Ад - это где? Круги ада и ангелы ада

Да гори оно в аду! Адская работенка. Адская жара. Провались оно все в ад! Слово "ад" давно стало обиходным, люди, употребляя его, нисколько не задумываются об истинном значении термина. Никто, говоря об адской жаре, не представляет себе котлы с кипящей серой. Адская работенка – это вовсе не взмыленный черт, уставший махать вилами. А сущий ад – это толкотня в час пик, скандал на планерке и шумная ссора у соседей. Для большинства современников это слово – просто фигура речи, присказка, привычная настолько, что ее даже не замечаешь. Из места вечных посмертных мук ад превратился в бессмысленную абстракцию, в иллюстрацию для сборника фольклора.

Эволюция концепции воздаяния

Сложно сегодня найти человека, который считал бы вероятным существование классического средневекового ада. Впрочем, и сторонников строгого канонического христианства все меньше. Многие верят в абстрактного безымянного Бога – воплощение высшей силы и высшей справедливости. Те, кто считают себя христианами, вполне могут считать разумной концепцию перерождения, это уже не кажется парадоксом. Но концепция посмертного воздаяния по-прежнему актуальна, просто теперь она менее буквальна.

сущий ад это

Сейчас даже религиозные люди, говоря о загробном наказании за грехи, предполагают все же что-то нематериального, духовного свойства, а не лизание раскаленных сковородок. А для атеистов и представителей ряда нехристианских религий это вообще только легенда. Ада, по их мнению, не существует. Если божественное возмездие и обрушится на головы грешников, то здесь, на земле – скажем, в следующей жизни. А ведь еще не так давно не верить в ад было так же странно, как сейчас всерьез обсуждать смолу и рогатых чертей.

При этом сам факт посмертного воздаяния обычно не оспаривается. Как говорил Вольтер, если бога не существует, то его нужно было бы выдумать. С дьяволом и адом – та же история. В жизни не так уж часто плохие поступки влекут за собой кару. Более того, сплошь и рядом попадаются энергичные веселые коррупционеры и здоровые жизнерадостные врачи-взяточники. И это отнюдь не примета времени. Нечестность – простейший путь к обогащению, а жестокость и бессовестность – легкий способ получить желаемое безо всяких моральных терзаний.

Справедливость Древнего мира

У этой моральной дилеммы есть два варианта решения. Либо принять такую несправедливость как неотъемлемую часть жизни, либо создать эффективную систему сдерживания. То есть самых бессовестных и агрессивных ждала прямая дорога в ад.

По первому пути пошло язычество. Сильный – прав, он получает лучшее, сильный – любимец богов. А слабые виноваты сами. Выживает более приспособленный. Таково было язычество. Поведение регулировалось исключительно законом, традициями. Вот так поступать нельзя – а вот так можно. Не «не убий», а не убивай гостя, не убивай в храме, не убивай преломившего с тобой хлеб. А в остальных случаях – либо «око за око», либо заплати виру.

Это отчетливо видно не только в греческих и египетских мифах. Даже в Ветхом Завете видны следы этого древнего жестокого мировоззрения. Часто поведение персонажей никак не согласовывается с нормами христианской морали. Они лгут, предают, убивают. Но при этом они чтут заповеди – бесчисленные нормы и запреты, регламентирующие поведение и быт. Они верят в единого бога и пользуются его несомненным покровительством. Почему? Потому что таково было мировоззрение тех времен. Если ты успешен – ты угоден богу, он покровительствует тебе. Если нет… что ж. Видимо, ты грешник. Жестокая дарвиновская теория, оправданная религией. В таких условиях ад – это очевидное излишество. Зачем кого-то карать, если его можно попросту зарубить мечом? Воздаяние здесь и сейчас, собственной рукой, если, конечно, сможешь.

Зачем нужен ад

Позже, с приходом христианства (а Ветхий Завет – это не христианство, это намного раньше), ситуация изменилась. Христос сказал : «Не убий, не укради и возлюби ближнего». Все. Вот и все правила. Христианская концепция человека, угодного богу, – это образец гуманизма при минимуме внешней атрибутики. Не важно, варишь ли ты ягненка в молоке матери его. Не важно, какой рукой ты совершаешь омовение после посещения туалета. Единственное, что имеет значение – это душа. Вектор сместился.

