Проблема воспитания в комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина

Комедия Фонвизина «Недоросль» стала знаковым произведением в русской литературе. Прежде всего, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы, поскольку во многом опередила свое время как по тематике, так и по форме.

Отличие от классицистической комедии

На первый взгляд может показаться, что «Недоросль» написана в точном соответствии с рамками царившего на тот момент в литературе классицизма. К примеру, в комедии соблюдаются принципы единства времени, места и действия, персонажи разговаривают согласно своему социальному статусу, а комизм часто построен на моментах ситуативных. На этом, пожалуй, сходство с классицистической комедией заканчивается. Основным же отличием можно назвать то, сколь важно воспитание в комедии «Недоросль» для автора и читателя.

Что волновало Фонвизина

Большинство исследователей, рассматривая комедию «Недоросль», утверждают, что основной конфликт в данном случае строится на любовной линии, а проблематика носит в основном социальный характер. При этом активно подмечается наличие темы классового неравенства, стремления к социальному благоустройству. Конечно, в такого рода утверждениях есть определенная доля истины, однако проблематика данного произведения куда более глубока.

проблема воспитания в комедии недоросль

Просто невозможно не заметить тему воспитания, на которой Фонвизин акцентировал внимание читателя. Именно передачу опыта последующим поколениям, формирование в них человечности автор преследовал, создавая своих персонажей. Обращая читательское внимание на воспитание, Фонвизин «Недоросль» писал с особым старанием, филигранно прорабатывая каждое слово, каждое действие своих персонажей.

Молодое поколение в комедии

Если обратиться к тексту, можно заметить, что проблема воспитания в комедии «Недоросль» освещается на примере двух героев: Митрофанушки и Софьи. Обладая очень тонким авторским чутьем, способностью улавливать малейшие нюансы, Фонвизин демонстрирует читателю сложившуюся ситуацию сразу с двух сторон, в разрезе двух пониманий. Автор прямо-таки заостряет внимание читающего на контрасте между главными героями.

тема воспитания в комедии недоросль

Моральная чистота, почтение к старшим, духовность Софьи очень ярко отделена от жестокости, невоспитанности Митрофанушки. Именно за счет этого противопоставления основная проблематика в пьесе становится особенно очевидной.

Контраст между героями старшего поколения

Проблема воспитания в комедии «Недоросль», конечно, не могла бы в полной мере выразиться без задействования героев предыдущего, старшего поколения. В данном случае речь тоже идет о вполне очевидном контрасте: Стародум, заботящийся о Софье, очень отчетливо противопоставляется семейству Простаковых. Автор ни минуты не скрывает этого факта, а наоборот, старается его всячески подчеркнуть, снова и снова выдвигая его на передний план для читателя.

воспитание митрофана в комедии недоросль

Контраст в данном случае дополнительно подчеркивается и речевой разницей между героями. Внимательный читатель или же зритель сразу заметит, сколь разительно отличие между речью Простаковых и Стародума. Воспитание в комедии Фонвизина «Недоросль» проявляется еще и на этом, сугубо речевом уровне, причем как в старшем, так и в младшем поколении.

Исключительно положительные герои

Ранее уже говорилось о том, что комедия «Недоросль» стала настоящим скачком вперед для русской литературы. Этого вопроса следует коснуться особенно, поскольку он является ключевым в понимании произведения.

Для классицистической пьесы, к которым чаще всего и относят комедию Фонвизина, характерна целостность в характере героев. В данном случае имеется в виду тот факт, что положительный герой не может иметь никаких отрицательных качеств и наоборот.

воспитание в комедии фонвизина недоросль

В данном же случае ситуация совершенно иная. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается на примере двух семейств: Стародума и Софьи, Простаковых и Митрофанушки. Согласно логике классицистического искусства, первые два из названных героев должны быть исключительно положительными. На деле же, при пристальном рассмотрении текста произведения, можно заметить, что автор довольно строг и к ним. В Стародуме, к примеру, обнаруживается некоторая «законсервированность», неприятие общества в той форме, в которой оно сложилось на данный момент.

Софья же, несмотря на все ее весьма очевидные достоинства, имеет и недостатки: она не может похвастаться, к примеру, особой способностью отстаивать собственное мнение, что Фонвизин откровенно осуждает.

