Санкт-Петербург немыслим без мостов. В основном туристы и приезжают сюда, чтобы пройтись романтическими набережными Невы или прокатиться по каналам на прогулочной лодке. И даже больше. Туристы специально встают среди ночи, чтобы посмотреть на разводку мостов и на то, как вальяжно проплывают под ними большие корабли. Однако эти транспортные магистрали, связующие различные берега, доставляют немало проблем самим жителям Северной Пальмиры. Особенно нервничают автомобилисты, ведь мосты Санкт-Петербурга (2014 год был рекордным в этом плане) постоянно и зачастую непредсказуемо закрывались на ремонт. А что пророчит нам ближайшее будущее? Какие из трехсот мостов Санкт-Петербурга будут закрыты на реконструкцию? И каков будет график разводки тех тринадцати, которые пропускают в Неву и ее многочисленные рукава крупногабаритные суда? В этой статье мы расскажем только о Тучковом мосте. Его история, название, расположение и даже график разводки будут описаны здесь.
Расположение
Более точное местонахождение этого сооружения – Россия, Санкт-Петербург. Тучков мост соединяет оба берега Малой Невы. Он проложен с Большого проспекта Петроградской стороны до улицы Кадетской и Первой линии Васильевского острова. Найти этот мост на карте Санкт-Петербурга довольно просто. Он упирается в набережную Макарова на Васильевском острове. А на Петроградской стороне он соседствует с проспектами Добролюбова и Большим. К нему выходит и Ждановская набережная. Ближайшая к Тучкову мосту станция метро называется «Спортивная». Свое имя остановка петербуржской подземки получила не случайно. В окрестностях располагаются стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный». А вот когда строили метро, то станцию думали назвать «Тучков мост». Но не сложилось. Вблизи моста также располагаются другие достопримечательности северной столицы - Князь-Владимирский собор и остров Тучков буян.
Происхождение названия
Что касается возникновения интересного имени моста, то у историков имеются три равноправные версии. Это сооружение было построено в середине восемнадцатого века. Мост долго носил официальное наименование «Никольский», но народная молва упорно называла его Тучковым. Наиболее разумно будет предположить, что свое имя он получил в честь островка, через который пролегает. Однако бытует мнение, что Тучков Буян получил свое название от моста, а не наоборот. Одним из инженеров, возводивших в XVIII столетии эту переправу (на то время деревянную), был некто А. В. Тучков. Мост мог быть также назван по фамилии купца, у которого были склады древесины на берегу Малой Невы. В 1758 году четверо предпринимателей, среди которых был и Авраам Тучков, подали в Сенат ходатайство о передаче им нескольких мостов в «потомственное содержание». За это они обязались соединить Васильевский остров с Петроградской стороной.
История строительства
Артель из четырех предпринимателей сдержала свое слово, и уже в том же 1758 году на створе Малого проспекта на Васильевском острове появился Никольский мост. Он был деревянным. На глубине он слагался из плашкоутной части, а на мелководье опирался на сваи. Его длина составляла девятьсот метров, что делало его самым длинным мостом в Петербурге. В 1835 году его перестроили. Была подведена земляная дамба от проспекта Добролюбова (тогда он назывался Александровским). Тучков мост стал тогда разводным. Подвижная часть состояла из четырех деревянных рам. Разводился мост с помощью обычных ручных лебедок. Это деревянное сооружение сгорело дотла в 1870 году от преступной халатности: кто-то кинул окурок. Тут же начались работы по строительству нового моста. В 1920 его перестроили в двадцатипролётный. Сразу же по окончании войны деревянные части были заменены металлическими. Разводящие лебедки стали работать от электричества. Еще одну реконструкцию мост пережил в 1960 году. Только один из двадцати пролётов был разводным, еще под двумя могли спокойно курсировать небольшие суда.