ад это

Во времена язычества было сразу видно, кого любят боги. Богат – значит, любят, значит, достоин. Помогают в делах, даруют удачу. Если неугоден – живешь бедно и плохо. О каком еще воздаянии может идти речь? А как быть христианам? В этой, совсем молодой тогда религии, внешняя атрибутивность сменилась внутренней. Хороший человек, соблюдающий все заповеди, мог быть и беден, и болен, и несчастен. Более того, наверняка крестьянин, который не ворует и не грабит, будет беднее разбойника и содержателя притона. Но как же это возможно? Где же тогда справедливость? Вот тут-то появляется концепция воздаяния. Рай и ад – это те самые кнут и пряник, которые регулируют поведение человека, в своих убеждениях и моральных критериях нестойкого. Ведь если кто-то считает ложь и воровство неправильным, то он в любом случае не будет этого делать. Но если он колеблется… Вот тут-то на помощь и приходит концепция посмертного воздаяния. Поступай правильно – и будешь награжден. А если согрешишь… Ад – это вечность, полная мук. Вполне весомый аргумент в пользу правильного выбора.

Догмат о чистилище

Правда, именно предполагаемая бесконечность наказаний и вызывала нарекания. Ведь тогда получается, что и тот, кто украл курицу, и тот, кто поджег приют, получают практически одинаковое наказание. Всем одна дорога – в ад. Да, вероятно, у вора в котле будет серы по щиколотку, а у поджигателя – по горло. Но все же, если посмотреть на эту ситуацию с позиции вечности… Не так уж это и справедливо.

Поэтому в католицизме был введен догмат о чистилище. Это – ад, но ад временный. Место покаяния грешников, не совершивших непростительных грехов. Они там отбывают наказание, очищаясь страданием, а потом, по истечении отведенного срока, попадают на небеса.

Этот догмат даже имеет подтверждение в Библии, хотя и косвенное. Ведь родственникам умерших предлагают приносить искупительные жертвы и молиться за упокоение души, а значит, в этом есть смысл. Но если наказание вечно и неизменно, тогда мольбы ничего и не меняют, следовательно, бесполезны.

Католичество – единственная ветвь христианства, придерживающаяся мнения о том, что грешники попадают не только в ад, но и в чистилище. И протестанты, и православная церковь полагают, что ни о каком временном искупительном наказании и речи быть не может. Но действительно, какой же тогда смысл в поминальных молебнах? Ведь они ничего не меняют. Особенно интересен ответ на этот вопрос, когда подобные поминальные ритуалы проводятся на платной основе и объявляются церковью необходимыми для умершего. Налицо очевидный парадокс.

Как выглядит ад

Что именно происходит в аду – загадка. В Библии сказано, что это – место вечных мук, но вот каких именно? Этот вопрос интересовал многих философов и богословов. Существовало множество концепций и догадок. В диспутах на эту тему богословы средневековья ломали копья не одно столетие. Кому и какое воздаяние полагается, как выглядит ад и что там происходит? Эти вопросы всегда интересовали людей. Проповеди, посвященные этой тематике, пользовались у прихожан огромной популярностью.

Сейчас многие, уверены, что круги ада – это действительно описание, взятое из религиозных текстов. Вполне логичная картина: деление на секторы, для каждого типа грешников – свой. По мере углубления грехи все тяжелее, а кара - все суровее.

круги ада

На самом деле круги ада именно в таком виде придумал итальянский поэт и философ Данте Алигьери. В своей «Божественной комедии» он описал собственное путешествие по загробному миру: чистилищу, раю и аду. Каждый из этих миров состоял из секторов. Выражение: «На десятом небе от счастья» - тоже оттуда. В Божественной комедии рай состоял из десяти небес. И последнее, высшее небо, Эмпирей, предназначалось для чистейших, блаженных душ.