Исключительно отрицательные герои

Примерно та же ситуация складывается и в отношении Простаковых. Несмотря на жестокость матери Митрофанушки, ее чрезвычайно узкие, ограниченные взгляды, в ней есть и положительные качества. К примеру, госпожа Простакова наделена способностью искренне любить собственное дитя и заботиться о нем в силу своих возможностей.

В комедии «Недоросль» тема воспитания раскрывается скорее путем демонстрации самого Митрофанушки, в котором совершенно невозможно выделить хоть какое-то минимально положительное качество. Он жесток, груб, ограничен и совершенно ленив. По сути, в данных условиях он и не мог стать другим – полнейшее отсутствие строгости у матери, мягкотелость и безразличие отца при тотальной опеке, совершенно наплевательское отношение учителей – все это просто не могло сформировать другую личность.

воспитание в комедии недоросль

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» показано особенно отчетливо, в мельчайших подробностях. Читатель просто не может остаться равнодушным к столь вопиющему поведению по отношению к растущему, формирующемуся ребенку, которому в результате предстоит попросту предать собственную мать.

Дополнительные аспекты

Не стоит забывать и о том, что тема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается не только через главных героев. По большому счету, на формирование личности Митрофанушки оказывают большое влияние и другие персонажи пьесы: Скотинин, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин и, конечно, Еремеевна. Все названные персонажи так или иначе еще более усугубляют сложившуюся ситуацию. Элементарная лень, ограниченность или слепая любовь, с которой относится к Митрофану его няня, никак не способствуют воспитанию нравственности, духовной чистоты.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» вызывает откровенное осуждение. Даже комичные ситуации, которые по законам классицистической комедии должны вызывать улыбку, приводят читателя в итоге скорее к горечи.

Даже финальная сцена с госпожой Простаковой, где добро, казалось бы, побеждает зло, не вызывает улыбки или радости – она глубоко печальна и сподвигает к длительному мыслительному процессу.

Возмущение и порицание

В комедии «Недоросль» тема воспитания звучит одинаково остро по отношению к духовному и рациональному воспитанию. Недостаток нравственной чистоты Фонвизин демонстрирует путем включения героев в конкретные ситуации, в которых их поведение не вызывает ничего кроме недоумения и некоторого отвращения. Что же касается нежелания постигать науки, Фонвизин осуждает это чрезвычайно остро, практически в каждом случае заметно негодование автора по поводу такого рода отношения к обучению.

недоросль тема воспитания

Если в первом случае тема воспитания в комедии «Недоросль» остается открытой для читателя, который самостоятельно должен сделать вывод на основании конкретных поступков, то во втором случае выбора не остается – Фонвизин открыто указывает на пороки Митрофанушки, того же Кутейкина и, конечно, Простаковых.

С читателем один на один

Несмотря на то, что Фонвизин осуждает те или иные поступки своих героев, он не морализирует открыто в своей комедии. В данном случае имеется в виду тот факт, что реакция читателя провоцируется наглядностью действий, обличением человеческих пороков, а не разговорами о них, прямой дискуссией. Именно поэтому проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается максимально полно, глубоко задевает читателя. Фонвизин мастерски продемонстрировал в ней самые темные, самые пыльные уголки русского общества своего времени, благодаря чему комедия не только дошла до наших дней, но и не утратила ни толики своего значения.

Простаковы всегда будут вызывать осуждение, Скотинин – возмущение, а Митрофанушка – некоторую долю отвращения. Тем не менее читатель абсолютно уверен и в том, что всегда будут оставаться такие, как Софья, Правдин или Милон, на которых можно ориентироваться и которыми стоит гордиться.

Фонвизин сегодня

С особым вниманием относятся сегодня к великой комедии о русской жизни: ее активно изучают в школах и университетах. Столь глубока она по своей сути, столь жива, что даже сегодня подрастающее поколение видит четкую разницу между добром и злом, невежеством и нравственностью, справедливостью и корыстолюбием.

воспитание фонвизин недоросль

Не зря текст фонвизинского «Недоросля» давным-давно разошелся на афоризмы, не зря до сих пор его ценят и любят, и, конечно, не зря еще многие годы он будет изучаться подрастающим поколением, ведь формирование нравственности в человеке – это главное.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.