На просторах постсоветского пространства в обиходной речи и СМИ часто можно услышать словосочетания "русские колядки" и "тексты колядок", употребление которых приурочено к определённым календарным датам.
Так что же такое колядка? Как часто она исполняется в современной России? Какой специфический текст имеют календарные колядки на русском языке?
Колядовальные обряды в контексте русской и украинской культур
Колядки изначально представляли собой величальные обрядовые песни, посвященные Солнцу, исполняемые в процессе ритуальных шествий по домам. Происхождение их теряется в веках. Возникновением своим эти обходные обряды, по всей видимости, обязаны украинским народным традициям и приметам, связанным с зимним солнцеворотом - одним из трёх главных ежегодных праздников, наряду с весенним равноденствием и летним солнцестоянием, отмечаемыми предками современных украинцев.
Специфические особенности обходных обрядов
Собственно, изменение времени исполнения, наполненности и идеалогии колядки-песни начало происходить под напористым влиянием православной церкви. Она стремилась уничтожить аграрную - языческую - составляющую часть проводимых обрядов. Поэтому со временем колядовальный процесс как традиционное шествие по определённым временным периодам разделился на несколько типологических веток по времени проведения (Рождество, Крещение, Новый год), персонажам (миряне, священнослужители) и характерам текстов - назначением колядки-песни. Так, это могли быть благодарственные гимны и церковные песнопения, славящие Христа.
Вследствие особенно сильного давления православной церкви на традиционную культуру русских народные колядки практически исчезли из ритуального сопровождения годового цикла. Однако до современности дошла определённая часть обходных обрядов. Они и заместили собой традиционные песни-колядки импровизированными текстами.
Тематика песен-колядок у некоторых этнографических групп русских
Как уже было отмечено выше, текст колядки магическим образом благословлял хозяв дома на удачу, плодовистость скота. Исполненный ритуал предопределял богатство урожая и прибыль в материальных благах. Однако песни-колядки разделяются на несколько типов, текст которых имеет разные смысловые нюансы.
В овсеньках чётко прослеживается хозяйственная тема пожелания, подкрепляемая исполнительными требованиями. В щедровках колядки сохраняют текст требования, но основную смысловую нагрузку несёт заклинание хозяина на удачу. Для виноградьев же характерна обиходно-романтическая лирика, чаще всего раскрывающая тему томленья жениха и невесты и настраивающая слушателя на дружный лад в семье.
Овсень как один из русских колядовальных обрядов
Так, у русских существует несколько видов ритуального обхода домов, родственных между собой, но присутствующих на разных территориях России. В поволжских, некоторых средних и южных областых (Тамбовской, Рязанской, Нижегородской, Московской, Воронежской, Тульской) колядки проводятся на Овсень - в канун Нового года или в сам Новый год, а процесс колядования называется, соответственно, овсеньканьем. Тексты овсенек не отличаются от текстов остальных типов колядок, но имеют в составе рефрен «Авсень, авсень!» или «Ой, овсень!». Речи такого типа можно продемонстрировать на примере:
Мосточек мостили,
Сукном устилали,
Гвоздьми убивали.
Аи, Авсень, аи, Авсень!
Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Там ехать Авсеню.
Аи, Авсень, аи, Авсень!
Таким образом, на вопрос о том, что такое колядка, ознакомившись с проведением этого действа на территории Поволжья, средних и южных областых районов России, можно сформулировать ответ, указывающий на восхваляюще-оберегающий характер данного действия как ритуала своеобразного заклинания хозяев и их дома на удачу, но при условии их дружественного отношения к односельчанам.
Щедровки - мифологические колядовальные песни
Близкими по характеру содержания и направлению действий участников на южно-русских территориях являются щедровки, имеющие припевы "Щедрый/добрый вечер!".
Выделение основных сюжетов щедровок, ввиду большого количества поздних идейных наслоений, весьма затруднительно, известно только, что они имели религиозно-мистические сюжеты с присоединением обычных простонародных текстов о житии святых. С помощью этого присоединения планировалось усилить магическую составляющую щедровального текста:
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала.
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой, добрый вечер.
Пару слов о колядке виноградье
У северных русских есть ритуальные действия, также приуроченные к Святкам и Новому году, но имеющиее в составе рефрен «Виноградье, красно-зелёное!». Виноград являлся у славян символом богатства и любви, поэтому такие песни распевались в домах холостых и новобрачных людей. Если в текстах овсенек и щедровок сюжетная линия песен и ряжения состояла из евангельской и мифологической тематики, то виноградья представляют собой романтические аллегории, тексты которых для девушек и юношей были разными. Можно привести пример такого обрядового текста:
Мы ходили-ходили
По святой Руси.
