"Адажио" Альбинони – это самое известное музыкальное произведение, которое ассоциируется с человеческим горем и потерей близкого человека. Интересно, что же такое "адажио", какое значение может иметь этот термин, связано ли слово с характером произведения? Слово adagio родом из Италии. Перевод термина – "медленно" или "спокойно". Значение слова "адажио" имеет несколько смыслов. Все зависит от того, где оно используется.
Интерпретация слова «адажио»
Впервые о термине узнали в XV веке. Его переводили с итальянского как "покойно", "вольготно" и даже "удобно". Использовали для указания характера музыки.
В старинных музыкальных произведениях встречаются похожие слова из венецианского наречия. Они писались как Adgio, Adago, Ado, Ad’, Adgo и Adasio.
Словарь Броссара дает следующее толкование слову: "удобно, покойно, всегда медленно, растягивая тему, протяжно".
Источники XVIII – начала XIX века трактуют термин как «удобно» или «покойно».
Исследователь Яворский разъясняет, что адажио – это не значит «инертно», а значит «покойно». Энергия сосредоточена в таком ровном и напряженном состоянии, а после переходит в страсть или в активную форму.
В определенные времена слово означало "умеренный темп". В конце XVII века такое определение ему дали Перселл, Вольф, Броссар, Коррет. Среди характеристик можно было прочитать и такие: "среднемедленный, очень медленный, самый медленный".
Все разногласия связаны с тем, что темп музыке в былые времена задавал эмоциональный подтекст произведения, а не то, что указывалось рядом с нотами.
Самое оригинальное значение слову дали Дробиш и Гунке. Слово они переводят как «старость» и указывают, что исполнять произведение необходимо «по-стариковски медленно». Вероятнее всего, Дробиш и Гунке перепутали итальянское adagio с французским age, что означает возраст.
Адажио в музыке
В музыке это слово обозначает темп, в котором необходимо исполнять часть симфонии, сонаты, квартета или любого другого произведения. Оно указывает на достаточно медленный темп, который медленнее анданте, но живее ларго.
Если композитор использует в своем сочинении часть "адажио", это является признаком таланта. В нем можно показать весь творческий потенциал. Образцами можно назвать Бетховена и Альбинони, адажио которых знает весь мир.
Адажио – это способ сделать контраст между частями с быстрым и бурным темпом.
Такты мелодии - от 9/8 до 12/8.
Адажио в «Лунной сонате»
«Лунную сонату» Бетховена знают все люди. Даже те, кто далек от музыки, прекрасно помнят начало этого шедевра. Медленная мелодия великолепной красоты – "Адажио". Это название дал ей сам автор. Есть сведения, что эту часть Бетховен сочинил возле тела умершего друга. Эту тему можно проследить в разных произведениях других композиторов. Именно эта часть стала самой волнующей и привлекающей внимание миллионов.
Скорбное адажио
Музыкальное произведение композитора Ремо Джадзотто, получившее название "Альбинони Адажио", известно многим потому, что часто используется в похоронных церемониях. Оно написано для струнных инструментов и органа. Созданное в 1958 году адажио – это самое исполняемое музыкальное сочинение не только в последующие полвека. Его использовали почти в десятке кинофильмов. На его основе написано большое количество песен и инструментальных композиций.
Ремо Джадзотто, писавший биографию Томазо Альбинони, случайно наткнулся на небольшой кусок музыкального произведения в библиотеке в Дрездене. На основании имеющихся начальных тактов Джадзотто воссоздал, а точнее сказать, создал свое известнейшее "Адажио".
Адажио в балете
Что такое адажио в балете? Этим словом называют дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии. Часть танца состоит из плавных и широких движений.
Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких танцевальных формах, как па-де-де, па-де-труа, гран па, па д’аксьон.
Известные балетные адажио – это части из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спартака».
В хореографических классах есть обучающее движение под таким названием.
Его начинают изучать с начальных классов, усложняя из года в год поворотами, длительностью и скоростью выполнения, переходами. При помощи этого упражнения у детей вырабатывается устойчивость, способность уверенно владеть корпусом, плавность движения рук. Эта танцевальная форма полезна для изучения в мужских и женских танцевальных классах.