Рынком называется конкурентная форма, связывающая хозяйствующие субъекты. Рыночным механизмом считается механизм взаимных связей и действий главных элементов рынка, к которым относятся спрос, предложение, цена, конкуренция, основные элементы законов рынка. Механизм рынка удовлетворяет только те потребности социума, которые выражаются через спрос. Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения является основной составляющей отношений между покупателями и продавцами, а также между потребителями и производителями.
Что такое спрос?
Спросом называется платежеспособная потребность в определенной продукции или услуге.
Величиной спроса считается количество изделий, а также услуг, которые покупатели готовы приобретать в данный отрезок времени, в данном месте и при установленных ценах.
Потребность в каком-либо благе предполагает желание обладать товаром. Спрос подразумевает не только это желание, но и возможность приобретения по ценам, которые установлены на рынке.
Виды спроса и предложения:
- рыночный;
- индивидуальный;
- производственный;
- потребительский.
Спрос и предложение на товары определяются множеством факторов, как ценовых, так и неценовых. Рассмотрим их все.
Факторы, которые оказывают влияние на спрос:
- реклама;
- доступность продукции;
- полезность товара;
- мода и вкусовые предпочтения;
- ожидания потребителей;
- величина доходов;
- природные условия;
- политическая обстановка в государстве;
- изменение предпочтений;
- цена, которая установлена на взаимозаменяемую продукцию;
- количество населения.
Цена спроса – это максимально большая цена, которую покупатель может заплатить за продукцию или оказанную услугу.
Спрос может быть экзогенным и эндогенным. Первым является такой вид спроса, на который оказывают влияние внешние факторы или вмешательство правительства. Эндогенный еще называется внутренним спросом, его особенность состоит в том, что он образуется внутри социума.
Спросом называется запрос существующих или же потенциальных покупателей, а также группы потребителей продукции в соответствии с их денежными возможностями для определенной покупки. Надобность в тех или иных изделиях является отражением спроса на рынке.
Природа закона спроса несложная. Иными словами, чем выше цена на изделие, тем меньше может потребитель себе позволить, и наоборот (из расчета одинаковой суммы денег). Однако на практике все немного сложнее: во-первых, покупатель может заменить товар (это называется товар-субститут), во-вторых, он может добавить денег на покупку определенного количества изделий.
Закон спроса
Законом спроса и предложения является экономический закон, который устанавливает, насколько зависят объем спроса и объем предложения продукции от их цен. Альфред Маршалл окончательно сформулировал этот закон в 1890 году.
Когда цена на определенную продукцию возрастает, но при этом прочие параметры остаются такими же, как и раньше, то спрос начнет предъявляться на меньшее количество изделий.
Взаимодействие спроса и предложения на рынке устанавливает цены на продукцию.
Эластичность спроса - что это такое?
Это понятие обозначает показатель, который выражает колебания спроса в совокупности. Эти колебания зачастую вызваны изменением ценовой политики в отношении продукта или услуги. Эластичный спрос – это тот, который сформировался с тем условием, что изменение объема (в процентном соотношении) превышает понижение цен.
В том случае, если показатель снижения цен и повышения спроса (также в процентах) одинаковы, другими словами, рост объема спроса в состоянии только компенсировать падение цен, эластичность приравнивается к единице.
В другом случае, если понижение цен превышает объем спроса, – спрос неэластичен.
Отсюда следует вывод: эластичность спроса – это экономический термин, характеризирующий чувствительность потребителя к изменениям цен изделий. Это явление также зависит от доходов населения. Отсюда и классификация эластичности: по цене и по доходам.
Реакция покупателей на вариативность цен бывает сильная, нейтральная и слабая, каждая из который создает отдельный вид спроса: эластичный, неэластичный и совершенно неэластичный.
Существует ряд изделий с различной эластичностью по цене. Такие товары, как хлеб и соль, являются самыми удачными примерами неэластичного спроса. Здесь ни повышение, ни снижение цен на данный товар не влияют на количество потребителей.
Продавцы и производители используют понятие эластичности в своих целях. Если показатель достаточно высокий, то они идут на резкое снижение цен с целью увеличения объема продаж. Соответственно, прибыли они получают больше, чем если бы цены были выше.
Для продукции, у которой низкий уровень эластичности, невозможно пойти на снижение цен и увеличение объема производства. В этом случае нет экономической выгоды.
