и вовсе начали жертвовать костелам и церквям. Некоторые сжигались для того, чтобы получить драгоценные металлы. Один слуцкий пояс содержал до ста граммов серебра и золота.
1831 год стал переломным в истории мануфактуры. После восстания российские власти полностью запретили носить шляхетские костюмы, а следовательно, и пояса. В 1848 году фабрику в Слуцке закрыли.
Счет на единицы
Белорусский историк Адам Мальдис подсчитал, что за время своего существования Слуцкая фабрика выпустила около 5 тысяч поясов. Причем каждый из них уникален и неповторим. После того как в конце XIX века пояса потеряли свое практическое применение, они стали художественной ценностью. И музеи, и частные коллекционеры стали собирать их. Например, знаменитый и успешный российский купец Щукин около двух десятков лет охотился за ними и скупал у виленских и варшавских антикваров. Свою коллекцию он завещал Государственному историческому музею. И, согласно оценке специалистов, она состоит из 60 фрагментов и 80 целых поясов.
Есть исторические данные, что в 1939 году в Несвижском замке Радзивилов хранилось 32 пояса, из которых 16 были слуцкими. Коллекция была передана Государственной картинной галерее БССР. Однако в годы немецкой оккупации она бесследно исчезла.
На сегодняшний день во всей Беларуси сохранилось только 11 поясов, из которых 5 – слуцкие, а остальные – их копии, изготовленные за рубежом. Вообще назвать точное количество этих предметов искусства, находящихся на территории России, Польши, Украины, Литвы и других стран, практически невозможно.
Сегодня в Слуцке
С 2012 года в Беларуси по поручению Президента действует Государственная программа, задача которой состоит в возрождении традиций и технологий производства Слуцких поясов.
На месте старой мануфактуры расположены корпуса РУП «Слуцкие пояса». Образовалось это предприятие в 1930 году как артель, объединявшая вышивальщиц и ткачих, занимавшихся народным промыслом и владеющих соответствующими навыками и мастерством. В 2011 году предприятию исполнилось 75 лет. Основная продукция, выпускаемая на фабрике, – это покрывала, рушники, салфетки, куклы и сувениры. Все это делается вручную на специальных ткацких станках – «кроснах».
С 2012 года Слуцкий комбинат начал выпускать копии слуцких поясов, а также различные сувениры с их мотивами (аксессуары для книг, ключей, телефонов, художественные панно и т. д.). Годы изучения секретов ткачей и художественных особенностей шедевров XVIII века не прошли даром – на предприятии воссоздали давно забытую уникальную технологию. Так, первый слуцкий пояс (фото) – идеальная копия исторического шедевра – был подарен Президенту Республики Беларусь. Сегодня он украшает Дворец Независимости.
Изделия «Слуцких поясов» сегодня очень популярны. Здесь можно приобрести красивейшие скатерти, белорусские рушники, салфетки и многое другое. И это не просто вещи, а настоящие произведения искусства.
Музей слуцких поясов
На предприятии работает уникальный музей. Там можно своими глазами увидеть копии и фрагменты шедевров, современные варианты, а также понаблюдать, как они изготавливаются.Музей истории слуцких поясов включает в себя несколько залов. Первая зона – «Пласты истории». Здесь можно увидеть, как менялся внешний вид слуцких поясов в различные периоды времени, у различных народов.
Зона «Слуцкий пояс» может похвастаться оригинальным произведением искусства XVIII века, а также его копиями и фрагментами. А в отделе «Мануфактура» можно ознакомиться с состоянием производства XVIII века.
Зал «Фрагмент дворца Радзивилов» - это воссозданная частичка Несвижского замка того времени. Ведь Радзивилы были представителями одного из самых богатых, влиятельных и знатных польско-литовских родов. Их замок был обставлен роскошной мебелью, украшен полотнами знаменитых художников и устлан персидскими коврами. В противовес знатным покоям в «Народной зоне» вы сможете также увидеть, каким был быт обычных людей.
В музее находится уникальный станок, разработанный немецкой фирмой Mageba, специально для воссоздания слуцких поясов. Он управляется при помощи двух компьютеров, содержит в себе 6 челноков и 1200 нитей. Аналогов такого станка в мире нет.
Цена вопроса
Сегодня на уникальном оборудовании воссоздаются слуцкие пояса. Сколько стоят такие шедевры? По словам ведущего художника фабрики, копии слуцких поясов обойдутся покупателям от 10 до 50 миллионов белорусских рублей. Это от 1000 до 5000 долларов США.
Недешево, скажем так. Откуда же такая цена? Даже на сегодняшний день, с использованием современных технологий, это большой труд. На создание одного пояса уходит около 60 часов! В процессе используются очень тонкие нити из натурального шелка, содержащие серебро и золото. И если увеличить скорость производства, они могут порваться. Итоговая цена складывается в зависимости от длины пояса, а также количества драгоценных металлов, используемых для его пошива.