Веселые прохожие, бесплатные угощения, песни, пляски и конкурсы... Это обрядовые песни-колядки: народные куплеты, которые поются в канун великих праздников.
По всему свету славят Коляду
Колядки широко распространены и у белорусов, и у украинцев. В России обрядовые колядки встречаются реже, а если и есть, то - «виноградья». Это величательные песни, у которых традиционные припевы «виноградье, красно-зеленое мое».
Обрядовые песни вытеснены из русской культуры сильным влиянием церкви. Однако на востоке Европы эти традиции встречаются и в Румынии, и в Чехии, и в Сербии, и даже в Албании. Поэтому сказать, что традиция имеет славянские корни, никак нельзя.
Сегодня этноисторики утверждают, что праздничные обрядовые песнопения восходят к традициям греко-римской церкви. Там праздник Нового года именуется Календе (Calende). Это искомое слово, которое потом распространилось на всю Европу.
В Румынии - colinda, в Чехии и Словакии — koleda, в Словении - kolednica, в Сербии - kolenda, а в Албании — kolande. Во Франции разное произношение слова: есть и tsalenda, chalendes, charandes, в Провансе произносят calendas. Украинцы, русские и белорусы называют праздник одинаково — "коляда".
Традиции колядования
Кроме названия, праздничный комплекс солнцеворота немало схож и своими обрядами. Фольклористы выявили в колядках не только культ Христа, но и более древние языческие элементы, которые берут начало в аграрной магии. Таким образом, несмотря на то, что Коляда отмечается в день Рождества Христова, исконно он имеет иной смысл. Это день поворота солнца с зимы на лето. Каждая следующая ночь будет короче, а день - длиннее.
Аграрная магия, например, воспевает сытость, урожайность, плодородность. Сюда же относится культ счастливого брака и богатства семьи. Русские народные колядки были такими, пока церковь не начала подавлять подобные ценности. Для этого использовали метод прямых запрещений и конкуренцию в виде своих торжеств и новых традиций. Так, церковь начала по-новому трактовать церемонии и по-иному объяснять, что такое колядки.
Церковные Колядки вместо аграрных
Изначально Коляда — это праздник одного дня и одной ночи. Именно церковь принимает решение о расширении обрядового календаря с 25 декабря до 6 января. Произошло это в 6-м веке нашей эры. Это позволило ввести массу новых культов и церемоний, тем самым размыв границы между языческой культурой и новой верой.
Новогодние обряды, песни и колядки-стихи, обращенные на вызывание урожая, все больше стали исполняться на святки и на крещенский вечер. Весь период от святок до крещения идет обрядовое празднование, смешиваются границы между разными культами. В связи с этим, например, украинские «щедривки» и рождественские колядки утрачивают различие в построении.
На Коляду исполняли два куплета по пять строк, а на Крещение - два четырехстишья. Отсюда следует, что именно церковь повлияла на культуру разных стран, обеднив ее. Помимо одной рождественской темы, ранее звучали бытовые песни, потешки и просьбы к Новому году. Но церковь намеривалась заменить все эти тексты церковными псалмами. Ей это удалось в ряде стран, где уже с трудом понимают, что такое колядки и чем они отличаются от рождественских песнопений.
Гурьба
На гулянья выходили дети и молодые ребята. В качестве сигнального знака вся честная компания брала с собой украшение. Обычно это был жест, на конце которого сияла Вифлеемская звезда. Говорили, что Коляда пришел от звезды и до воды. Так, гурьбой, колядовщики приходили ко двору и стучались, чтобы хозяин одарил их конфетками или денежкой.
Люди верили, что от того, как они встретят солнцеворот, зависит дальнейший год. Поэтому в эти дни все старались гулять и веселиться, искренне желали друг другу счастья и удачи. Колядки-стихи подходили для таких пожеланий лучше всего. Они, как правило, выходили веселыми и коротенькими.
В эти дни весь быт переворачивался наружу. Жизнь становилась театральной, и в нее вносилось много карнавальных элементов. Люди носили маски, надевали на себя костюмы животных, выворачивали наизнанку одежду и украшали жилище соломой.
Многие устои отрицались, понятия "хорошо" и "плохо" менялись местами.
Кругом кипели пиры, хмельные застолья и веселье, тут и там раздавалось угощенье. Священникам запрещалось посещать подобные мероприятия, поскольку был соблазн окунуться в пучину оборотной стороны жизни и осрамить свой сан.
Основные мотивы колядок
Славянские обрядовые стихи изучали А. А. Потебня и А. Н. Веселовский. Они нашли связь между балканскими песнопениями и украинскими колядками.
Помимо рождественских сюжетов, которые кормились церковными писаниями, народные стихи благодарят хозяина семейства, возвеличивают его дом, членов семьи. Как и в масленичные гулянья, на щедривки делали образы, которые означали богатство, приплод и достаток в браке.
