Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит множество прекрасных произведений, часть которых вошла в школьную программу, благодаря чему знакома нам с детства. Одним из таких творений знаменитого поэта стали «Бесы». Произведение основано на фольклорных мотивах и отражает настроения Пушкина в период Болдинской осени. Именно анализ стихотворения «Бесы» является темой данной статьи.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич начинает подготовку к свадьбе, а для этого ему необходимо было посетить родовое имение Болдино, где он должен был уладить дела, связанные со вступлением в наследство. Но из-за начавшейся в Москве эпидемии холеры поэт вынужден провести в имении несколько месяцев. Позднее этот период творчества Пушкина был назван Болдинской осенью. В это время писатель создает множество лирических и философских произведений, одним из которых являются и «Бесы».
Стихотворение Пушкина пропитано фольклорными мотивами, столь любимыми поэтом. В центре повествования – поездка в метель, которая сопровождается появлением бесов, домовых и других мифических существ.
Сюжет, тема и идея
Пушкин всегда живо и с большим интересом относился к рассказам, в которых присутствовала нечистая сила и другие фольклорные элементы, считая их частью национальной культуры. Так, в народе ходят истории, в которых бесы сбивают путников с дороги, морочат их и водят по кругу. Именно подобную байку взял за основу для своего стихотворения Пушкин. Однако проводя анализ стихотворения «Бесы», нужно учитывать, что поэт был образованным человеком, и сомнительно, чтобы он всерьез верил подобным рассказам. Любому явлению природы всегда можно найти логическое объяснение. Зачем же тогда Пушкин взял за основу именно этот мифический сюжет и даже назвал стихотворение именем вымышленной нечисти?
Объясняется все очень просто. Образ бесов, разумеется, аллегоричен, он символизирует тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией. А путник, блуждающий в метели, – русский народ, которому мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью.
Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» интересен тем, что само произведение можно трактовать с двух позиций: политической и философской. Политическая напрямую связана с проблемой крепостного права. Русский народ не может добраться до счастья и свободы, потому что «бесы», то есть власть имущие, не хотят отказываться от бесплатной рабочей силы и не желают дать людям свободу, которая может отрицательно сказаться на их положении. С этой точки зрения бесы – правительство России, которое морочит запутывает, унижает и запугивает простых людей. В строках стихотворения видна аналогия со светскими балами, которые продолжались даже во время вспышки холеры в Москве: «Закружились бесы разны».
С философской точки зрения заблудившимся путником может быть любой человек, а бесами - его собственные страсти и пороки, которые мешают ему найти путь к своей цели. Подобная трактовка по своей сути близка к предыдущей, так как «бесов» у власти допустили «бесы» в человеческих душах. Сам народ позволил так с собой обходиться, взрастил своих мучителей и продолжает смиренно сносить все их прихоти.
Композиция
Композиционный анализ стихотворения «Бесы» позволяет заключить, что основным сюжетным приемом является повторение. Так, одно и то же четверостишие звучит в начале, середине и конце произведения:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это говорит о том, что композиция нашего стихотворения кольцевая. Более того, приведенный в качестве примера отрывок также построен на повторении: «тучи - тучи», «мутно - мутна». И в остальном тексте произведения множество повторяющихся слов и фраз: «муть», «кружит», «колокольчик дин-дин-дин», «вьюга», «месяц» и «луна».
Прием повтора присутствует на синтаксическом уровне: контекстуальные синонимы и одинаковые по строению предложения. Например: «Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?»
Основным сюжетным элементом стихотворения является разговор барина и ямщика. Начинается он репликой барина, затем идет монолог ямщика, далее речь обрывается и возобновляется уже в конце произведения. Из разговора становится ясно, что они оба видят одно и то же. Следовательно, простой мужик и представитель дворянства одинаково страдают от разгулявшихся бесов (императорской власти и собственных слабостей). В этом эпизоде заключена мысль о том, что русский народ - это не только крепостные крестьяне, но и дворянство, высшее сословие. И разумеется, только Пушкин мог отважиться на подобное сравнение.
Ключевые образы
Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» (литературные изложения фольклора не редкость в творчестве поэтов и писателей) невозможен без описания главных образов, в которых заключается символическое значение, помогающее раскрыть темы всего произведения.
Как уже отмечалось выше, главный образ в стихотворении – образ бесов. Именно эти духи задают ритм всего стихотворения – круговерть, бессмысленное хождение по кругу, невозможность найти верный путь.
Еще один значимый образ – метель. Сам по себе он созвучен с кольцевой композицией и кружением бесов. Метель вызывает смятение, усиливает неразбериху и хаос происходящего. Она окутывает путников и запутывает их.
Стихотворный размер
Структурный анализ стихотворения «Бесы» дает возможность определить размер стихотворения – четырехстопный хорей. Пушкин не зря выбрал именно этот размер, так как его динамичность и ритмичность создают еще большее ощущение кружения метели.
Также поэт часто прибегает к использованию аллитераций, то есть звукописи.
Вывод
Многопланово, богато символическими образами и подтекстами стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (анализ стихотворений великого русского поэта, и в частности рассмотренного нами, поможет глубже изучить школьную программу). Поэту удалось в полной мере передать смятение и потерянность путника, попавшего в метель и не знающего, как из нее выбраться.