Некрасов, "Железная дорога": анализ. "Железная дорога" Некрасова: тема, идея стихотворения

В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства первой железной дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году дорога была запущена.

Русский поэт, Некрасов Николай Алексеевич, посвятил этому событию одно из наиболее значимых стихотворений гражданской направленности. Вот только внимание его в большей мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.

Из истории создания произведения

Стихотворение "Железная дорога" Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II.

Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым.

Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из 4 глав, объединенных образами повествователя (лирического героя), генерала и его сына Ванюши, оказавшихся вместе в вагоне поезда Москва -Петербург. Роль экспозиции играет эпиграф, оформленный в виде диалога отца и сына. Именно ответ генерала на вопрос сына о том, кто построил эту железную дорогу, заставил повествователя вмешаться в их разговор. Возникший в результате спор и был положен в основу стихотворения (ниже приводится план) «Железная дорога».

Некрасов адресует свое произведение таким же детям, как Ваня. По мысли поэта, они непременно должны знать пусть и горькую, но все же правдивую историю своей страны, так как за ними будущее России.

Глава 1. Осенний пейзаж

Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: "Тогда где же оно есть?"

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь – заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот… не по плечу одному», а значит, и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь – Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, - эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» - риторическое восклицание-вопрос в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов - строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, скрежетом зубов, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» - работать - и обращает внимание мальчика повествователь.

Описание белоруса

Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».

В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова - глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах – признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других – могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.

Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.

Глава 3. Роль народа в истории

Паровозный свисток, подобно крику петуха, развеял казавшиеся такими реальными видения (вспоминаются черты баллады, которые удачно использует в стихотворении «Железная дорога» Некрасов).

Идея повествователя о великом подвиге, совершенном народом, и рассказ Вани об удивительном сне вызывают у генерала лишь хохот. Для него простые мужики не больше чем пьяницы, варвары и разрушители. В его представлении восхищения достойны только истинные создатели прекрасного, а это непременно должны быть талантливые одухотворенные люди. Эстет в душе, недавно видевший лучшие творения искусства в Риме и в Вене, генерал презирает необразованного мужика, ни на что, по его мнению, не способного. В том числе и на строительство железной дороги. В этом споре героев отразилось актуальное в середине века противостояние материалистов и эстетов о том, что полезнее: практичность (т. е. глиняный горшок) или красота - статуя Аполлона (А. Пушкин, «Поэт и толпа»).

Отец считает, что подобные истории изначально вредны для сердца ребенка, и просит показать «светлую сторону» строительства. Стихотворение «Железная дорога» Некрасова завершается рассказом о том, какую награду получил народ за свою работу.

Глава 4. «Светлая сторона» строительства

И вот рельсы уложены, мертвые похоронены, больные – в землянках лежат. Пришло время получать награду за труды. Все подсчитали десятники за время работы: «брал ли на баню, лежал ли больной». В результате каждый приказчику еще и должен остался. На этом фоне иронично звучат слова лабазника, выкатившего бочку вина: «И - недоимку дарю!» Невеселые мысли навевает последняя глава и ее анализ. «Железная дорога» Некрасова – это произведение не только о трудовом подвиге русского народа, но и о его холопской сути, которую ничем не сломать. Замученный, нищий, привыкший к покорности мужик ликовал и «купчину с криком "ура!"» по дороге помчал…

Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»

Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.

Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.

Отношение современников к стихотворению

Новое произведение Н. Некрасова вызвало широкий общественный отклик. Не случайно, один из цензоров назвал его «страшной клеветой, которую нельзя читать без содрогания». А журнал «Современник», первым опубликовавший текст, получил предупреждение о закрытии.

Г. Плеханов вспоминал о знакомстве со стихотворением в выпускном классе военной гимназии. По его свидетельству, первым желанием его и товарищей было одно: взять ружье и пойти «сражаться за русский народ».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
"Железная дорога" Н.А. Некрасова - великое произведение. До начала девяностых "Железная дорога" считалась поэмой. По всем литературным признакам (объем, лиризм, сюжет, лирический герой) это и есть поэма. Стихотворение - это малая литературная форма. Из разряда поэмы перевели в "стихотворение", очевидно, чтобы принизить ее значение, потому, что она и сегодня вновь актуальна. Анализ скупой. Автора обидеть не хочу. Может он просто учился в девяностые. Не его вина.
Копировать ссылку
0
спасибо за статью, очень доходчиво, для ребёнка 12 лет - отличный материал для работы, и я получила удовольствие
Копировать ссылку
0
Неправильно везде написано. Это стихотворение на самом деле о другой железной дороге, не из Москвы в Петербург
Копировать ссылку
0
Я не поняла а где тема и основная мысль стихотворения?!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.