Мы шукали-шукали
Господинова двора.
Господинов двор
На двенадцать вёрст,
А светёл месяц
Иванушка,
Ты будешь жениться
Мы будем дивиться.
Грамматическое построение колядных текстов и особенности их употребления
Что такое колядка с точки зрения смыслового и грамматического оборота? Дошедшие до нас народные ритуальные тексты состоят преимущественно из десятисложного стиха, разделённого на два пятисложных полустишия. Русские и украинские щедровки чаще всего состоят из восьмисложного стиха с четырёхсложным полустишием. Представляется наиболее вероятным тот факт, что, исполняясь строго по определённым датам - Рождество, Новый год, Пасха, приуроченные ранее к языческим праздникам, под давлением православной церкви обходные ритуалы передвинулись на один временной отрезок и способствовали смешению их текстовой и идейной составляющих. В пользу этой теории также говорят факты проведения в отдельных регионах виноградий на Пасху.
Роль ряженых в колядовальных обрядах
Что такое колядка без опционального присутствия ряженых, задающих тон игровому настрою обходного процесса? В каком порядке ими посещались дома селян и соседей? Исполняя текст колядки, процессия обыкновенно передвигалась по домам деревни с запада на восток - пропустить чей-либо дом было дурным предзнаменованием и большим оскорблением. В обрядовых ряжениях люди чаще всего отыгрывали три группы образов - нечистой или потусторонней силы, животных или людей другой этнической принадлежности. В элементе ряжения заключены намёки на дружественные связи с людьми других национальностей, отражения окружающих живых существ и страх перед потусторонней силой, разгоняемой в период Святок воинством Христовым. Поэтому у славян был распространён обычай причащения ряженых после обходного ритуала или насильное купание их в проруби с целью очищения от приобретённой в процессе ряжения скверны. Дети обыкновенно не рядились, а путешествовали группками по домам.
Костюмы и атрибуты ряженых
Костюмы ряженых, призванных изображать животных и нечисть, чаще всего представляли собой тулупы, вывернутые наружу. Далее добавлялись части тела и атрибуты, усиливающие сходство - палки и ветки для клювов птиц, берестяные маски и деревянные рожки, хвосты-метёлки потусторонних существ и так далее. При изображении четы богатых купцов в женскую и мужскую одежду рядились парни и девушки, изображая цыган или арапов - мазали лица сажей. Для пущего устрашения колядовщики вставали на ходули и изображали на спинах горбы.
Колядовальная кухня
В течение Святок также готовятся специфические блюда, большинство из которых представляют собой выпечку. Например, таким блюдом являются колядки (калитки) - маленькие коробочки из смеси ржаной и пшеничной муки размером 5 на 5 сантиметров, заполненные фаршем, вареньем или другой начинкой.
Современные обходные обряды
Что такое колядка в современных российских реалиях? Существует ли она сегодня? Современные русские колядки, в отличие от старых русских и украинских, которые, как и много веков назад, проводились с захода солнца до его восхода, начинаются по обыкновению рано утром. Если раньше этот процесс носил в себе магический характер, и с приходом ряженых разыгрывались небольшие шуточные сценки, то в современном варианте смысл обходного обряда сводится к праздничной игре, в ходе которой по мере исполнения колядки христославы и ряженые получают от хозяев дома какую-либо вкуснятину - пироги, конфеты и другие лакомства.
В современных обрядах исполняются песни-колядки, текст которых либо достаточно искажён переводом подлинного стихотворения на современный язык, либо является полностью импровизированным. Такие песни легко можно найти. Как можно узнать оригинальные, настоящие колядки? Текст какой-либо из них, возможно, сохранился в памяти наших бабушек или дедушек. Стоит порасспрашивать их о таких обрядах. Зачастую они могут рассказать много интересного. Песни-колядки, текст которых раньше знали все - от мала до велика, сегодня можно и прослушать в записи. Одни из них записаны в настоящих "полевых" условиях, другие являются театрализованной постановкой. Примером такой импровизации может служить следующий текст колядки на русском языке:
Добрый вечер добрым людям!
Пусть веселым праздник будет!
С Рождеством вас поздравляем!
Счастья, радости желаем!
Щедрый вечер, добрый вечер!
Добрым людям на здоровье!
После этих слов возможно либо бытовое продолжение пожеланий, либо чтение следующих ритуальных текстов. В любом случае оформленное таким образом поздравление, дополненное соответствующими атрибутами праздника, сделает его незабываемым для адресата и порадует оригинальностью в выборе национального колорита.