Через десять лет будет два столетия, как на сценах театров с неизменным успехом идет комедия «Горе от ума». Среди блестящих персонажей, которых изобразил в своем произведении Грибоедов – Чацкий и Молчалин. Именно им посвящается наша статья.
Классик русской литературы начала XIX века был личностью неординарной: блестящим дипломатом «стоящим 20-тысячной армии», одним из самых образованных людей своего времени. Зрителя завораживает созданная драматургом модель аристократического московского общества средней руки. Персонажи грибоедовской комедии – ярки и актуальны.
В частности, концептуальными являются жизненные принципы Чацкого и Молчалина, двух молодых людей 23-х и 24-летнего возраста, начинающих свою социальную жизнь в русском обществе. Принципы первого сводятся к разрушению основ крепостничества. Второй же зациклен на эффективной карьере внутри стабильного государства.
Сравнение социальных статусов Чацкого и Молчалина
Характер социальной активности людей в известной мере определяется их социальным положением. Происхождение Александра Андреевича Чацкого и Алексея Степановича Молчалина – разное. Чацкий – аристократ, он, не находясь на службе, имеет устойчивый источник доходов. Причем не только обеспечивающий «хлебом насущным», но и позволяющий съездить «поучиться уму» в Европу. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина являются принципами различных социальных групп: аристократов, презирающих труд и увлеченных французской революцией, и разночинцев, своим трудом добивающихся признания.
Чацкий иронично назван «пламенным пророком»
Приехав на родину, аристократ Чацкий, воодушевленный увиденным европейским прогрессом, по словам Александра Исаевича Солженицына, позиционирует себя со статусом «пламенного пророка», который даже не представляет, как могут быть реализованы в России сформулированные им декларативные принципы.
Фразы Чацкого хлестки и правильны. Александр – утопист и эгоист. Его общение с другими людьми сводится к пламенным монологам и резким парированиям противоположных мнений. Александр Исаевич заметил коммуникативную некомпетентность этого героя Грибоедова, его готовность словами "сечь сплеча" своих оппонентов, причем излишне увлекаясь процессом.
Пушкин, говоря о Чацком, был еще более ироничным – «забавный малый».
Чацкий и Молчалин − различное отношение к обществу
В отличие от своего более состоятельного сверстника, Алексей тонко чувствует общество, в котором пребывает. Его такт и услужливость приносят ему социальные бонусы. Этот провинциал является больше чем секретарем, фактически – правой рукой Фамусова. Он угождает гостящим в фамусовском доме друзьям своего патрона.
Прав ли Чацкий, клеймящий «двуличного», «пресмыкающегося», «подлого» секретаря? Ведь он даже не пытается понять, что за человек Алексей. Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина изобличает две совершенно разные личности, обладающие разным типом ума. Один – ярким, образным, идейным, второй – практическим, хозяйственным. Ведь на самом деле Алексей Степанович Молчалин действует в рамках приличий и толерантности.
В конце концов, им может двигать и благодарность Фамусову – своему благодетелю, человеку, дающему работу и кров. Молчалин не задумывается о вещах (по словам булгаковского профессора Преображенского) «космического масштаба и космической глупости». Он делает больше, чем говорит. Более того, характеристика Молчалина и Чацкого показывает, что первый не только лоялен к обществу, но и является его полезным винтиком. Второго же следует отнести к когорте лишних людей в своем Отечестве, вслед за Евгением Онегиным и Печориным. Он, следуя логике автора произведения, позиционирует себя единственным «умным человеком» среди «дураков».
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина – несопоставимы. Идеи первого оторваны от русского бытия, они являются всего лишь общими лозунгами. До их претворения в жизнь – бездна.
Так ли «коварен» Молчалин?
Алексей Молчалин, в отличие от своего оппонента, реально зарабатывает на жизнь службой. Его жизненные правила проверены на практике. Он, работая секретарем, живет в доме своего патрона Павла Афанасьевича Фамусова, фактически осуществляя за него все делопроизводство управляющего казенного места. Другими словами, Молчалин – клерк и бухгалтер. Он дорожит своим местом работы. Так стоит ли его винить за «умеренность и аккуратность»?
Кроме того, молодых людей объединяет любовный конфликт. Чацкому нравится дочь Фамусова, Софья; а она, в свою очередь, симпатизирует Алексею Хлестакову. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина различны, в том числе и в отношениях с противоположным полом. Так, Чацкий, мнящий себя идеальным, понятия не имеет относительно причин, остудивших чувство девушки к нему.
Молчалин – «живой», ошибающийся персонаж
Молчалин не находит в себе смелости, чтобы сразу признаться Софье в том, что он ее не любит. В то же время он деликатен в общении с ней и не компрометирует девушку. Грибоедов в образе Молчалина показывает карьериста, не имеющего дворянского звания, однако, прагматичного. Ступенька за ступенькой следует он к достижению выгодного положения в обществе. Молчалины не увлекаются идеями, критикой. Их стихия – ежедневный кропотливый труд.
Грибоедов сводит двух этих персонажей в мировоззренческий конфликт: Чацкий и Молчалин. Ведь они, молодые люди, по мнению автора, будут определять лицо «грядущего века». Впрочем, читатель понимает: секретарь Фамусова вовсе не такой расчетливый монстр, как это высказывает Чацкий. Более того, Алексей действительно растерян – с одной стороны, желая отношений с Лизой, которую любит, а с другой – стараясь быть любезным с дочерью хозяина. Случайно Софья слышит его признание служанке. Чацкому это на руку.
Карьеру Молчалина губит «барская любовь»
Ситуация складывается не в пользу Молчалина. Скорее всего, он потеряет работу секретаря казенного учреждения. Однако ничего предосудительного, по крупному счету, он не сделал. Реакцию же Софьи на услышанное признание можно назвать "бурей в стакане воды". Ей понравился Алексей, и она нафантазировала себе, что он ее любит. Несоответствие же воображения реальности дочь Фамусова представила как низость Молчалина. Чацкий же откровенно злорадствует.
Однако он прекрасно понимает, что его положение в доме Фамусовых достаточно зыбко. Поэтому мудрая фраза, сказанная Лизой, о губительных последствиях для человека простого сословия как «барского гнева», так и «барской любви» – непосредственно касается его. Именно «барская любовь» становится причиной будущего краха его карьеры служащего. Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина, таким образом, показывает, что именно второму присуща коммуникабельность, скромность, самодисциплина, воля.
Очевидно, эти черты и вызвали симпатию Софьи.
Вместо заключения
Чацкий и Молчалин обладают различным типом мышления. Александр Андреевич очень темпераментно высказывает свою мысль, он достаточно ярко обосновывает выбранную позицию, тут же критикует оппонентов и ничего не делает, а потом удаляется с обиженным видом. Стоит вспомнить, что бурный и бесплодный поток мыслей любители русской литературы уже встречали у одного персонажа. Это всем нам знакомый Илья Ильич Обломов.
Конечно, Чацкий – персонаж более динамичный. Однако первый шаг по пути Ильи Ильича он уже сделал - пренебрег работой. Не зря Алексей Молчалин подначивает его на этот счет.
Вместе с тем характеристика Молчалина и Чацкого, данная автором в произведении, дает основание отойти от классической характеристики. И это правильно. Ведь Чацкий – не такой уж и положительный, а Молчалин на поверку – вовсе не потенциальный злодей.