Классицизм в архитектуре России появился в конце XVIII и активно развивался до начала XIX века. Расцветала новая эпоха русского зодчества. Произошли ярчайшие изменения в архитектурном облике столиц, а также некоторых других городов. Далее рассмотрим, что собой представляет классицизм в архитектуре. Доклад по этой теме будет составить достаточно просто, используя материалы статьи.
Общие сведения
Классицизм является европейским культурно-эстетическим течением. Оно ориентировалось на античное искусство, в частности древнеримское и греческое. Также на развитие направления большое влияние оказала и мифология тех периодов. Что касается русской литературы, то в ней век классицизма был относительно неярок и короток. То же самое можно сказать и о музыке. Однако многочисленные шедевры классицизма в архитектуре России все же были оставлены потомкам.
Характер направления: описание
Классицизм в архитектуре (фото представлены ниже) отличается спокойным и четким ритмом, уравновешенностью и ясностью. Речь идет о выверенности пропорций. Симметрия представляла собой главный закон композиции. Особенности классицизма в архитектуре заключались в общей гармонии частей и целого. Что касается парадного входа в здание, то он должен был располагаться в центре и иметь вид портика. Подразумевается выступающая вперед часть сооружения с фронтоном и колоннами. При этом последние должны были отличаться от стен по цвету. Как правило, колонны имели белый оттенок. Стены были желтыми. Таковы основные черты классицизма в архитектуре.
Строительный процесс: упорядочение центра города
Классицизм в архитектуре России начал проявляться очень плавно. Упорядочение центра культурной столицы ознаменовалось возведением здания Адмиралтейства. Этот проект была разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым. В огромном здании архитектор решил выделить центральную башню. Массивное кубическое основание послужило толчком для создания динамичного вертикального ее продолжения. Все это сооружение переходит в меньшую конструкцию, имеющую легкую колоннаду. Далее происходит стремительный взлет золоченой иглы с корабликом. Тон всей архитектуре города на Неве был задан торжественно-мажорным ритмом Адмиралтейства. Кораблик превратился в его символ.
Классицизм в архитектуре Петербурга
В середине XVIII столетия этот столичный город отличали одиночные ансамбли. Он был очень схож со старой Москвой и утопал в зелени многочисленных усадеб. Позднее началась регулярная застройка его проспектов, которые, подобно лучам, расходились от Адмиралтейства. Чем примечателен классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга? Это, прежде всего, не отдельные здания, а целые ансамбли и проспекты. Классицизм в архитектуре Петербурга поражает своей гармоничностью, единством и уравновешенностью.
Возведение Биржи
В начале XIX века классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга начинал приобретать все большее значение. Бирже на стрелке Васильевского острова предстояло играть ключевую роль. Она должна была объединить ансамбли, которые сложились вокруг широчайшего участка русла реки. Тома де Томон, являвшийся французским архитектором, занимался проектированием Биржи и оформлением стрелки. А. Д. Захаров принимал участие в доработке проекта. Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Система объединилась зеркалом Невы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль.
Классицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться. Подтверждение последнему кроется в могучих фигурах, которые украшали набережные главных рек страны. Над их созданием трудились многие мастера: В. И. Демут-Малиноский, И. И. Теребенев и С. С. Пименов. Эти и многие другие шедевры классицизма в архитектуре России по праву имеют мировое значение.Работа над Невским проспектом
Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.
Исаакиевский собор
Он возводился в течение сорока лет. Речь идет о самом большом здании, которое было построено в первой половине XIX столетия в России. Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Что касается оформления внутреннего убранства и внешнего вида, то в нем принимали участие К. П. Брюллов и П. К. Клодт – художник и скульптор, соответственно. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Также это относится к тесному союзу с православной церковью. Здание собора поистине величественно. Оно производит неизгладимое впечатление. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Это свидетельствовало о том, что классицизм в архитектуре России начал переживать кризисный период.
Московская застройка
Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Что касается создания первых, то было весьма трудно воспроизвести их на изогнутых улицах, которые были буквально напичканы застройками разных эпох. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество красивых зданий. Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Скульптор соблюдал традиции классицизма. По этой причине герои облачены в античные одежды. Московский классицизм не мог похвастаться такой же величественной монументальностью, как петербургский. Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Можно сказать, что московский классицизм больше приближен к человеку, очень наивен и свободен. Дом Лопухиных – лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Он является выходцем из крепостных крестьян.
Застройка провинциальных городов
Она осуществлялась аналогично московской. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века. Эти черты находили отражение повсеместно. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. "Белый дом" - одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Его построили купцы Сибиряковы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Никольский казачий собор был возведен в Омске в соответствии с проектом известного архитектора. Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе.
Кризисный период
Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.
Новые направления
Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах "умного выбора". Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.
Поздние знаменитые постройки
Новый Эрмитаж был построен в Петербурге по проекту, разработанному немецким архитектором Лео Кленце. Мощные гранитные атланты, охраняющие вход, декоративное оформление (новогреческий стиль) и равновесие частей – благодаря всему этому создан впечатляющий образ музея. Позднее был возведен Николаевский дворец. В нем явственно прослеживаются мотивы итальянского Ренессанса. Разработка этого проекта принадлежит архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Внутренние виды дворца производят особо сильное впечатление. Темная решетка перил подчеркивает разбег маршей парадной лестницы. Колонны отличаются особым изяществом. Кажется, что своды очень легко опираются на них. Создается впечатление, что архитектура наполнена внутренним движением. Что касается пространства лестницы, то оно раздвигается вверх и в глубину.
Вклад Константина Андреевича Тона
Его творческой целью было возрождение традиций древнерусской архитектуры. По проектам Тона были построены пятиглавые церкви, имеющие узкие арочные окна. Он использовал византийский и русский декор. Все эти элементы сочетались с симметрией и строгими пропорциями классицизма. С ним у Тона никак не получалось расстаться. Многим этот комбинированный стиль казался весьма искусственным. Однако в действительности дело было в другом. Главная причина – недостаточно глубокое освоение древнерусского архитектурного наследия. Николай I по достоинству оценил работы Тона. Архитектору предоставили несколько крупных заказов для Москвы. Большой Кремлевский дворец был построен именно под его руководством. Позднее состоялась закладка храма Христа Спасителя. Его возведение растянулось очень надолго. Стоит отметить, что сам храм задумывался как память об избавлении страны от наполеоновского нашествия. В 1883 году его торжественно освятили. В строительстве принимали участие многие талантливые русские мастера, среди них:
- Каменотесы.
- Литейщики.
- Инженеры.
- Художники.
- Скульпторы.
Также в храме установили мраморные доски, на которых были увековечены имена раненых и убитых офицеров. Там содержится информация о том, сколько солдат погибло в конкретном сражении. На этих мраморных досках увековечены и имена людей, которые пожертвовали свои сбережения для достижения победы. Что касается силуэта Москвы, то стометровая громада храма отлично вписалась в него.