На территории Российской Федерации происходит фиксация всех сделок с недвижимостью. Для того чтобы иметь возможность распоряжаться имуществом, необходимо зарегистрировать права и внести изменения в единый реестр. В зависимости от сложившейся ситуации, необходимо соблюдать определенный регламент, чтобы собрать соответствующий пакет документов при предоставлении уполномоченным организациям. Неотъемлемой частью этой процедуры является оплата госпошлины за регистрацию права собственности.
Государственная пошлина
Это платеж за предоставляемые государством юридически значимые услуги, взимаемый с организаций и частных лиц. Правомерность платежей регулируется статьей 333. 33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимое имущество оплачивается в случае возникновения необходимости оформить договор купли-продажи, дарения, мены, вступления в наследство а также другие действия, подлежащие обязательной регистрации в соответствии с законом ФЗ-N 122..
Процесс оформления права на недвижимость
На данный момент, помимо Росреестра, оформить свои права на недвижимость можно в многофункциональных центрах, которые и созданы для того чтобы разгрузить регистрационное управление. При этом реквизиты госпошлины за регистрацию права собственности через МФЦ, могут отличаться.
Оформление не может превышать установленных сроков без веских причин, при этом подготовка бумаг может занять гораздо больше времени. В зависимости от вида недвижимости, а также правового состояния объекта, на который вы претендуете, требования к предъявляемым документам могут меняться.
Самый распространенный пакет документов:
- Заявление с прошением об изменении собственника с правоустанавливающими документами (то есть, на каком основании владеет объектом нынешний собственник, например договор купли-продажи, свидетельство о наследстве и т.п).
- Технический и (или) кадастровый паспорт.
- Паспорта участников сделки.
- Нотариально оформленная доверенность, если невозможно личное присутствие заинтересованных сторон (Важно при передаче полномочий правильно указать не только личные данные. Также прописывают, в отношении какого объекта и в каких организациях разрешено действовать от вашего имени).
- Подписанные договора и передаточные акты.
- Копия лицевого счета и сведения о прописанных лицах.
- Подтверждение оплаты госпошлины.
Конечно, информацию о зачислении госпошлины регистратор получает и самостоятельно, но рекомендуется предоставить эту информацию вместе с остальными документами, чтобы исключить возможность отклонения или увеличения сроков рассмотрение заявления. Пока платеж не будет зачислен в бюджет, регистратор не начнет процесс.
Сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином Государственном реестре недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно узнать о правопритязаниях, ограничениях и обременениях, установленных в отношении конкретного объекта.
Сколько необходимо заплатить?
Размер госпошлины за регистрацию права собственности для частных лиц и организаций имеет существенную разницу.
По состоянию на 2018 год одни из самых распространенных регистрационных сборов платятся за такие услуги:
- Регистрация ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, таких как заключение долгосрочной аренды, концессии и так далее, а также соглашение об отчуждении недвижимой собственности (купля-продажа, мена, рента, дарение и т.д) составляет сумму в размере: для физлиц — 2000 руб., юрлица уплатят 22000 руб.
- Госпошлина на долю имущества в многоквартирном доме составит 200 рублей.
- За земельные участки, имеющие назначение ИЖС, ЛПХ, для индивидуального гаража, дачи, огородничества, на возведенное или возводимое на таком участке строение нужно оплатить 350 рублей.
- Внесение изменений в ЕГРН при регистрации ипотеки обойдется организациям 4000 руб, остальным — 1000 руб.
- Долевое строительство (оформление новостройки): физические лица вносят в бюджет 350 руб., а юридические — 6000 руб.
Госпошлина за регистрацию права собственности на дом и находящийся под ним участок оплачивается отдельно.
Кто может сэкономить на оформлении?
От оплаты госпошлины за регистрацию права собственности освобождаются Федеральные органы власти, субъекты государственной власти, органы самоуправления местного уровня и малоимущие семьи в законном порядке.
Регистрацию права оплачивает покупатель, причем количество покупателей и квитанций должно быть одинаковым, так как сумма государственной пошлины распределяется в равных долях между всеми заявителями.
Например, в договоре купли-продажи указаны 3 человека со стороны покупателя. Госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру составляет 2000 рублей, 2000 ÷ 3 ≈ 666,66; округлим до 667 руб. Итак, каждый оплачивает 667 руб. за свое личное право.
При совместной покупке супругов (совместное владение) госпошлина за регистрацию права собственности, например, квартиры, не делится, можно внести деньги одним платежом.
Продавец облагается пошлиной в случае изменения своих данных после последней регистрации прав на эту же квартиру. Конечно, перед сделкой бывают разные ситуации, например, обе стороны (покупатель и продавец) договариваются нести все финансовые расходы в равных долях.
Произвести платеж могут иные лица без официальной доверенности, важно указать данные плательщика
Как оплатить госпошлину через Госуслуги и сэкономить? Ответ вы найдете ниже.
