Какие ассоциации возникают в вашем сознании при упоминании богадельни? Вероятно, не самые радужные. Несмотря на то что значение данного слова известно сегодня далеко не всем, память поколений любезно сохранила для нас подсознательное отношение к такому явлению.
Современное понимание
Для сегодняшнего человека богадельня – это место, населенное людьми, мягко сказать, не самого высокого достатка. Как правило, такое обозначение используется в современном мире в составе устойчивых словосочетаний вроде «развели богадельню», причем действуют такого рода выражения в ситуациях, по меньшей мере, малоприятных.
По сути же богадельня – это вовсе не лишенное принципов общество и даже не захламленное помещение. Первоначально смысл слова был совершенно иным, однако со временем он постепенно утрачивался и трансформировался, как это бывает с лексемами, означающими явления, исчезающие в действительности.
Обратимся вначале к слову
Если внимательно присмотреться к структуре самого слова, можно разглядеть в ней интересную особенность: один из корней его общий со словом бог. Скептики могут утверждать, что это – простое совпадение. И значение слова «богадельня» никак не связано со Всевышним, и будут в этом отношении совершенно не правы.
Одна из версий
Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня – это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.
Приют для бездомных людей - заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в составе слова корень «бог».
Альтернативный вариант
Есть, впрочем, и другое объяснение этого немного странного названия. Согласно некоторым источникам, богадельня – это не совсем приют для бездомных людей, а нечто среднее между домом престарелых и современным хосписом. Несложно предположить, что в заведениях такого рода люди в основном доживали свои последние дни.
Поскольку мир на тот момент был куда более религиозным, вера в загробное существование была непоколебима. Как известно, та же христианская доктрина предусматривает всего два варианта мест, куда человек может отправиться после смерти: ад и рай. Во втором случае предполагается, что отмучившийся старик или тяжело больной отправляется к богу – в некотором смысле такие люди приравнивались к юродивым, которые, как известно, считались безгрешными. Отсюда и пошло со временем выражение «бога делать», которое потом стало конкретным обозначением места.
Кто содержал места такого рода
Довольно долго считалось, что этот для многих последний приют – богоугодное заведение, а потому практика пожертвований все-таки имела место. Тем не менее средств для нормального содержания заведений такого рода чаще всего не хватало, и условия в богадельнях были, мягко сказать, не самые комфортные.
Кое-что не о благотворительных началах
Стоит отметить, что антисанитария и отсутствие минимального комфорта было свойственно таким заведениям не всегда. Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня – это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую социальную проблему. Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой.
Если ранее любая богадельня – это было место, спонсируемое правлением, после Земской и городской реформ сия обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперед, поскольку стали появляться новые социальные организации, а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным.
Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьей, общественностью, церковью и министерствами. Пожалуй, именно период начала ХХ века в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным.
Еще раз о разнице в понимании
Как видно из всего сказанного выше, понимание самого названия данной организации претерпело существенное изменение. На сегодняшний день выражение «отправить в богадельню» не сулит человеку ничего хорошего, а уж «развести богадельню» и вовсе никто не хочет. Исконное же значение упомянутых фраз было едва ли не диаметрально противоположным для человека имущего и страждущего.
Примечательно, что сами богадельни никуда не исчезли, а лишь сменили свое название на более современное – хоспис. И, если с ними и сиротскими приютами вопросов особо не возникает, то отправка в богадельню нищенствующих, ночующих на улицах и вокзалах была бы хорошим и благородным поступком.