Когда на рынке присутствует большое количество продавцов, то спрос на любую продукцию эластичен. Поэтому в случае повышения цен у одних покупатели приобретают товар у других.
Кривая спроса
Кривая спроса создана для того, чтобы показывать количество продукции, которое возможно продать за данное время по данной цене. Чем выше уровень эластичности спроса, тем выше может быть цена.
Кривой спроса является график, который иллюстрирует связь между числом потребителей, желающих приобрести товар, и ценой, установленной на него.
Кривая спроса изображается суммарно для всех покупателей, но с учетом каждого по отдельности. Иногда этот график представлен не в виде кривой, а, например, в виде прямой линий. Это зависит от ситуации на рынке.
Зачастую кривую спроса рассматривают в комплексе с кривой предложения: это дает полноту картины. График способен полностью охарактеризовать ситуацию на рынке. Кривая спроса и предложения при пересечении дает рынку равновесную цену. Это, в свою очередь, регулирует и стабилизирует отношения между продавцами и покупателями.
Что такое предложение?
Взаимодействие спроса и предложения – это неотъемлемый процесс экономики, который характерен для всех развивающихся стран мира.
Невозможно объективно проанализировать рыночный механизм без предложения. Именно оно характеризирует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, а не покупателей.
Предложением называется совокупность изделий и услуг, находящихся на рынке, которые продаются по данной цене.
Величиной предложения считается количество изделий, услуг, которое продавцы предлагают в данное время по данной цене, однако величина предложения не всегда равна объему производства или объему продаж.
Ценой предложения является примерная минимальная цена, по которой продавец готов отдать свой товар.
Экономическая ситуация на рынке может охарактеризоваться объемом и структурой предложения. Они также влияют на производство и ценовую политику. Все товары, которые находятся на прилавках продавцов, и даже те, что еще в пути, относятся к товарному предложению.
Объем предложения напрямую связан с ценой. В том случае, если цена оказывается низкой, продается меньшая часть товаров (большая часть остается на складах), если же цена достигает максимального уровня, то и продукции появляется значительно больше. В таком случае в ход идут даже бракованные товары.
Существует три интервала, по которым исследуется предложение. До года – краткосрочный, от года до пяти – среднесрочный, и более пяти лет – долгосрочный.
Объемом предложения называется то количество товара, которое желают продать продавцы в единицу времени.
Закон предложения выглядит так: объемы товара увеличиваются при росте цен и так же снижаются, если цена уменьшается.
Изменение спроса и предложения происходит благодаря многим факторам. В первую очередь – это изменение цен на данную продукцию или ту, которой можно ее заменить. Также влияние оказывают объем и издержки производства.
У предложения, как и у спроса, существуют неценовые факторы. К ним относятся:
- появление на рынке новых фирм;
- природные катаклизмы;
- войны или другие политические действия;
- издержки производства;
- прогнозированные экономические ожидания;
- изменение цен на рынке;
- модернизация производства.
Огромное влияние оказывает технологический прогресс. Он снижает издержки производства, ускоряет и упрощает работу.
Предложением называется экономическое явление, при котором продавец желает реализовать свои товары на рынке по установленным ценам. На него, так же как и на спрос, влияет множество ценовых и неценовых факторов. Среди них:
- присутствие на рынке товаров-заменителей;
- товары-комплементы (дополняющие);
- новые технологии;
- налоги и дотации;
- объем используемых ресурсов;
- доступность сырья;
- природные условия;
- размер рынка;
- ожидание товара/услуги.
Закон предложения
Объем предложения увеличивается вместе с ценами на продукцию. Этот закон действует только в том случае, если вместе с ценами увеличивается объем производства товара и продавец (производитель) начинает получать больше прибыли. Реальная экономическая картина сложнее, однако эти тенденции ей присущи.
Предложение определяет спрос, а спрос определяет предложение. Так считал Карл Маркс. На сегодняшний день его теория так же актуальна. Предложение способно формировать спрос благодаря ассортименту продукции и ценам, которые на нее устанавливаются. В свою очередь, спросом определяется объем и структура товарного предложения. Это происходит, потому что в ход идут те товары, которые больше всего потребляются.
Процесс, при котором на данный товар устанавливается такая цена, способная удовлетворить и покупателя, и продавца, – это взаимодействие спроса и предложения.
