Спрос является одним из основных показателей рыночных отношений. Его изучением занимаются все производители и продавцы продукции и услуг. Но этот показатель влияет не только на эти области деятельности. От его колебаний зависят многие факторы экономики не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Рассмотрим более подробно индивидуальный и рыночный спрос.
Для начала разберем само понятие спроса. Это желание потребителей, а также их возможности приобрести некоторое количество продукции или услуг. Стоимость их должна совпадать с возможностями потенциальных покупателей. Также большую роль играет время продажи, которое должно совпадать с желанием приобрести данную продукцию.
Спрос подразделяют на две категории:
1. Индивидуальный – это общее количество товара, которое желает приобрести один покупатель. При этом цена должна оправдать ожидание потребителя и товар должен быть предоставлен в определенное время. Это позиция одного индивида, которая в условиях рынка не является главным показателем.
Наличие конкуренции предполагает большее количество покупателей на рынке данного продукта.
Спрос вызван потребностями людей в определенных ценностях. Человек всегда стремится сделать свою жизнь лучше. У каждого свои желания и возможности. На их формирование оказывают воздействие различные факторы. Они определяют условия существования самого человека, людей, его окружающих, и всего общества, к которому он принадлежит.
Но с экономической точки зрения главным является фактор платежеспособности. Индивидуальный и рыночный спрос – это желание и возможность покупателя приобретать этот товар. Величина спроса – это весь объем продукции, который потребитель может приобрести по заявленной цене и в данный момент.
Товар, имеющий более низкую цену, реализуется быстрее и в больших объемах. Но высокий спрос приводит к повышению цены. Отсутствие ажиотажа и интереса покупателей к товару приводит к снижению стоимости. Такая обратная зависимость между объемом продукции и его ценой является законом спроса.
Индивидуальный и рыночный спрос определяют для каждой цены товара. Но если первый показатель – это желания и возможности одного покупателя, то второй имеет более объемное значение.
2. Рыночный спрос – это определенное количество продукта, которое приобретет определенное число покупателей по данной цене и в данный момент. То есть это индивидуальный спрос, умноженный на количество потребителей, возможности и потребности которых удовлетворяет данный товар.
Если рассматривать графически зависимость спроса от стоимости товара, то кривая будет иметь ступенчатый вид. У каждого потребителя есть порог чувствительности. Постепенное снижение цены не вызовет ажиотаж и резкое повышение спроса. Но если стоимость товара станет ниже на значительную сумму, то это станет причиной повышенного интереса покупателей.
Но на индивидуальный и рыночный спрос, помимо стоимости, оказывают влияние и другие особенности. Среди главных выделяют следующие:
1. Доходы покупателей, которые определяют его бюджет.
2. Стоимость товаров, которые могут заменить данную продукцию.
3. Предпочтения покупателей, которые могут изменяться под влиянием определенных событий.
4. Количество потребителей или размер рынка.
5. Ожидания покупателей.
Поэтому данные факторы могут сделать влияние стоимости не значительным.
Предпочтения потребителей могут значительно повлиять на показатель спроса. Это влияние моды, национальных традиций, положения в обществе и технического прогресса.
Спрос зависит от многих факторов. Индивидуальный показатель рассматривается в более мелких экономических формациях. В сфере экономики в пределах предприятий, компаний и других крупных структур рассматривают рыночный спрос.