Морское кругосветное путешествие: самые известные путешественники

Современный мир кажется таким маленьким. Подумать только, ведь сегодня добраться из одного уголка планеты в совершенно другой возможно даже за сутки. Ежедневно миллионы пассажиров путешествуют на самолетах на такие расстояния, о которых еще лет 200 назад трудно было и мечтать. И все это стало возможным благодаря отважным и целеустремленным людям, в свое время совершившим морское кругосветное путешествие. Кто первый решился на столь отважный шаг? Как все происходило? Какие результаты принесло? Об этом и не только читайте в нашей статье.

Предыстория

Конечно, люди не сразу пересекли земной шар. Начиналось все с небольших выездов на кораблях, которые были менее надежными и быстрыми, чем современные. В Европе XVI века производство товаров и торговля достигли такого уровня, что появилась объективная необходимость поиска новых рынков сбыта. Но в первую очередь – поиска новых источников полезных и доступных ресурсов. Помимо экономических аспектов, сложилась и подходящая политическая обстановка.

В XV веке торговые обороты в Средиземном море сильно упали в связи с падением Константинополя (нынешнего Стамбула). Правящие династии самых развитых стран ставили своим подданным задачу найти кратчайший путь в Азию, Африку и Индию. Последняя страна на тот момент считалась поистине страной сокровищ. Путешественники тех времен описывали Индию как страну, где золото и драгоценные камни не стоят ничего, а количество таких дорогих в Европе специй было неограниченным.

К XVI веку техническая составляющая также была на необходимом уровне. Новые корабли могли перевозить больше грузов, а использование таких приборов, как компас и барометр, позволяло удаляться от берега на значительные расстояния. Конечно же, это не были прогулочные яхты, поэтому важное значение имело военное оснащение кораблей.

Лидером среди стран Западной Европы к концу XV века выступала Португалия. Ее ученые овладели знаниями о морских приливах и отливах, о течениях и влиянии ветра. Картография развивалась стремительными темпами.

Можно разделить эпоху великих морских путешествий вокруг мира на два этапа:

  • Этап № 1: Конец XV - середина XVI века – испано-португальские путешествия.

Именно на этом этапе состоялись такие великие события, как открытие Америки Христофором Колумбом и первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.

  • Этап № 2: Середина XVI - середина XVII века – российско-голландский период

Сюда относятся освоение Северной Азии русскими, открытия в Северной Америке и открытие Австралии. Среди тех, кто совершил кругосветное путешествие, были ученые, военные, пираты и даже представители правящих династий. Все они были личностями незаурядными и выдающимися.

Фернан Магеллан и первое путешествие вокруг мира

Если говорить о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, то рассказ следует начинать с Фернана Магеллана. Это морское путешествие изначально не предвещало ничего хорошего. Ведь даже непосредственно перед отходом большая часть команды отказалась подчиняться. Но все-таки это свершилось и сыграло огромнейшую роль в истории.

мореплаватель кругосветное путешествие

Начало путешествия

В конце лета 1519 года из порта Севилья вышли пять кораблей в путешествие без определенной цели, как они тогда считали. Идея о том, что земля может быть круглой, вызывала, мягко говоря, недоверие у большинства людей. Поэтому затея Магеллана казалась не более чем попыткой выслужиться перед короной. Соответственно, люди, наполненные страхом, периодически устраивали попытки сорвать путешествие.

Благодаря тому что на борту одного из кораблей был человек, тщательно вносивший в дневник все события, до современников дошли детали этого первого кругосветного путешествия. Первая серьезная стычка произошла рядом с Канарскими островами. Магеллан решил поменять курс, но не предупредил и не сообщил об этом остальным капитанам. Поднялся бунт, который быстро потушили. Зачинщика бросили в трюм в кандалах. Недовольство росло, и вскоре был организован новый бунт с требованием вернуться. Магеллан проявил себя как очень жесткий капитан. Зачинщика нового бунта сразу же казнили. На второй день два других корабля попытались самовольно вернуться. Капитанов обоих кораблей расстреляли.

морское кругосветное путешествие

Достижения

Одной из целей Магеллана было доказать, что в Южной Америке существует пролив. Осенью корабли достигли современных берегов Аргентины, мыса Вирхинес, который открыл кораблям путь в пролив. Флот прошел по нему за 22 дня. Этим временем воспользовался капитан еще одного судна. Он развернул свой корабль назад домой. Преодолев пролив, корабли Магеллана попали в океан, который решили назвать Тихим. Удивительно, но за четыре месяца путешествия команды по Тихому океану погода ни разу не портилась. Это было чистой воды везением, ведь в большинстве случаев Тихим его никак нельзя назвать.

