За более чем 80-летнюю историю размышления над финалом итогового произведения Блока у исследователей его творчества накопилось множество работ по этой теме. Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать" трактовался по-разному. Сам автор отказался рационально-логически объяснить эту поэму. Самое ясное по поводу смысла финала высказывание Блока - это ссылка на то, что так ему "увиделось", на "самоочевидность". Он писал в дневнике в 1918 году, 25 февраля, что лишь констатировал факт, поскольку, если вглядеться в метель на пути, можно увидеть "Иисуса Христа". Закавычивание этого имени характерно - это указание на его приблизительность, условность.
Неоднозначное отношение автора к образу
Неудивительно в этой связи то, что субъективно автор был очень недоволен получившимся образом, говорил, что иногда сам "глубоко ненавидит его". Блок называл Христа "женственным призраком". Однако в комментариях этого автора имеются весьма загадочные фразы. Например, пожелание Ю. Анненкову, иллюстратору поэмы, насчет обложки. Он указывал на то, что в левом верхнем углу стоит "дохнуть густым снегом", через который виден был бы Христос.
Неоднозначность, немотивированность
В поэме многое "нечаянно", неожиданно. Так, наиболее традиционный образ в христианской культуре подан весьма нетрадиционно. Он не мотивирован сюжетно, кроме того, дан в прямом противоречии с логикой и традицией. Христос показан едва ли не как предводитель насильников и убийц, которые отвергают мораль "иконостаса" (подтверждает это строчка "на спину б надо бубновый туз"). Лишаются однозначности также образы других героев и самого пространства произведения.
Алогичность Христа
"Святая злоба", которая движет вооруженной чернью, оказывается связанной нераздельно со злобой "черной", что влечет неотвратимо к "смертной скуке" (этот мотив в творчестве Блока характеризует утрату идеала, духовную деградацию, связан также с образами "страшного мира"). Появление в финале "невидимого" Иисуса не только многозначно. Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать" алогичен намеренно, создан путем соединения характеристик, противоречащих друг другу. Поэтому рассудочной расшифровке он не поддается. Христос этот отнюдь не канонический. Фигура его прозрачна, на фоне "россыпей" снега едва различима.
"Женственный призрак"
Феминизирован образ Христа в поэме Блока "Двенадцать": "белый венчик из роз", "нежная поступь". Все это знаки того, что сам автор называл проявлениями художнической натуры, артистизма, "женственной восприимчивости". Есть в записи Блока, относящейся к 1918 году, и прямое уподобление Иисуса художнику. Семантика различных цветовых деталей в образе его является также неоднозначной. "Кровавый флаг" ассоциируется не столько с революционными знаменами, их цветом, сколько с кровью, пролитой в поэме в центральном ее эпизоде. "Белый венчик из роз" пониматься может как деталь образа Мадонны (аллегорического), согласно художественной средневековой традиции. Однако одновременно допускается и другое прочтение: как символ ухода, забвения и как конечного итога их - смерти, или же как принадлежность похорон.
Знак присутствия автора, его оценки происходящего
Появление Христа в финале в любом случае внутренней структурой текста никак не мотивировано, не связано оно также с образами героев поэмы. Это знак присутствия в произведении автора, единственный, но решающий. Это лирически-субъективная оценка Блоком всего происходящего.
Автором подается революционная стихия в освещении двух правд, между собой не сочетающихся. С одной стороны, это внешнее раскрепощение низов общества. Она заключается в неизбежности возмездия ими за прежнюю несвободу. Однако, с другой стороны, правда эта заключается в духовном освобождении (а значит, связанном с индивидуальным, личностным началом) от власти в человеке, унижающей его, всего, что в нем есть низменно-телесного; от бойцовских рефлексов, биологических инстинктов.
Смысловой итог поэмы
Отсутствует на сцене носитель этой правды вплоть до самого последнего явления. И только оно ретроспективным светом неожиданно озаряет заново плакатные, вульгарные фигурки героев, создает смысловую многослойную перспективу. Исчезают условные, "потешные" декорации, остается только образ-символ, смысловая "воронка", которая втягивает в себя различные смыслы других образных знаков идеала, использованных Блоком, - Незнакомки, Прекрасной дамы и, что важнее всего, самого лирического героя произведения. Таков финал лирического творчества Блока. Смысловой итог данной поэмы - это отсутствие фиксированного итога, трагически осмысляемого.
Идейный стержень произведения
Христос движется впереди "апостолов", а за ним следует "голодный пес" (в поэме это символ старого мира). Не случайно такое расположение героев. Этим Блок подчеркивает, что всегда идеал будет идти впереди, независимо от потребности в нем.
Таков образ Христа в поэме Блока "Двенадцать", составляющий идейный стержень произведения. Это символ, не просто закругливший, увенчавший поэму, но придавший новое освящение ее слагаемым. Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать" неисчерпаем и многозначен. Нам можно лишь попытаться приблизиться к подлинному смыслу, даже самим автором произведения не объясненному. Для этого и пишут в школе работу на тему «Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать"». Сочинение обычно вызывает затруднения, и это понятно, ведь в произведении нет однозначных оценок. Поэтому это итоговое творение Блока считается в школьной программе одним из самых сложных произведений.
Если требуется написать сочинение на тему «Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать"», краткое содержание вряд ли поможет. Требуется вдумчивое прочтение, анализ текста, а также самостоятельность мышления. Лишь тогда можно раскрыть в сочинении «Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать"» символ. Какова идея поэта? Что он хотел сказать? На эти вопросы можно ответить, лишь зная лирику поэта, понимая символистскую природу его произведения.