Эластичность предложения
Это показатель, который воспроизводит изменения предложения в совокупности, происходящие в связи с повышением цен. В том случае, если повышение предложения больше роста цен, то оно характеризуется как эластичное (эластичность предложения выше единицы). Если рост предложения равен росту цен, то предложение называется единичным, соответственно, показатели одинаковые. И также если прирост предложения меньше увеличения цен, то в этом случае предложение неэластично (эластичность предложения меньше единицы).
Будет ли предложение эластичным или же наоборот, зависит от некоторых факторов:
- особенности производства продукта;
- длительность его хранения;
- время, потраченное на изготовление;
- часовой фактор.
Взаимодействие спроса и предложения помогает установить подходящую цену на продукцию, тем самым определяет отношения между потребителем и производителем.
Предложение могут изменить:
- цены на рынке (в частности на товары-субституты);
- налоги;
- себестоимость производства;
- вкусы потребителей;
- научные и технические достижения;
- число товаропроизводителей;
- ожидания, возлагаемые производителями.
Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения – это процесс, при котором устанавливается равновесная цена, удовлетворяющая и покупателей, и продавцов.
Кривая предложения
Кривая предложения характеризует количество товара, которое продается по разным ценам, но в данный момент времени.
График предложения изображает отношение рыночных цен к количеству продукции, которое предлагают производители. Больше всего на эту кривую влияют издержки производства. Это позволяет изготавливать больше продукции для увеличения прибыли. Еще один фактор, который влияет на график предложения, – это технологический и научный прогресс. Усовершенствованные технологии производства позволяют работать быстрее и затрачивать меньше сырья, а также человеческих ресурсов.
График спроса и предложения нужен для того, чтобы в полной мере изобразить ситуацию на рынке. Он помогает разобраться в ценовой политике, установить необходимый объем производства и составить выгодный план для производителей и продавцов.
Для того чтобы изобразить уравнение спроса и предложения, необходимы линейные функции. Нужно знать две точки, чтобы их построить. Для их нахождения изображается кривая спроса и предложения, их зависимость от цены и количества продукции. Точка при пересечении графиков и является решением. Ее принято называть точкой равновесия.
Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения – это экономический процесс, который порождает формирование рыночной цены, удовлетворяющей покупателя и продавца.
Факторами спроса и предложения являются те, которые влияют на их величину. Основной для обоих показателей – цена на товар. Однако существуют другие неценовые факторы.
Рыночным равновесием называют явление, при котором одинаковый уровень имеют такие показатели, как спрос/предложение. Равновесная цена – это цена, при которой величина этих показателей одинакова. Другими словами, цена, по которой производитель предлагает определенное количество товара, а покупатели весь его приобретают. Это явление в экономике возникает крайне редко, и в это время предложение равно спросу.
Как был осознан закон?
Впервые в четырнадцатом веке поднялась тема взаимодействия спроса и предложения. Историк-мусульманин, а также философ и социальный мыслитель из арабских стран пришел к тому, что чем эксклюзивнее товар, который к тому же пользуется большим спросом, тем выше цена за него. Звали этого философа Ибном Хальдуном, именно он стал основоположником закона о спросе и предложении.
Далее его идея получила развитие в шестнадцатом веке в трудах испанского экономиста Хуана де Матьенсо. Он описал теорию субъективной стоимости товаров, которая и приводит к различению понятий спроса и предложения. Он также ввел понятие «конкуренция» для описания торгов и соперничества на рынках. В его многочисленных работах выделено несколько факторов, влияющих на ценообразование.
Как правильно найти уровни спроса и предложения
Для начала необходимо установить текущую цену. Уровни спроса находятся при спуске по ценовой лестнице, а уровни предложения, наоборот, при подъеме по ней. Далее нужно определиться с сильным и быстрым движением цен. Для спроса – быстрый рост, для предложения – понижение. Следом находится источник движения. У спроса он снизу, у предложения сверху. В конце обводится уровень линиями вверху и внизу графика.
После того как уровни установлены, производитель может свободно выходить на рынок и не бояться натиска со стороны конкурентов или разорения.
Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения помогает устанавливать цены, регулировать ситуацию на рынке и даже влиять на состояние экономики в стране.
В условиях современной экономики потребители стараются приобрести большее количество товаров по выгодным ценам. А на другой стороне баррикад находится производитель, который также хочет по выгодной цене продать свой товар. Благодаря исследователям и экономистам, которые занимаются изучением спроса и предложения, рынок способен нормально функционировать. Для того чтобы достичь равновесия, они анализируют огромное количество факторов, которые в той или иной степени влияют на эти процессы.