Слова и поэзия имеют тут магический смысл, как и в прочих народных ритуалах, таких как гадания и заговоры. Большое значение уделяли крестьянским заботам, хозяйским хлопотам и природе деревни. При этом реальный быт часто идеализировался, наполнялся желаемым богатством и магическими заклинаниями:
"Наш хозяин богатый
Гребёт денежки лопатой."
Тем самым в быт крестьян незаметно вплетался уклад более высоких социальных слоев общества: бояр, купцов и князей. Образы затрагивали и мужицкий быт, и другие социальные аспекты. Например, в крестьянскую свадьбу привнесено многое из боярских традиций, а также переняты слова брачных колядок.
У крестьян в колядках также отражается военный строй, который больше соответствует княжескому и дружинному слоям. Также невозможно понять, что такое колядки, без знания мифов и эпоса народа.
Магические слова
Легенды в виде песенного творчества, которые впоследствии переплелись с апокрифическими сюжетами жизни Христовой — это пища, питавшая обрядовые стихи. Библейские мифы вплетены в мужицкий быт. Так, святой Петр работает за плугом, а Господь гонит волов. Подобно колядкам, создавались и заговоры, где боги и святые тесно соседствуют, усиляя магический нрав ритуала.
"Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот".
Коляда на пороге
В некоторых святочных песнях к хозяину приходят в гости святые, и это приносит благополучие в дом. Тот же смысл в иных напевах придают природным образам месяца, солнца, дождя или радуги, символизируя разные последствие.
Так, например, Солнце может вступить в спор с Дождем. Если крестьянам нужен последний для урожая, то победа оставалась за ним. В другом случае солнышко будет символизировать радость для хозяина и тогда вознесется выше всех, осветив церковные маковки.
Месяц символизировал прояснение ситуации, принесение знаний. Как выйдет он темной ночкой, так и осветит весь мир."Як я освичу темну ночейку", - поет ясный месяц.
Литературные формы колядок
По форме обрядовые песни могут быть и эпическим, и былинами, и сказками, и духовными стихами, и заговорами, и лирическими, и свадебными, и обрядовыми песнями. Кроме того, часто встречаются колядки-загадки или угрозы в шуточной форме:
"Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь кишку —
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка."
Календарно-обрядовые колядки
В конце зимы согревала тело и душу Масленица. Колядки распространились на весь аграрный календарь. Это время, когда люди собирались вместе, чтобы отдохнуть от вьюг и холода, пробудиться для весеннего преображения.
Масленица — это языческий древний праздник, который, как корень, пронизывает всю историю славян. Олицетворял он возрождение жизни, и в доцерковный период праздник традиционно отмечался в день равноденствия.
Церковь сделала праздник законным, так и не сумев его искоренить, но исказила его смысл.
В православном календаре возникли "Сырные седьмицы", сорокадневные посты и Прощенное воскресенье. Постились сначала одни только монахи, перед этим сытно питаясь всю неделю. Пост был испытанием голодом в течение 40 дней, и перед тем как начать его, все служители церкви собирались вместе и прощали друг друга.
Во время Масленицы в крестьянском быте было принято проводить смотрины и свататься. Часто ходили в гости, готовясь на людей посмотреть и себя показать.
Первые три дня называются Узкой Масленицей, с четвертого начинается Широкая.
С этого дня и начинаются народные гулянья, заканчиваются все хозяйственные дела.
Люди зажигают костры и водят хороводы. Этот день еще называли Разгуляем. На седьмой день сжигали чучело, и этим заканчивалась Масленица. Масленицу кликали Авдотьюшкой, Изотьевной, Акулиной Саввишной. Ее высмеивали и всячески ругали. Всю неделю было принято кататься с горы на санках.
Что такое колядки, понятно становится и из календарно-обрядового фольклора троицкого цикла. Например, Лель из пьесы А. Н. Островского поет троицкие колядки «Туча с громом сговаривалась».
Весенние колядки — веснянки — кликали с пригорок и крыш. Так люди расставались с зимой и звали лето. В творчестве Корнея Чуковского строки про Муху-цокотуху имеют схожую манеру.
Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы —
В барабаны!
Колядки связаны с природным круговоротом, предстоящим земледелием. Народные песни — это заклинания для богов. Люди взывали к силам Матери-Земли, энергии Солнца, Воды, Дождя.
Крестьяне хотели приплода скота, безбедной жизни, урожайности. Пренебрегать обрядами означало гневить судьбу. Шумное веселье по всем правилам стало обязательством.
Хозяин Коляды
Эти обряды перетекали в первую пахоту, в сбор урожая, заготовки снопов сена.
Год за годом, в соответствии с календарем пахотных работ, крестьяне совершали эти обрядовые традиции. Поэтому все они просты в исполнении, легко запоминаемы из-за своей поэтической структуры.
Коляда в них - персонаж, который ходит по дворам и ищет своего хозяина. Кто будет над Колядой властвовать, тот будет иметь от нее блага и удачу. Коляды — существа, которых нужно было приручить песнями, упросить о помощи или призвать к ответственности упреками.