К образу моря в своих произведениях обращались многие поэты. Воспели его впервые еще античные авторы. Так, пришедший из Древней Греции стихотворный размер гекзаметр ассоциируется с тем, как шумят набегающие волны. Образ моря в поэзии менялся с течением времени и развитием литературы. Наиболее важное значение ему отводили поэты-романтики. Море у них символизировало идеал романтической свободы. Творчество Пушкина тоже не обошлось без использования этого образа.
Стихотворение «К морю» поэт написал в 1824 году, в переломный для себя период. В это время поэзия Александра Сергеевича претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму. Можно сказать, что это произведение как раз и завершило романтический период в творчестве поэта.
Жанровая принадлежность
Прежде чем проводить анализ стихотворения Пушкина «К морю», необходимо понять, к какому жанру оно относится. Это творение вобрало в себя все лучшее из поэтического багажа Александра Сергеевича: и фонетическое мастерство, и наполненное содержание, и лирическое настроение, и проникновенность, и высокую эмоциональность. Стихотворение «К морю» по своему построению является лирическим монологом - читатель как будто слушает разговор автора с морем. Надо сказать, что к подаче произведения в такой форме Пушкин в своем творчестве прибегал довольно часто. Такая манера давала возможность ему максимально раскрыться и донести до адресатов все свои думы и мысли. Что касается того, к какому литературному жанру принадлежит произведение «К морю», анализ стихотворения литературоведами позволил сделать вывод о том, что это философическая элегия, поскольку в основе лежат собственные переживания поэта.
Содержание
Стих Пушкина «К морю» начинается с расставания лирического героя со «свободной стихией», отчего у него возникает грустное чувство. В первой части произведения преобладает конкретно-биографический, личностный аспект. Затем читателям открывается мироощущение автора. Для него море – это то же, что и мир человеческой души, поэтому оно настолько притягательно. Водная стихия прихотлива и своенравна, как и порывы человека, непредсказуема, как и его потаенные желания. Море может быть умиротворенным, тихим или же, напротив, грозным, сулящим гибель людям. Но точно так же люди могут гибнуть, отдавшись во власть импульсивных порывов и безумных страстей.
Не только мир человеческой души, но и саму судьбу заключил в образе «свободной стихии» Пушкин. «К морю» - стихотворение, в котором идет речь о непредсказуемости водной стихии: она своевольно играет с людьми и может принести как радость, так и неожиданную смерть. С непредсказуемыми морскими водами автор сравнивает и любовь – чувство, подчиняющее себе любые устремления и поступки, которое вместе с тем может сковать волю человека и стать своеобразным «пленом души».
В свое время разными литературоведами исследовалось произведение «К морю». Анализ стихотворения, проведенный ими, указал читателям на нарушение Пушкиным грамматических норм. Дело в том, что, когда поэт обращается к морю, он использует глаголы мужского рода: «Ты ждал, ты звал…». Хотя любой школьник знает, что слово «море» - это существительное среднего рода.
Наполеон и Байрон
Далее в исторический план устремляет свои мысли Пушкин. «К морю» (стихотворение) продолжается воспоминаниями автора о Наполеоне – человеке необыкновенной судьбы, который нашел свою смерть на острове Святой Елены, рядом с морем. В произведении всплывает и другой романтический герой – поэт Байрон. Два этих образа – Наполеона и Байрона – Пушкин связывает воедино не просто так. Английский лорд много писал о выдающемся французском полководце, его очень интересовала его личность.
Цивилизация и природа в произведении «К морю»
Анализ стихотворения позволяет проследить в нем мотив грусти. Он появляется еще в самом начале повествования, когда лирический герой грустит при расставании с морем, затем проходит через воспоминания автора о гибели Наполеона и смерти Байрона и выходит на внеличностный, внесюжетный, философский план: «Судьба людей повсюду та же: где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран». Характерная особенность состоит в том, что Пушкин приравнивает тиранию к просвещению. В понимании поэта цивилизация, которая насильно лишает человека свободы и вмешивается в естественное течение его жизни, является «тираном». Противопоставление мира природы и мира цивилизации всегда прослеживалось в творчестве Пушкина (вспомните Онегина и Татьяну, старого цыгана и Алеко). В этом же стихотворении природный мотив не выдвинут на передний план, он лишь угадывается, выступает альтернативой тирании и просвещению.
Заканчивается произведение жизнеутверждающе. Автор, прощаясь с морем, обещает сохранить в душе образ «свободной стихии» и жить в соответствии с идеалом природного, естественного человека.
«К морю» - анализ стихотворения. Художественные средства
Пушкин в своем творении использует разнообразные средства выразительности. Это и эпитеты («гордою красой», «пустыни молчаливы», «путь беспечный»), и метафоры («я был окован»), и риторические вопросы («О чем жалеть?») Есть здесь также анафоры, сравнения, инверсии, перифразы, обращения, за счет которых создается впечатление душевного разговора автора с морем. В произведении поэт прибегает к славянизмам («брег», «глас», «рыбарей») и словам высокого стиля («благо», «властитель», «венец», «тиран»).
Фонетический строй
Не вызывает сомнения, что Александр Пушкин – мастер изящной словесности. С первых строк стихотворения «К морю» перед нами не только рисуется картина, где и «волны голубые», и «гордая краса» морской стихии, но и кажется, будто действительно слышен шум волн. Этот эффект достигается за счет определенного сочетания звуков «щ» - «блещешь», «прощай», «ш» - «услышал», «шум», «ч» - «час». Также ассоциация с шумом моря создается благодаря чередованию шипящих «ш» и торжественных «р». Такая звуковая тональность прослеживается на протяжении всего стихотворения.
В заключение
Произведение «К морю» раскрывает Пушкина в качестве певца свободы. Эта элегия многопланова и многогранна, она демонстрирует чаяния поэта, показывает особенности его эпохи. В этом стихотворении Александр Сергеевич прощается с романтическим идеалом. Для него все это – уже вчерашний день. После элегии «К морю» в жизни Пушкина наступил новый этап.