В начале XIX века местное управление осуществлялось в рамках крепостнической системы хозяйствования. В качестве ключевой фигуры выступал помещик. В его руках сосредотачивалась административно-судебная, экономическая и политическая власть над зависимыми.
Крестьянская реформа
Ее проведение требовало срочной перестройки структуры местного управления. В процессе реформы правительство предполагало сформировать условия, которые обеспечили бы сохранение власти у помещиков-дворян. Консервативная часть класса настаивала на создании значительных и открытых привилегий. Либерально настроенные группы, ориентировавшиеся на капиталистический путь, предлагали сформировать всесословные организации. Окончательный проект Положения о земских управах и временные правила по их работе были подготовлены только к концу 1863 г.
Формирование новых учреждений
В 1864 г., 1 января, было подписано Положение, вводившее уездные и земские органы. Предполагалось распространить действие документа на 33 района. Впоследствии правительство планировало ввести Положение в действие на территории Астраханской, Архангельской и 9 западных губерний, Бессарабской, Прибалтийской областей, Царства Польского. Все учреждения, которые до 1864 г. управляли делами об общественном презрении, земских повинностях, народном продовольствии, упразднялись.
Структура новых организаций
В учреждения включались:
- Избирательные съезды.
- Земские собрания и управы.
Система представительства базировалась на принципе всесословности. Выборы проходили на 3 съездах – от трех курий:
- Уездных землевладельцев. Она состояла преимущественно из дворян-помещиков. Голосовать на съезде могли владельцы ценза недвижимости или земли либо определенного оборота капитала в год. Последний устанавливался в размере 6 тыс. Земельный ценз определялся для каждой губернии в отдельности, исходя из состояния помещичьего владения. Так, во Владимире он составлял 250 десятин, в Москве – 200, в Вологде – 250-800. Ценз недвижимости устанавливался в размере 15 тыс. Те землевладельцы, которые не обладали достаточными средствами, принимали участие в голосовании через представителей.
- Городской курии. Она состояла из лиц, обладавших купеческими свидетельствами, владельцев торгово-промышленных учреждений, оборот которых был не меньше 6 тыс. р. /год., и имевших определенное количество недвижимости.
- Сельской курии. Она также предполагала имущественный ценз. Однако в этой курии вводились трехступенчатые выборы. Крестьяне, которые собирались на волостной сход, избирали своих представителей и направляли их на собрание. На нем уже выбирались голосующие от района.
Здесь следует сказать, как назывались члены земских собраний. Их именовали гласными.
Особенности представительной системы
Из всех съездов только крестьянский обладал исключительно сословным характером. Это исключало участие в нем лиц, которые не входили в сельское общество. В первую очередь, не допускались представители интеллигенции. На землевладельческих и городских съездах участники могли избирать гласных только от своей курии. При этом сельским общинам разрешалось голосовать за землевладельцев, не входящих в курию, а также местных священнослужителей. Избирательного права лишались лица, не достигшие 25 лет, находящиеся под судом или уголовным следствием, опороченные по общественному приговору либо судебному решению. Не участвовали в выборах и иностранцы, не присягнувшие царю.
Создание губернских и уездных земских собраний
Второй компонент системы формировался на избирательных съездах. Выборы проходили раз в три года. Земские собрания проводились раз в год. При чрезвычайных обстоятельствах они созывались и чаще. В качестве председателя, как правило, выступал предводитель дворянства. Губернские и уездные земские собрания формировали определенную иерархическую структуру.
Функции
Уездные и губернские земские собрания состояли из представителей, выбранных от трех курий на съездах. Первые находились в подчинении вторых, но они могли решать самостоятельно ряд вопросов. В частности, земские собрания:
- Давали разрешение на открытие базаров и торгов.
- Распределяли внутри уезда губернские и государственные сборы. Эта функция возлагалась на учреждения распоряжением или законом.
- Предоставляли губернским организациям сведения и заключения по предметам хозяйства.
- Решали вопрос о содержании бечевников.
- Переводили проселочные и полевые дороги в категорию уездных и наоборот, изменяли их направления.
- Издавали распоряжения и вели надзор по указаниям управы по устройству путей сообщения, взаимному страхованию, предоставляли отчет о проделанной работе.
Вышестоящие земские собрания осуществляли:
- Разделение зданий, путей сообщения, сооружений, повинностей, заведений призрения на категории. Классификация предполагала 2 группы: одна относилась к уезду, другая – к губернии.
- Ведение дел об организации новых ярмарок, изменении/перенесении сроков действовавших.
- Направление через начальника ходатайств о перенесении дорожных сооружений в категорию государственных по уважительным причинам.
- Ведение дел об организации новых пристаней на реках и перенесении существующих портов.
- Раскладку между уездами государственных сборов.
- Ведение дел по взаимному страхованию имущества от пожара.
- Рассмотрение и разрешение вопросов и трудностей, которые могли возникнуть при утверждении раскладок и смет по сборам.
- Разбор жалоб на действия управ.
Перечень занятий
Следует отметить, что в Положении 1864 г. в ст. 2 был приведен список дел, которые могли осуществлять земские собрания, но они не были для них обязательными. К ним, в частности, относились:
- Заведование имуществом, денежными сборами и капиталом, управление благотворительными учреждениями.
- Попечение о развитии системы народного продовольствия, промышленности и торговли.
- Управление взаимным страхованием имущества.
- Раскладку государственных сборов.
- Участие в развитии хозяйственного обеспечения народного здравоохранения и образования.
- Взимание и расходование сборов.
Земские управы
Они выступали в качестве исполнительных органов. Их состав формировали земские собрания на первом заседании нового созыва. Не входили в состав исполнительных учреждений чиновники из казначейств, казенных палат, духовные лица. В губернской управе было 6 членов и председатель. Избирался орган на 3 года. В уездной управе присутствовало 2 члена и председатель, кандидатура которого утверждалась высшим местным должностным лицом.