Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.
Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки – это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»
Двусложные стопы
От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.
Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).
Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй – безударный, то это хорей. Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:
Как-то в осень ослик Ося
Ночью очень плохо спал.
И, когда пробило восемь,
Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)
Ежик Хоня был тихоня,
Ежик Хоня не спешил.
Вот однажды ежик Хоня
За водой сходить решил… (А. Чебышев)
Банный день у черепашки.
Очень хлопотно ему:
Надо выстирать рубашку
И помыться самому… (А. Чебышев)
Если ударным в стопе является второй слог, то это ямб. Ямбические стихи не менее популярны.
Котенок был пушистый
И очень озорной.
Он бегал быстро-быстро
За кошкой и за мной.
Еще к собачке Жучке
Он часто приставал…
А если взять на ручки,
Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)
Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».
Трехсложные стопы
Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых – первый, второй или третий – ударный.
Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.
Три и четыре, и два бегемота
Встретили два и четыре слона.
Рядом – один – это было болото,
Два – это речка.
И пальма – одна.
Три и один бегемота сказали:
«Здравствуйте, два и четыре слона».
А остальные под пальмой лежали.
Их было много,
А пальма – одна. (А. Чебышев)
Если ударный слог – второй, то это амфибрахий. После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:
…Однажды пупусик водичил цветочки,
А нусики мерили воду в горшочках,
Следили, чтоб он ничего не схимичил
И в каждый горшочек помногу водичил…
… Однажды пупусик кишмишил обед
И вспомнил, что соли ни горсточки нет.
А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!
Еще в старой бубе зачухлилась соль…»
…Однажды пупусик кузюнился с другом,
Вдруг нусики взвякнули громким испугом:
«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!
Смотри, как он хищнит глазами вокруг!
Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.
А нусики что будут вечером есть?..»
В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).
…а бывает еще воскресение.
А сегодня нельзя баловать,
Потому что, когда воскресение,
Нам не надо пораньше вставать.
Мама-папа не будут с будильником,
Как сегодня, ругаться с утра…
А зато у меня в холодильнике
Очень вкусная рыбья икра.
А вчерашней весной в воскресение –
Там еще продавали слонов –
С мамой-с-папой гуляли мы семьями,
А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)
Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.
Четырехсложные стопы (пеоны)
Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах – двусложниках и трехсложниках.
Пятисложные стопы (пентоны)
Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пентоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пентона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.
Количество стоп в стихе
Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа – это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести – посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).
Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке – три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке – пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке – две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения – дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения – трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».
Определение количества стоп в стихе
Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.
Если я надену шляпу,
Стану я почти как папа.
Ну, а папа и без шляпы
Все равно похож на папу.
В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.
Лошадка по полю скакала, скакала,
По полю скакала и очень устала.
И в поле стояла, и травку щипала.
И снова скакала, скакала, скакала.
И в речке купалась, и гривой играла,
И снова по полю скакала, скакала.
Ни ветру, ни птице ее не догнать.
Никто не умеет так быстро скакать.
В этом стихотворении того же автора количество стоп тоже четыре, однако стопы, в отличие от предыдущего примера, не хореические, а амфибрахические, поэтому размер этого стихотворения – четырехстопный амфибрахий.
Сумеречность влюблённости
Ныне у современников не в чести.
Демон раскрепощённости
Ясность с непредсказуемостью скрестил.
Вспенивая безмолвие
Парусники, несущиеся вдали,
Высвеченные молнией,
В прошлое ощущения унесли.
Вспыхивает за тучами
Изгнанное из памяти навсегда.
Радуется задумчиво
Ангелами оплачиваемый дар.