Дантовский ад

Ад, описанный в поэме «Божественная комедия», состоял из девяти кругов:

  • Первый круг - Лимб. Там ждали Судного дня те, кто не узнал Слово Божие не по собственной воле: некрещеные младенцы и чистые душой язычники.
  • Второй круг – для похотливцев и развратников. Вечный ураган, бесконечное вращение и удары о скалы.
  • Третий круг – для обжор. Они гниют под нескончаемым дождем.
  • Четвертый круг – для скупцов и транжир. Они таскают огромные камни, постоянно вступая из-за них в ссоры и драки.
  • Пятый круг – для яростных и скучающих. Болото, в котором бесконечно сражаются гневные, топча ногами дно, состоящее из тел унылых людей.
  • Шестой круг – для ложных пророков и еретиков. Они покоятся в пылающих могилах.
  • Седьмой круг – для насильников. Они кипят в крови, страдают в пустыне. Их рвут псы и гарпии, поражают стрелы, поливает огненный дождь.
  • Восьмой круг – те, кто предал доверившихся им. Их ждет бесконечное разнообразие наказания. Бичевание, огонь, багры и смола. Для них ад – это пожирание змеями и превращение в змей, бесконечные болезни и страдания.
  • Девятый круг - предатели. Их кара – лед. Они вмерзли в него по шею.

География ада

Но все кошмарные описания – это действительно ад, придуманный поэтом и писателем. Конечно, он был глубоко религиозным человеком, но "Божественная комедия" – не апокриф. И даже не богословский трактат. Это всего лишь поэма. И все, что в ней описано – это только плод фантазии автора. Конечно, Данте был гений, поэтому поэма получила мировую известность. Идея разделенного на круги ада и небес, вздымающихся одно над другим, превратилась в истину настолько привычную, что люди уже и не знают, кто был ее автором.

дорога в ад

Вопросом о том, где ад расположен и как он на самом деле выглядит, задавался не только Данте. Версий было множество. Большая часть богословов помещала ад под землей, некоторые полагали, что жерла вулканов – это путь в преисподнюю. Аргументом, подтверждающим эту теорию, служил тот факт, что по мере углубления под землю температура повышалась. Это мог подтвердить любой шахтер. Конечно, причиной этому были раскаленные адские котлы. Чем глубже шахта – тем ближе к преисподней.

После того как ученые смогли точно ответить на вопрос о том, что же происходит и в небе, и на земле, концепцию пришлось пересмотреть. Теперь богословы склоняются к мысли, что ад и рай, если и существуют буквально, то точно не в нашем мире. Хотя, скорее всего, это категории все же духовные. Для мук вовсе не нужны кипящие котлы, а для наслаждения – райские кущи. Духовные терзания и радости не менее ощутимы, чем телесные.

Но до сих пор можно встретить заметки, в которых сообщается, что геологи излишне увлеклись бурением, и теперь в преисподнюю ведет скважина. В ад, по мнению журналистов, можно путешествовать и на космическом корабле – ведь Солнце отлично подходит под определение. Большое и горячее – там найдется место всем грешникам.

Ад и Аид

Впрочем, то, что ад – это место вечных терзаний, теория относительно новая. Ведь во времена язычества тоже был загробный мир. В Древней Греции люди верили, что после смерти души людей пересекают реку забвения, попадая в царство мертвых – Аид. Там они блуждают вечно, беспамятные и не осознающие себя. И цари, и нищие, и великие воины – все равны перед ликом смерти. Кем бы ни был при жизни человек – все, что от него останется, это тень, для которой нет ни прошлого, ни будущего.

ада происхождение этого названия
Правил Аидом бог загробного мира, тоже Аид. Злым он не был, как не был и богом смерти. Отделял душу от тела Танатос, а провожал ее в загробный мир Гермес. Аид же правил царством мертвых, никаких жестокостей и преступлений не совершая. По сравнению с прочими богами греческого пантеона он был весьма добродушен и незлоблив. Поэтому когда в фильмах Аида изображают похожим на демона – это очень далеко от правды. Подземный мир – не царство зла и боли. Аид – место вечного покоя и забвения. Позже это же представление о загробной жизни переняли и римляне.

Такой мир вовсе не похож на привычную концепцию ада. Происхождение этого названия, тем не менее, у ученых сомнения не вызывает. Ад – это древнегреческий Аид, всего лишь одна буква «потерялась».

