В XIX веке танцы играли огромную роль в жизни общества. Культурный и образованный человек обязан был хорошо двигаться под музыку. Балы были самым популярным местом проведения досуга и не только. Их проводили в любое время суток. Они разделялись на семейные, официально–придворные, общественные. Для них шились лучшие наряды, приглашались знаменитые музыканты. Затем организовывались пышные ужины. Балы также красочно описаны в художественных произведениях.
В конце XIX века публике сильно приелись популярные до этого кадрили, мазурки, польки и вальсы. В России и Европе возникла мода на новые танцы. Хореографы срочно должны были создать новые па, чтобы удивить скучающих дворян. Таким образом в 1900 году, благодаря Евгению Михайловичу Иванову, появился танец падеграс.
Биография автора танца
К сожалению, о хореографе сохранилось очень мало информации. Она осталась только на обложках музыкальных изданий. Евгений Михайлович Иванов был артистом (солистом) императорского театра, а также профессором Парижской академии. Преподавал одновременно в нескольких учебных заведениях:
- во второй мужской гимназии,
- в Петропаловской гимназии,
- в гимназии им. Медведникова,
- в реальном училище Воскресенского.
Профессор также читал лекции в закрытых женских учебных учреждениях:
- им. В. Н. фон Дервиз,
- им. О. А. Виноградской,
- им. Е. В. Винклер.
Иванов учил дам на курсах танцев и гимнастики. Артист и хореограф давал шикарные балы в клубе охотников через три дня после Рождества и Пасхи, в четверг на Масленицу.
Евгений Михайлович Иванов был уволен по выслуге лет в 1868 году. В 1879-м заболел чахоткой и скоропостижно скончался.
Музыка для танца падеграс
Падеграс — танец, название которого возникло от французского pas de grâce. В XIX веке практически все они носили названия на этом языке. Он занимал здесь такое же место, как латынь в медицине и итальянский в музыке. Падеграс — танец, музыка для которого состоит из 8 тактов и имеет размер 4/4. Первое упоминание о нем было на музыку с нотами гавота Гербера. Есть предположение, что именно эта мелодия и вдохновила хореографа на постановку.
Танец падеграс (схема)
Перед танцем участники бала делятся на пары и должны стать передом по траектории движения. Ноги стоят в третьей позиции. Танец падеграс являлся парным бальным танцем с изящными спокойными движениями.
Мужчина протягивает женщине правую руку. Дальше идут такие па:
- Затакт— участники немного приседают.
- Первый такт: правая нога переходит во вторую позицию. Сюда переносится вес тела.
- Второй такт: левую ногу приставляют к правой сзади, то есть в третью позицию. После небольшое приседание.
- Третий: повтор всего первого такта.
- Четвертый: левая нога становится в первую танцевальную позицию (подходит к правой). Далее изящным медленным движением проходит вперед и становится в четвертую на носок. Этот элемент имеет название "позировка". Вся масса тела переносится на правую ногу.
- С пятого по восьмой: 1–4-й такты повторяются как в зеркале. Движения выполняются с левого носка.
- С девятого по одиннадцатый такты. Работа ногами по такой схеме: сначала правой, затем левой и снова правой ногой.
- Двенадцатый: выполняется позировка левой ногой.
- С четырнадцатого по шестнадцатый: повторение 9–12-го тактов. Движения с левого носка. На шестнадцатый такт идет позировка. Пара опускает руки. Танцоры поворачиваются передом друг к другу.
- Семнадцатый–двадцатый: повторяются движения с первого по четвертый такт. Участники оказываются повернутыми лицом к лицу с танцующими из другой пары.
- С двадцать первого по двадцать четвертый такты: повторяется с пятого по восьмой. Участники бала возвращаются к своим партнерам.
- С двадцать пятого по тридцать второй такты: пара берется за руки и делает один полный круг (повтор с 9–16-й). В последнем движении участники разворачиваются передом по линии танца.
Падеграс в современном исполнении
В современной хореографии большие видоизменения претерпели все исторические бальные танцы. Падеграс сегодня приобрел множество новых форм. Хореографы добавили в танец виляния бедрами, движения руками. Существует также вариант исполнения под очень быструю музыку.
Исторически–бытовой танец является культурным наследием нашей страны. Бальный танец падеграс включен в обязательную программу хореографических училищ, балетных студий, народных ансамблей.