Земская реформа 1864 года стала одной из самых успешных реформ Александра II, создав систему местного самоуправления в сельской местности. Как изменилась жизнь россиян спустя век после этой реформы? Давайте разберемся.
Предпосылки земской реформы
До проведения реформы система управления на местах в Российской империи была очень централизованной и бюрократической. Как отмечалось в документах того времени, "областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям".
Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают все жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.
Основными целями реформы было децентрализация власти, передача части полномочий на местный уровень. Разработка реформы началась в 1859 году под руководством министра внутренних дел С.С. Ланского. В 1861 году его сменил П.А. Валуев.
Основные положения земской реформы
Главным законодательным актом земской реформы стало Положение о губернских и земских учреждениях от 1 января 1864 года. Оно закрепило создание новой системы органов местного самоуправления:
- Земские собрания
- Земские управы
Данные органы формировались на основе трех избирательных курий:
1 курия | Землевладельцы |
2 курия | Городские избиратели |
3 курия | Крестьянская курия (многостепенные выборы) |
В состав земских управ на губернском и уездном уровне входило 6 человек. Они работали на постоянной основе, реализуя решения земских собраний. Последние созывались один раз в год для утверждения бюджета и контроля.
К полномочиям земств относились следующие вопросы:
- Содержание дорог
- Строительство школ и больниц
- Обеспечение продовольствием
- Поддержка местной экономики
Таким образом, была создана довольно современная для того времени система местного самоуправления.
Внедрение земской реформы по регионам
Земская реформа вводилась постепенно на территории Российской империи. К 1879 году земства появились в 34 губерниях европейской части, а также в Бессарабии и на Дону.
В национальных регионах страны реформа также внедрялась с запозданием. Например, в Польше земства были введены только в 1911 году. В Сибири же они появились лишь после Февральской революции 1917 года усилиями Временного правительства.
Таким образом, процесс децентрализации власти в Российской империи шел непросто. Земская реформа при Александре II заложила лишь основу для дальнейшего развития местного самоуправления.
Изменение земского законодательства
В 1890 году при императоре Александре III были внесены поправки в Положение о земских учреждениях. Эти изменения ограничили финансовую самостоятельность земств и усилили контроль со стороны губернаторов.
Однако в начале XX века ряд законов расширили полномочия земских органов. Например, земства получили право участвовать в строительстве железных дорог, открывать почтово-телеграфные отделения, контролировать фабрично-заводскую деятельность.
Также после 1905 года был отменен имущественный ценз для участия в выборах. Это позволило привлечь к местному самоуправлению более широкие слои населения.
Вклад земств в экономику
За полвека своего существования земства внесли большой вклад в развитие экономики российских губерний. Они активно занимались строительством и ремонтом дорог, мостов, пристаней.
К 1914 году общая длина земских дорог достигла 600 тыс. км. Было построено свыше 3 тыс. мостов. Это значительно улучшило транспортное сообщение внутри губерний.
Земства и социальная сфера
Большое внимание земства уделяли развитию образования и здравоохранения на селе. Если до реформы 1864 года в 34 губерниях было всего около 300 больниц, то к 1914 году их стало свыше 5 тысяч.
Число начальных школ выросло с 1848 до куази 39 тысяч. Земства также организовывали бесплатные народные библиотеки, читальни, воскресные школы для взрослых.
Ликвидация земских органов
Несмотря на существенный вклад в развитие регионов, земская реформа вызывала недовольство властей из-за чрезмерной самостоятельности этих органов.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство попыталось реанимировать земства. Однако уже в 1918-1919 годах большевики окончательно ликвидировали их в пользу советов.
Так завершилась 50-летняя история земского самоуправления в России, начатая 1864 года.
Развитие статистики земствами
Помимо хозяйственных вопросов, земства активно занимались сбором статистических данных о своих губерниях. Они проводили подворные переписи населения, обследовали состояние сельского хозяйства, промыслов и ремесел.
Эти обследования позволяли выявить реальные потребности крестьян и разработать меры по развитию регионов. Например, на основе статистики земства организовывали крестьянам дешевые ссуды на приобретение скота и сельхозинвентаря.
Поддержка земствами культуры и образования
Важную роль земства сыграли в развитии культуры и просвещения. Помимо начальных школ, они финансировали курсы по ликвидации безграмотности среди взрослого населения.
Также земства закупали книги для народных библиотек, организовывали литературно-музыкальные вечера, спектакли, выставки для крестьян.
Издательская деятельность земств
Земские управы активно занимались изданием книг по истории, этнографии, статистике своих губерний. Эти труды сыграли большую роль для развития российской науки.
К 1914 году земства издали около 40 тысяч названий различной печатной продукции тиражом свыше 200 млн экземпляров. Среди авторов были как местные энтузиасты-краеведы, так и известные писатели.
Общественные организации при земствах
При земских управах действовали различные общественные организации, занимавшиеся конкретными вопросами развития губерний.
Это позволяло более предметно и профессионально подходить к решению проблем местного значения. Например, существовали общества улучшения сельского хозяйства, кустарных промыслов, народного образования.