Боги и демоны

Христиане заимствовали у греков не только название поземного мира. Ангелы ада, то есть демоны, козлоногие и рогатые – это ведь практически двойники сатиров и фавнов. Эти низшие божества традиционно служили образцом мужской силы и неутомимости – а значит, и плодородия.

исчадие ада это

В древнем мире высокое либидо, способность к оплодотворению однозначно расценивались как проявления витальности. Следовательно, они были напрямую связаны с обильными всходами, с урожаями, с приплодом скота. Традиционное воплощение витальности, жизненной энергии, плодородия – козел. У него позаимствовали копыта и рога фавны, и он же – одно из воплощений Сатаны.

Аид традиционно тоже считался богом плодородия и богатства. Подземный мир – это мир серебра, золота и драгоценных камней. В землю закапывают семя, чтобы весной оно взошло урожаем.

Чудовищное, противное человеческой природе козлорогое исчадие ада – это всего лишь древний, утративший былое величие бог плодородия. Сложно сказать, почему именно так произошло. С одной стороны, новая религия часто заимствует элементы предшественницы, творчески их при этом перерабатывая. С другой, христианство – религия аскетичная, похоть и блуд осуждающая. С этой точки зрения, бог плодородия действительно выглядит воплощением греха.

Адские персоналии

Если низшая демоническая иерархия, лишенная индивидуальных черт, происходит от языческих богов, то вот высшие эшелоны дьявольской власти – товар штучный, авторский. Так же, впрочем, как и святые. Библия говорит только об одном боге – и об одном дьяволе. Есть ангелы и есть павшие ангелы. Все. Остальное – привнесенные в религию размышления богословов и ученых мужей, рассуждающих о том, что такое рай и ад. Это – искусственные порождения. Именно поэтому новые христианские течения, к примеру протестантизм, отрицают существование святых и персонализированных демонов.

ангелы ада

Ангелы ада, высшая демоническая иерархия, впервые упоминаются в средние века. О них пишут специалисты-теологи и демонологии, инквизиторы, расследующие дела ведьм и еретиков. Причем зачастую их мнения по поводу специализации того или иного демона расходятся. Скажем, Бинсфельд в 1589 году писал, что каждый демон – воплощение одного из пороков. Гордость – Люцифер, похоть – Асмодей, жадность – Мамона, обжорство – Вельзевул, гневливость – Сатана, лень – Бельфегор, зависть – Левиафан. А вот Баррет спустя двести лет утверждал, что демон лжи – Сатана, искушения и соблазнения – Мамон, мести – Асмодей, а ложных богов – Вельзевул. И это мнения только двух специалистов. На самом деле путаницы намного больше.

Либо ад – это место, в котором служащие должны регулярно проходить курсы повышения квалификации и осваивать смежные области знаний, либо демонологии все же не совсем искренни.

Любопытный факт. Всем известные персонажи романа «Мастер и Маргарита», Бегемот и Азазелло, были не придуманы писателем, а заимствованы из литературы по демонологии. Бегемот – демон, который упоминается в книге Еноха. Кроме этого, в 17-м веке состоялся знаменитый обряд экзорцизма. Демонов изгоняли из настоятельницы монастыря, и этот процесс был тщательнейшим образом записан. Бегемот был пятым по счету бесом, покинувшим несчастную женщину. Голова у него была слоновья, а задние ноги – бегемота.

Азазелло же – это Азазель, демон не христианский, а иудейский. Булгаков писал правду. Это действительно демон засухи и пустыни. Евреи, кочующие по засушливым территориям, как никто знали, насколько убийственной может быть жара и сушь. Так что сделать его демоном-убийцей было вполне логично.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Всё-таки не согласен с тем, что гордость - смертный грех. Это самое обычное чувство, которое мы испытываем как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе. А вот гордыню действительно можно считать грехом. Ведь Люцифер не просто возгордился собой: он считал себя выше своего Создателя и захотел возделать собственный трон, устроив восстание. Итог, конечно, известен: Архангел Михаил, возглавив армию ангелов, подавил бунт воинов-отступников.
К слову, Люцифер ведь и есть Сатана, разве нет
Копировать ссылку
0
Эти звуки взяты из Американского фильма ужасов, кровавый барон 1972

Советую прочитать Пятибрат Глубинная Книга
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.