После открытия Магелланова пролива команду ожидало четырехмесячное испытание. Все это время они блуждали по океану, не повстречав ни одного обитаемого острова или клочка земли. Только весной 1521 года корабли пристали, наконец, к берегам Филиппинских островов. Так Фернан Магеллан и его команда впервые пересекли Тихий океан.

Отношения с местным населением сразу не заладились. Команда Магеллана получила неожиданно гостеприимный прием на острове Мактан (Себу), но была вовлечена в межплеменные распри. В результате столкновений 27 апреля 1521 года капитан Фернан Магеллан был убит. Испанцы переоценили свои возможности и выступили против противника, превосходящего их в численности во много раз. К тому же команда была сильно истощена путешествием. Тело Фернана Магеллана не было возвращено команде. Сейчас на острове Себу стоит памятник великому путешественнику.

Из команды в 260 человек в Испанию вернулись лишь 18. Берега Филиппин покинуло пять кораблей, из которых до Испании дошел только корабль «Виктория». Это было первое в истории судно, совершившее кругосветное путешествие.

Капитан-пират Френсис Дрейк

Как бы странно это не звучало, но одну из самых заметных ролей в истории мореплавания сыграл пират. Кроме того, этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие вторым в истории, еще и находился на официальной службе у королевы Англии. Его флот победил Непобедимую Армаду. Человек, который вторым совершил кругосветное путешествие, мореплаватель Френсис Дрейк вошел в историю как капитан-пират и полностью подтвердил свой статус.

этот мореплаватель совершивший кругосветное путешествие

История формирования

В те времена, когда торговля рабами еще не преследовалась Британией по закону, начал свою деятельность капитан Френсис Дрейк. Он перевозил «черное золото» из Африки в страны Нового Света. Но в 1567 году на его суда напали испанцы. Дрейк вышел живым из той истории, но жажда мести обуяла его до конца жизни. Начинается новый этап в его жизни, когда он в одиночку нападает на прибрежные города и десятками пускает на дно корабли Испанской короны.

В 1575 году пирата представили королеве. Елизавета Первая предложила пирату службу на корону в обмен на финансирование его экспедиции. Единственное, официальный документ о том, что Дрейк представляет интересы королевы, ему так и не был выдан. Основной причиной тому было то, что, несмотря на официальную цель поездки, Англия преследовала совершенно другие интересы. Изначально, проигрывая Испании в освоении земель за океаном, королева строила коварные планы. Ее целью было как можно сильнее замедлить продвижение экспансии Испании. Дрейк ехал грабить.

кругосветное путешествие кто первый

Результаты экспедиции Дрейка превзошли все ожидания. Кроме того что уверенность испанцев в своем превосходстве на море была изрядно подорвана, Дрейк совершил целую серию важных открытий. Во-первых, стало ясно, что Огненная Земля (Tierra Del Fuego) не является частью Антарктиды. Во-вторых, он открыл пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Тихий океан. Он вторым в истории совершил кругосветное путешествие, но смог вернуться из него живым. И к тому же очень обеспеченным.

По возвращении капитана Френсиса Дрейка ждало посвящение в рыцари. Так пират, разбойник стал рыцарем королевы. Он стал национальным героем Англии, который смог поставить на место флот зазнавшейся Испании.

Непобедимая армада

Как бы там ни было, но Дрейк лишь слегка осадил пыл испанцев. В целом они по-прежнему господствовали на море. Для борьбы с англичанами испанцы создали так называемую Непобедимую Армаду. Это был флот из 130 кораблей, основной целью которого было вторжение в Англию и ликвидация пиратов. Ирония заключается в том, что Непобедимая Армада на деле получила оглушительное поражение. И во многом благодаря Дрейку, ставшему на тот момент уже адмиралом. Он всегда обладал мышлением гибким, пользовался тактикой и хитростью, не раз ставя противника в затруднительное положение своими поступками. Чтобы затем, воспользовавшись замешательством, молниеносно нанести удар.

Разгром Непобедимой Армады стал последним славным фактом в биографии пирата. После он провалил задание короны по захвату Лиссабона, за что впал в немилость и был в 55 лет отправлен в Новый свет. Эту поездку Дрейк не пережил. Неподалеку от берегов Панамы пират заболел дизентерией, где и был похоронен на дне моря, облаченный в боевые доспехи, в свинцовом гробу.