Где узнать реквизиты госпошлины за регистрацию права собственности
Электронный сервис «Госуслуги» очень легок в управлении, многофункционален, на нем, а также на официальном сайте Росреестра указаны точные реквизиты госпошлины за регистрацию права собственности. Для граждан, не имеющих желания или возможности пользоваться электронными новинками, необходимо предварительно взять реквизиты. Главное, получить актуальную информацию на день внесения денег, так как данные одной и той же услуги часто меняются. Реквизиты для оплаты госпошлины за регистрацию права собственности выдадут в офисах Росреестра, в МФЦ.
Реквизиты госпошлины должны соответствовать выбранному регистрационному управлению. Цифровой код (КБК) Росреестра и МФЦ различается, в зависимости от места подача заявления.
Варианты внесения средств
При внесении денег в казну рассчитаться можно как наличными, так и безналом. В обоих случаях принимать такого рода платежи могут только аккредитованные платежные системы, непосредственно в кассах банка, а также на сайте госуслуг.
Госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру и другую недвижимость оплачивается в терминалах. Иногда их устанавливают непосредственно в учреждении, которое проводит регистрацию, а также в отделениях банка.
Воспользовавшись терминалом, вы найдете нужный платеж самостоятельно, или попробуйте обратиться к специалистам за помощью.
Мобильное приложение также используют, как вариант оплаты.
Нужно учитывать комиссию, предусмотренную за проведение операции конкретным учреждением.
Оплата через Сбербанк
У граждан пользуется большой популярностью Сбербанк России. Его отделения расположены, как правило, вблизи государственных учреждений, иногда банкоматы стоят непосредственно в том же здании. Это очень удобно, к тому же комиссия за операции минимальна, в некоторых случаях не взимается совсем. Через свой личный кабинет, воспользовавшись пластиковой картой банка, легко найти платеж по номеру ИНН или уникальному коду. Уникальный идентификационный QR-код — нововведение, которое помогает исключить ошибки при вводе данных. Получить его можно вместе с реквизитами для оплаты. При возникновении затруднений с терминалами самообслуживания, обратитесь к менеджерам или же в кассы банка.
Также существуют варианты оплаты через интернет.
Как оплатить госпошлину через Госуслуги?
Все чаще используют виртуальный способ оплаты госпошлины. В 2009 году чиновники Российской Федерации назначили компанию Ростелеком в качестве исполнителя по разработке официального сайта. В настоящее время, зарегистрированы на нем уже миллионы пользователей, так как это очень упрощает получение обширного спектра услуг и информации о государственных предприятиях и иных социальных органах. Зарегистрироваться на сайте может каждый желающий, но необходимо подтверждение данных. Подтвердить их можно в многофункциональных центрах по месту регистрации, предъявив паспорт, после чего открывается доступ полному объему услуг сайта, в том числе и оплата госпошлины.
С 2017 года, в целях внедрения интернет-портала госуслуг, для зарегистрированных на сайте физических и юридических лиц госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру и другое недвижимое имущество выгоднее других видов оплаты на 30%.
Воспользовавшись этим сервисом перед оформлением недвижимости, клиент избавляет себя от промежуточных процедур. Так, ему не придется предъявлять квитанцию госпошлины за регистрацию права собственности и сдавать ее вместе с остальным пакетом документов в регистрационное управление. Зачисление средств в бюджет адресата происходит в режиме онлайн. Регистратор видит платеж на момент приема документов.
Процесс довольно прост. Для начала необходимо подать заявление на сайте, после чего вам будет направлена электронная квитанция с необходимыми реквизитами, с учетом перерасчета (то есть на 30% меньше предусмотренной Росреестром). Для внесения денег за услугу достаточно воспользоваться банковской картой или виртуальными деньгами, или даже средствами на мобильном телефоне.
Официальный электронный сервис допускает прохождение всей процедуры оформления прав на недвижимость без посещения регистрационных органов. Электронные сведения, которые выдает этот сервис, имеют юридическую силу, такую же, как при личном обращении в соответствующие организации.
Порядок возврата денежных средств
Ошибки при внесении средств допускают как физические лица (ФИО, паспортные данные и т.п.), так и юридические (КПП, ИНН, неверное наименование Управления). Это становится причиной отказа на заявление совершить юридически значимые действия.
В случае если произошла ошибка, или же сумма госпошлины за регистрацию права собственности значительно превышала необходимую, стоит обратиться с заявлением в ту организацию, которая должна была совершить юридически значимые действия. Там же есть форма написания заявления, которую должен заполнить плательщик или его доверенное лицо (только с указанием в доверенности этих полномочий). Обратиться за возвратом разрешено в течение 3 лет с момента внесения денег. В интернет сетях заполняют форму заявления на официальном сайте Росреестра.
Кому довериться?
Не следует забывать: если вы по каким-либо обстоятельствам не хотите или не имеете возможности самостоятельно пройти процедуру оформления недвижимости в собственность, от вашего имени могут действовать любые другие совершеннолетние лица. Для оплаты госпошлины нотариальная доверенность не потребуется. Но для всей процедуры регистрации и предварительного сбора некоторых документов оформляется доверенность у нотариуса с перечислением всех инстанций, а также указанием границ полномочий в отношении конкретной ситуации. Как правило, надежными помощниками для физических лиц становятся сотрудники проверенных агентств недвижимости.