Автомобиль – это сложная система, где каждый элемент играет огромную роль. Практически всегда водители сталкиваются с различными проблемами. У кого-то машину ведет в сторону, другие испытывают проблемы с аккумулятором или выхлопной системой. Случается и так, что увеличился расход топлива, причем внезапно. Это вводит в ступор почти каждого водителя, особенно новичка. Давайте более подробно поговорим о том, из-за чего это случается и как бороться с такой проблемой.
Немного общей информации
Существует огромное количество причин и факторов, которые приводят к увеличенному расходу топлива. Обычно их разделяют на две большие группы:
- технические проблемы авто, связанные с износом, нагревом и другими моментами узлов и агрегатов;
- человеческий фактор. Чаще всего топливо тратится из-за агрессивного стиля вождения, перегрузки, включенного света фар и т.п.
Но независимо от того, почему резко увеличился расход топлива, проблему необходимо решать и как можно скорее. Одно дело, если вы ездите на малолитражке и расход увеличился с 5 до 5,5 литров на 100 километров. Но совсем другое, если это внедорожник или мощный седан, который потребляет более 10 литров на сотню. В последнем случае увеличение расхода может ощутимо ударить по карману. Давайте разберемся со всеми причинами и попытаемся понять, как их устранить.
Ошибки электроники
Если датчики показывают неверную информацию, то расход топлива может значительно увеличиться. Тут даже сложно назвать какую-то цифру, это может быть, как 2-3%, так и 10-15%. Неисправность электронной системы управления мотором авто может быть вызвана элементарным сбоем. В результате датчики показывают ложную информацию. В частности это касается приборов, которые отвечают за расчет воздушно-топливной смеси. К таким стоит отнести датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), а также датчик температуры. Но это еще далеко не все. К примеру, датчик массового расхода воздуха тоже может отображать неверные данные. Но это чаще всего обусловлено несвоевременной заменой воздушного фильтра, в результате чего увеличивается расход топлива. Если двигатель получает «бедную» топливно-воздушную смесь, то теряется мощность, а если «богатую», то значительно увеличивается расход. Решить все эти проблемы самостоятельно чаще всего затруднительно, так как без диагностики это очень трудоемкое занятие. Поэтому если резко увеличился расход топлива, езжайте на СТО и решайте проблему.
Неисправность инжектора и катализатора
Если своевременно не очищать форсунки двигателя, то со временем увеличится расход. Обусловлено это тем, что снижается КПД, а в худшем случае двигатель начинает троить. Стоит заметить, что из-за загрязнения форсунок ухудшается качество распыления топлива, что приводит к неравномерной воздушно-топливной смеси. Исправляется такая проблема довольно просто. Необходимо почистить форсунки. В большинстве случаев работу можно выполнить самостоятельно, без сторонней помощи.
Катализатор чувствителен к повышенной температуре. При нормальной работе всех систем это довольно долговечный элемент. Но при любых обстоятельствах катализатор со временем забивается, что приводит к образованию «богатой» воздушно-топливной смеси и увеличению нагрева катализатора. Вследствие этого он может прогореть, из-за чего значительно уменьшается мощность двигателя и при этом увеличивается расход топлива.
Увеличение расхода топлива: причины и их решения
Температура двигателя тоже играет большую роль. Причем тут есть две стороны: недостаточная температура и перегрев. Мы рассмотрим каждый случай. Если мотор работает при 98-103 градусах по Цельсию, то это нормально. Когда система перегревается, топливная смесь становится разряженной, из-за этого понижается мощность двигателя. Еще один момент – непрогретый мотор. Если включать подсос, то в цилиндры подаётся богатая топливная смесь в большем количестве, что способствует высокой скорости нагрева ДВС. Чтобы вы понимали, при температуре мотора 80 градусов по Цельсию расход увеличивается примерно на 20%. После всего вышесказанного можно сделать очевидный вывод о том, что эксплуатация на короткие дистанции на холодном моторе приводит к большим расходам, нежели поездки на большие расстояния. Если рабочей температуры добиться так и не получается, то, скорее всего, причина в термостате. Такого рода неисправности – это серьезное увеличение расхода топлива. Причины иногда кроются не так глубоко, например, неверное положение дроссельной заслонки. Лечится очень просто и быстро.Почему увеличился расход топлива
Далеко не всегда необходимо грешить на техническую часть, иногда виноваты сами водители. К примеру, агрессивная езда, которая подразумевает резкие старты и торможения, а также динамическое быстрое передвижение, может увеличить суммарный расход более чем на 30-40%. Это касается езды по городу, где через каждые 300 метров установлен светофор, на трассе ситуация менее трагичная. Кстати, если ветер на дороге встречный, то расход также увеличивается. Большинство экспертов рекомендуют закрывать окна, если вы едете на скорости выше 50 км/час. Это обусловлено тем, что ухудшаются аэродинамические характеристики авто и увеличивается расход, примерно на 3-5%. В принципе, однозначно ответить на вопрос о том, почему увеличился расход топлива, довольно сложно, ведь есть масса вариантов развития событий. Давайте рассмотрим еще несколько актуальных причин.
