Созвездие Близнецы для детей. Интересные факты о созвездии

Характерные фигуры, образуемые на небе яркими звездами, в древности было принято называть созвездиями. С их возникновением связывались красивые легенды и великие пророчества. Одним из самых необычных является созвездие Близнецы. Интересные факты о нем будут изложены в этой статье.

созвездие близнецы для детей

Описание созвездия

Рассказ о созвездии Близнецы следует начать с его описания. Этот участок звездного неба расположен перпендикулярно Млечному Пути. Светила, из которых он состоит, образуют форму почти идеального прямоугольника. В ясную ночь невооруженным глазом можно рассмотреть примерно семьдесят звезд. Наиболее яркие из них называются Кастор ("кучер") и Поллукс ("кулачный боец"). Остальные светила образуют два параллельных ряда цепочек. На ночном небе сложно разглядеть картину, которую часто рисовали в древних звездных атласах: два неразлучных брата-близнеца обнимают друг друга. Не покажут вам такое изображение и современные схемы созвездий.

На самом деле Кастор является сложной системой из нескольких светил. Расстояние он него до Солнца - почти 46 световых лет. Поллукс - это желто-оранжевый гигант, светимость которого в тридцать пять раз выше солнечной. Он гораздо холоднее своего небесного "брата". Для того чтобы долететь до этой звезды, человеку понадобится преодолеть тридцать пять световых лет.

рассказ о созвездии близнецы

Интересные объекты. U Близнецов

В созвездии Близнецов находятся очень интересные объекты. Часть из них можно разглядеть невооруженным глазом. Здесь часто происходят изменения, вызывающие пристальное внимание ученых. Например, U (ипсилон) Близнецов обладает необычными свойствами. Она является так называемой переменной цифеидой, то есть светилом, периодически меняющим свою яркость. Происходит это раз в 102 дня благодаря мощным взрывам, возникающим на ее поверхности. Если открыть схемы созвездий и внимательно их изучить, то можно увидеть, что эта звезда находится в том месте, где должно располагаться "сердце" Поллукса.

легенда о созвездии близнецов

Интересные объекты. Метеоры и туманности

Рядом с Кастором в Близнецах располагается радиант потока метеоров под названием Геминиды. Его можно увидеть в период с 7 по 15 декабря. Самая большая плотность метеоров наблюдается 13 декабря. Их количество возрастает до 60 штук в час.

Возле звезд Мю и Дзета Близнецов невооруженным взглядом можно разглядеть слабое пятнышко. Это скопление (М35) из 120 звезд, которое интересно наблюдать в телескоп или бинокль. Оно расположено в 830 парсеках от Солнца.

Еще один занятный для изучения объект - туманность Клоун, или Эскимос (NGC 2392). Такими образными именованиями ученые нарекли звезду десятой величины, окруженную однородной и яркой пылевой оболочкой. Она находится на расстоянии 2900 световых лет от Солнца.

История исследований

Издревле по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели. Разные народы давали небесным светилам различные наименования. Однако две яркие звезды, расположенные рядом, люди всегда считали неразрывно связанными. Греческая легенда о созвездии Близнецов гласит, что эти светила, братья Диоскуры - Кастор и Поллукс (Полидевк) - сыновья спартанского царя Тиндарея и олимпийского бога Зевса. Данный участок звездного неба внесен в астрономический каталог "Альмагест", составленный Клавдием Птолемеем в 140 году нашей эры. Древние Вавилоняне также видели в созвездии неразлучную пару. Они называли самые яркие светила в нем "пастух и воин". Фракийцы считали, что эти звезды являются близнецами и помогают мореплавателям найти дорогу домой.

История астрономии связывает Близнецы с двумя важными научными открытиями. У. Гершель в 1781 году нашел планету Уран рядом со светилом Пропус из этого созвездия. Другой исследователь, К.Томбо, в 1930 году открыл Плутон, который находится в непосредственной близости от звезды Васат, также входящей в состав Близнецов.

