Земские управы – это исполнительный орган, который был создан в результате реформы 1864 года в годы правления Александра II. Эти учреждения были образованы в рамках целой серии реформ, которые были проведены во второй половине этого столетия.
Характеристика эпохи
Непосредственным толчком к проведению преобразований во всех сферах российского общества стала отмена крепостной зависимости. Этот важнейший шаг потребовал немедленных изменений в социальном, административном, судебном устройствах, а также нововведений в сферах образования и культуры. Поэтому буквально в одно десятилетие была проведена целая серия мер по реформированию администрации и судебных учреждений. В 1864 году император подписал указ о создании специальных земских учреждений. По этому же образцу была впоследствии проведена и городская реформа. Был введен новый либеральный университетский устав, предоставивший этим учреждениям широкую автономию. Итак, создание местного самоуправления стало важным шагом в преобразовательной деятельности Александра II.
Предыстория
Земские управы не были нововведением: проект таких реформ был подготовлен еще в начале столетия. Александр I поручил Сперанскому подготовить реформу по расширению прав и полномочий местных органов. Разработанный этим государственным деятелем план предусматривал создание трех ступеней власти: волостной, уездной и губернской. На каждом из этих уровней предусматривалось создание дум: местные дворяне-землевладельцы с крестьянами составляли волостную думу, которая избирала уездную, последняя, в свою очередь, формировала губернскую, а та – всероссийскую Государственную Думу. Этот проект выборного общероссийского органа власти, пожалуй, был самым важным проектом Сперанского, несмотря на то что к выборам не были допущены частновладельческие крестьяне. Однако в начале столетия этот план не был реализован и с весьма существенными изменениями воплотился в реформе Александра II.
Основные положения
Земские управы были важнейшей частью новой системы самоуправления. Согласно положению, на местах создавались распорядительные губернские и уездные земские собрания, которые, в свою очередь, выбирали исполнительные органы – управы. Население участвовало только в выборе уездных собраний. Избиратели состояли из землевладельцев, городского населения и крестьян. Их участие было ограничено имущественным цензом. Для первой группы – земельной собственностью не менее 200 десятин, недвижимостью не менее 15 тыс. руб. или определенным годовым доходом.
Городские избиратели должны были владеть торговыми или промышленными предприятиями или годовым доходом не менее 6 тыс. руб. Крестьянские выборы были двухступенчатыми: сельское общество и волость. Таким образом, предпочтение отдавалось крупным землевладельцам и буржуазии, в то время как права основной части населения были ограничены.
Структура
Земские управы избирались губернскими и уездными земскими собраниями. Предводители дворян возглавляли эти собрания. Таким образом, это сословие заняло основные позиции в этих органах местного управления. Но эти органы не имели политической власти, их функции ограничивались решением местных нужд и благоустройством. Более того, их деятельность контролировалась центральной и местной властями. Так, председатель земской управы в губернии утверждался министром внутренних дел. Бывало немало таких случаев, когда деятельность этого местного самоуправления даже ограничивалась. Кроме того, они не имели собственных карательных и охранительных органов и в случае необходимости были вынуждены обращаться к полиции и администрации, тем самым признавая свою от них зависимость. Тем не менее, реформа способствовало активизации общественной деятельности интеллигенции на местах.
Функции
Факт того, кем утверждались председатели земских управ, доказывает, насколько власти были заинтересованы в установлении контроля над этими органами. Главу уездной управы ставили с одобрения губернатора, который следил за деятельностью местного самоуправления. В задачу новых органов входила организация общественного благоустройства: в их ведении находились пути сообщения, больницы, народное просвещение, улучшение агротехники и помощь в развитии сельского хозяйства. Они формировали собственный бюджет, основу которого составляли налоги на недвижимость, причем основная часть падала на крестьянство. Тем не менее многие представители интеллигенции восприняли реформу с энтузиазмом: многие талантливые врачи, учителя, фельдшеры, инженеры отправились работать в деревню и способствовали ее экономическому, социальному и культурному развитию.
Значение
В этой новой системе земские управы являлись основной исполнительной ячейкой, поскольку она непосредственно занималась местными нуждами. Она избиралась на три года и состояла из председателя и около трех членов. Но, несмотря на явное положительное значение реформы, она имела существенный недостаток по сравнению с планом Сперанского, который предусматривал создание целой выборной системы, от самой мелкой общественной единицы, волостной думы до общероссийского органа, Государственной Думы, в избрании которой участвовали почти все слои населения. Согласно реформе 1864 года, губернские и уездные земские управы наряду с собраниями, по сути, были единственными выборными органами без фундамента, волостного уровня и всероссийской Думы.