Как выглядит Тучков мост сегодня
В 1964 году Мариинскую систему сменил более совершенный Волго-Балтийский канал. Назрело принятие нового решения для пропуска крупнотоннажных судов. Поэтому мост вновь был закрыт на реконструкцию. Ее провели инженеры предприятия «Ленгипроинжпроект» Б. Б. Левин и В. В. Демченко по проекту известных советских архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева. Тогда и приобрел Тучков мост, ремонт, а точнее, полная перестройка которого была завершена в 1965 году, современный вид. Количество пролётов сократилось с двадцати до трех. Лишь один из них – посередине – разводной. Сейчас по мосту ходят трамваи, автомобили, пешеходы. Естественно, для безопасности машин и людей сооружение время от времени закрывают на ремонт. И это вносит сумятицу в движение общественного и частного транспорта.
Разводка мостов
Санкт-Петербург нельзя назвать Венецией. Большие суда норовят пробраться в глубину центра города, и они не ограничиваются только стоянкой в морском порту. Поэтому когда в конце апреля начинается период навигации, длящийся до ноября, необходимо пропускать суда. Некоторые из них проходят под пролётами и так, но особо крупные океанические лайнеры все же требуют большего простора. Вот и происходит по ночам разводка мостов. Санкт-Петербург имеет таких целых тринадцать. Это Благовещенский, Володарский, Тучков, которому посвящена данная статья, и другие. Чтобы посмотреть на это действо, к мостам стекаются туристы. Однако для петербуржцев это – сущая морока. В 2005 году был построен Большой Обуховский мост, по которому можно постоянно добираться с одного берега на другой. Однако он расположен слишком далеко от центра. Иногда выгоднее дождаться возобновления движения по какому-нибудь мосту, чем выбираться на обводную магистраль.
График разводки
К счастью для петербуржцев и к сожалению для туристов, красивые разводные мосты раскрывают свои подъемные части лишь в ночное время. Особенно красивым представляется это зрелище летом, в пору белых ночей. Но когда же нужно подойти к Тучкову мосту, чтобы полюбоваться им? Также графиком подъема подвижной части сооружения интересуются автомобилисты, которые думают проехать через Тучков мост. Разводка осуществляется дважды за ночь. В первый раз движение прекращается ровно в два часа. Пролёты встают на свое место лишь в 2:55, то есть почти час можно полюбоваться тем, как по Малой Неве проходят большие корабли. Во второй раз разводка осуществляется с половины четвертого до пяти утра.
Значение Тучкова моста
Для Санкт-Петербурга эта магистраль является стратегически важной. Все предприятия, расположенные на Васильевском острове, не имеют сообщения с железной дорогой, а потому единственный путь доставить сырье и вывезти продукцию – по Тучкову мосту. Но интенсивный автомобильный поток создают не только грузовики. Мост ведет к Крестовскому, Каменному и Елагину островам – излюбленным местам отдыха жителей Санкт-Петербурга. Изначально это сооружение не было рассчитано на такой транспортный поток, а потому магистраль часто реконструировалась и расширялась. Власти заранее предупреждают, когда проезд по ней будет закрыт. Тучков мост реконструируется еще и по эстетическим соображениям. Так, в 2003 году к нему подвели подсветку, сделавшую его уникальным и неповторимым.
Можно ли будет полюбоваться Тучковым мостом в 2015 году
Интенсивный транспортный поток негативно сказывался на состоянии дорожного покрытия. В прошлом году эта важная магистраль неоднократно закрывалась на ремонт. Иногда разрешалось лишь одностороннее движение. А вот в конце сентября проезд был полностью закрыт. Тучков мост местные власти намерены реконструировать и в этом году. Чтобы избежать транспортного коллапса при сообщении Васильевского острова с Петроградской стороной, было решено оставить одностороннее движение – по направлению к центру города. Обратно можно будет добраться по Биржевому мосту. При этом ширина проезжей части на Тучковом будет всего одиннадцать метров. Закрыть магистраль планируют уже в мае 2015 года, после окончания строительства второго выхода из станции метро «Спортивная». Тучков мост, ремонт которого обойдется казне в 2,4 миллиарда рублей, будет полностью открыт лишь к концу 2016 г.
Параметры
Несмотря на то что конструкция изготовлена из железобетона, она создает впечатление воздушности. Мост будто парит над водами Невы. Он состоит из трех пролетов, один из которых, длиной в пятьдесят метров, раскрывается вверх. Общая протяженность моста составляет более двухсот метров, а ширина – 36 м.