схемы созвездий

Наблюдение

Как разыскать на небе созвездие Близнецы? Для детей подобная задача может оказаться нелегкой. Однако найти его довольно просто. Созвездие явно выделяется на ночном небе необычным характерным рисунком. Пару параллельных цепочек звезд, из которых состоят Близнецы, можно найти на северо-востоке от Ориона. "Парашют" созвездия Возничий при этом должен находиться северо-западнее. Близнецы входят в "парад" самых заметных созвездий на небосклоне. Они движутся на запад вслед за Тельцом и несколько опережают Льва, находящегося восточнее.

Хорошо разглядеть, как выглядит созвездие Близнецов, можно в январе и декабре. Каждый год 21 июня в него вступает Солнце. Тогда оно располагается высоко над горизонтом и также прекрасно просматривается со всей территории нашей страны.

Мифология. Рождение братьев

Овеяно мифами и легендами созвездие Близнецы. Для детей особенно интересно будет знакомство со старинными преданиями. В Древней Греции считалось, что матерью знаменитых братьев была супруга царя Спарты, грозного Тиндарея. Ее звали Леда. Она отличалась ослепительной красотой и очаровала ею не только смертных людей, но и олимпийских богов. Сам Зевс обратил на нее внимание. Чтобы избежать конфликта со своей женой, богиней семейного очага Герой, Громовержец обратился в белого лебедя и прилетел к Леде. Вскоре женщина родила от Бога двоих детей: дочь Прекрасную Елену, из-за которой потом началась Троянская война, и сына - Полидевка (Поллукса). Позже Леда произвела на свет еще двоих ребятишек от своего мужа: сына Кастора и дочь Клитемнестеру. Братья с самого детства были неразлучны, но их ожидала разная судьба. Зевс наделил Полидевка бессмертием, тогда как Кастор остался простым человеком.

созвездие близнецы интересные факты

Мифология. Подвиги героев

Легенда о созвездии Близнецов гласит: повзрослев, братья стали настоящими атлетами. Они совершили немало известных подвигов. Диоскуры помогли Ясону добыть золотое руно. Кастор был непревзойденным укротителем и умело управлял колесницами. Поллукс слыл непобедимым кулачным бойцом. Братья всегда и все делали вместе. Однажды они похитили сестер Фебу и Гелайеру, дочерей царя Ливкиппа. Парни украли девушек прямо из-под венца и сами женились на них. Полидевк выбрал Фебу, а Кастор - Гелайеру. С тех пор братья афаретиды (Идас и Линкей), у которых Диоскуры похитили невест, стали их заклятыми врагами. Однажды Идас в бою убил Кастора.

как выглядит созвездие близнецов

Мифология. Братская любовь

Заключительное предание о братьях рассказывает о том, как появилось на небе созвездие Близнецы. Для детей особенно важно узнать эту часть истории, ведь она повествует о беззаветной братской привязанности. После смерти Кастора Полидевк обратился к Зевсу с просьбой сделать его смертным. Герой был готов жить в подземном мраке Аида, лишь бы никогда не разлучаться с братом. Громовержцу было жаль обрекать сына на такую мрачную участь. Он выполнил просьбу Полидевка, но сделал так, чтобы он один день проводил на Олимпе, а другой - в царстве мертвых. Древние греки чтили неразлучных близнецов как покровителей и защитников людей. Видя нерушимую привязанность Полидевка и Кастора, Зевс превратил их в звезды и поместил на небо, чтобы они своим светом напоминали о верности и братской любви.

В нашей статье мы кратко попытались описать созвездие Близнецы. Для детей это очень полезная информация. Она позволяет расширить кругозор, научиться лучше ориентироваться в окружающем мире. Знание древних мифов придает исследованию звездного неба поэтическую окраску. Изучайте астрономию, и вы сделаете много захватывающих открытий!