Следом за отменой крепостного права возникла необходимость срочных преобразований в системе местного самоуправления. В начале 1863 года особая комиссия подготовила проект о возникновении новой формы местной власти, которая позже получила название "земские учреждения". Создавались они на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ был подписан царем Александром II 1 января 1864 года.
Функции земств
«Положение о земских учреждениях» разделяло все земства на губернские и уездные. Их функции описываются основными положениями и вкратце могут быть представлены так:
- управление имуществом, денежными средствами земства;
- заведование приютами, домами призрения и другими благотворительными заведениями;
- создание школ, больниц, библиотек и попечение о них;
- лоббирование местной торговли и промышленности;
- обеспечение необходимых хозяйственных нужд армии и почты;
- взимание местных сборов и налогов, определенных государством;
- организационные и административные мероприятия, направленные на поддержание нормальной деятельности земств;
- содействие к сохранению сельскохозяйственных культур, предупреждение падежей скота, борьба с мелкими грызунами и саранчой.
Эти и другие полномочия земств указывают на исключительно хозяйственный спектр их деятельности.
Где были созданы земства
Согласно «Положению...», земские учреждения создавались в 33 губерниях. Исключения составляли Бессарабская область, земли войска Донского, такие губернии, как Могилевская, Юрьевская, Астраханская и Архангельская, а также польские, литовские и прибалтийские губернии. В этих землях до 1911 года действовали особые комитеты по делам земского хозяйства. Разница состояла в том, что земские учреждения создавались выборным путем, а в комитетах находились чиновники, назначенные Министерством внутренних дел. Чтобы понять причину такого решения, нужно рассмотреть процедуру выборов, в результате которой формировалась земская управа.
Как проходили выборы в земство
Устроители земской реформы не могли открыто провозглашать сословные принципы формирования местной власти, но и предоставлять избирательное право всем без исключения также казалось им неприемлемым.
Формирование органов местной власти можно представить в виде такой таблицы.
Как видно, основным выборным органом являлась курия. Различали курии землевладельцев, крестьян и городских жителей. Для землевладельцев был установлен земельный ценз, который в различных губерниях составлял от 200 до 800 десятин земли. Городские обыватели имели право голоса при годовом обороте денежных средств свыше 6000 руб. Сельские курии имущественного ценза не имели – крестьянский съезд наделял полномочиями своих представителей, которые должны были лоббировать интересы третьего сословия в земстве. Наибольшее по численности сословие имело менее 10% голосов в земском собрании.
Многие земли, на которых не были созданы земские учреждения, находились в приграничных или недавно присоединенных губерниях. Центральные власти опасались подпускать к управлению местное население, решения которого могли бы нанести ущерб центральным органам власти или же поощрять инакомыслие в своем регионе.
Контрреформы 1890 года
В 1890 году было опубликовано "Новое положение о земских учреждениях", согласно которому значительная часть населения лишилась своих избирательных прав. Выборы, прошедшие согласно новым правилам в 1897 году, показали резкое увеличение в составе правления числа дворян и чиновников и уменьшение представителей крестьянства - 1,8% от общего количества членов земства.
Дальнейшие преобразования
Законодательство о местном самоуправлении было доработано во время революции 1905-1907 годов. Тогда были приняты законы, уравнявшие права крестьян, а в 1912 году земские учреждения создавались уже и в западных областях России. После революции 1917 года земство было упразднено.