Свет фар и нагрузки
Многие покупают транспортное средство не только для того, чтобы ездить на работу и обратно, но и для перевозки различных грузов. Необходимо отметить, что в этом случае можете приготовиться к увеличенному расходу бензина. По статистике, на каждые 100 килограммов груза приходится примерно 10% расхода топлива. Если речь идет о багажнике на крыше, то его полная загрузка приводит к цифре в 40%, что весьма печально. Еще хуже дела обстоят с загруженным прицепом, из-за которого вместо заявленных 10 литров на сотню придется потратить 15, а то и все 16 литров. Как вы видите, существуют самые разные причины повышенного расхода топлива. Еще одна из них – свет фар. Если при выключенном зажигании всю нагрузку на себя берет АКБ, то при ревущем моторе все это достается генератору. Последний значительно увеличивает аппетит двигателя. Так, постоянная работа ближнего света приводит к чрезмерному расходу не более чем на 5%, дальний свет – на 10%.
Еще несколько причин и решение проблемы
После замены сайлентблоков все автомобилисты делают развал-схождение. Так вот, после этого мероприятия довольно часто специалисты перетягивают подшипники ступиц. Это приводит к тому, что образуется плохой накат. Конечно, расход сильно в этом случае не увеличится, но явление весьма неприятное, так как заметно при езде. Еще один важный момент – недокачанные шины. Вообще много сказано о том, каким должно быть нормальное давление в колесах, в нашем случае оно должно быть не ниже допустимого минимума. Лучше немного перекачать, нежели ездить на спущенных покрышках. Хотя как излишнее, так и недостаточное давление приводит к тому, что покрышка изнашивается значительно быстрей. Вот мы, в принципе, и рассмотрели основные причины повышенного расхода топлива. Сейчас еще несколько важных деталей.Как нормализовать расход
Многие задаются этим вопросом, так как он становится особенно актуальным, особенно учитывая сегодняшние цены на горючее. Есть несколько решений, которые практически не требуют никаких усилий от водителя. Одно из них – это снять лишнее оборудование, например, спойлер или обвес, конечно, если таковое имеется. Тут дело скорее не в весе всего этого, а в том, что нарушаются аэродинамические показатели. Мультимедийные системы, а также кондиционеры, работающие на полную мощность, тоже приводят к повышенному «аппетиту» двигателя. Так, тестирования электронных систем, которые продолжительное время работали на 70-100% мощности, привели к тому, что увеличился расход топлива на дизеле примерно на 7%, а климатические системы сделали расход больше на 13%. Для многих эти цифры могут показаться не такими и большими, и это правда. Но если сложить несколько вышеописанных факторов, то это уже не будет так незаметно. Многие ездят на транспортных средствах, которые в среднем потребляют на 15% больше топлива, нежели нужно, и не обращают на это никакого внимания.
Несколько золотых правил экономии
Если увеличился расход топлива, причины чего мы уже рассмотрели, необходимо устранить неполадку, а затем выполнить ряд требований, которые помогут избежать этого в дальнейшем. Во-первых, уберите все лишнее – это улучшит аэродинамику и уменьшит количество расходуемого бензина. Во-вторых, старайтесь ездить не слишком агрессивно. Пуск и торможение должны быть плавными. Это особенно актуально на городских дорогах. В-третьих, поддерживайте оптимальное давление в шинах, и будет вам счастье. Старайтесь прогревать двигатель не на холостом ходу, а под нагрузкой. Так мотор прогреется куда быстрей, нежели на стоящем ТС.
Заключение
Вот мы с вами и поговорили о том, какие бывают причины повышенного расхода топлива. Инжектор или карбюратор? Тут особой разницы нет. Отличия заключаются в том, что в первом случае больше электроники, за которой необходимо постоянно следить. Хотя карбюратор – механизм достаточно чувствительный к некачественному топливу, да и забивается он тоже нередко. По этой простой причине необходимо осуществлять чистку хотя бы раз в год, в противном случае на холостом ходу машина может глохнуть, и без подсоса не уехать. Вот, в принципе, и вся полезная информация по данной теме. Как вы видите, поддерживать оптимальный уровень расхода топлива не так-то и сложно.