Джеймс Кук

Человек, который сделал сам себя. Он прошел путь от юнги до капитана и сделал целый ряд важнейших географических открытий, совершив три кругосветных морских путешествия.

Родился в 1728 году в графстве Йоркшир, Англия. Уже в 18 лет стал юнгой. Всегда очень трепетно относился к вопросам самообразования. Его интересовали картография, математика и география. С 1755 года состоял на службе Королевского флота. Принимал участие в Семилетней войне и в вознаграждение за годы работы получил звание капитана на корабле «Ньюфаундленд». Этот мореплаватель кругосветное путешествие совершил трижды. Их результаты отразились на дальнейшей истории развития человечества.

первое кругосветное путешествие

Кругосветное плавание в период с 1768 по 1771 года:

  • Доказал предположение о том, что Новая Зеландия (НЗ) – это не один остров, а два отдельных. В 1770 году открыл пролив между Северным и Южным островами. Пролив назвали его именем.
  • Первым уделил внимание изучению природных ресурсов НЗ, в результате которых пришел к выводу о высоком потенциале использования ее в качестве зависимой территории Великой Британии.
  • Тщательно картографировал восточную часть побережья материка Австралия. В 1770 году его корабль обошел мыс Йорк. С восточной стороны был обнаружен залив, где сейчас располагается крупнейший город Австралии – Сидней.

Кругосветное плавание в период с 1772 по 1775 года:

  • Первым за всю историю перешел Южный полярного круг в 1773 году.
  • Первым наблюдал и упомянул в отчетах о таком явлении, как полярное сияние.
  • В 1774-1775 годах открыл множество островов неподалеку от побережья Австралии.
  • Кук первым продемонстрировал Южный океан.
  • Высказал предположение о существовании Антарктиды, а также о низком потенциале ее использования.

Плавание с 1776 по 1779 годы:

  • Повторное открытие в 1778 году Гавайских островов.
  • Кук первым исследовал Берингов пролив и Чукотское море.

Путешествие закончилось на Гавайях смертью самого капитана Кука. Отношение местных жителей было недружелюбным, что, в принципе, учитывая цель визита команды Кука, вполне логично. В результате очередного конфликта в 1779 году капитан Кук был убит.

Это интересно! Из бортовых записок Кука до жителей Старого Света впервые дошли понятия «кенгуру» и «табу».

Чарльз Роберт Дарвин

Чарльз Роберт Дарвин был не столько путешественником, сколько великим ученым, ставшим основателем теории естественного отбора. Для постоянных исследований путешествовал по всему миру, совершив в том числе морское кругосветное путешествие.

кто совершил первое кругосветное путешествие

В 1831 году ему было предложено участие в путешествии вокруг мира на корабле «Бигль». Команде были нужны натуралисты. Кругосветное плавание длилось пять лет. Это путешествие в истории стоит в одном ряду с открытиями Колумба и Магеллана.

Южная Америка

Первой на пути экспедиции частью света оказалась Южная Америка. В январе 1831 года корабли достигли берегов Чили, где Дарвин провел ряд исследований на прибрежных скалах. По результатам этих исследований получалось так, что гипотеза о происходящих постепенно в мире изменениях, распределенных на очень длительные временные промежутки (теория геологических изменений), верна. На тот момент это было совершенно новой теорией.

Побывав в Бразилии, вблизи города Сальвадор, Дарвин отзывался о ней как о «крае исполнения желаний». Чего нельзя было сказать об аргентинской Патагонии, куда исследователь направился, дальше продвигаясь на юг. Пусть пустынные пейзажи его не завораживали, но именно в Патагонии были обнаружены окаменелые останки огромных млекопитающих, схожих с ленивцами и муравьедами. Именно тогда Дарвин предположил, что изменение размера животных зависит от изменения условий их обитания.

Во время исследования Чили великий ученый Чарльз Дарвин неоднократно переходил Андские горы. Изучив их, он был крайне удивлен тому, что они состояли из потоков закаменевшей лавы. Кроме того, ученый акцентировал внимание на различиях в составе флоры и фауны в разных климатических зонах.

Вероятно, самым важным событием за все морское кругосветное путешествие стало посещение Дарвином Галапагосских островов в 1835 году. Здесь Дарвин впервые увидел множество уникальных видов, не проживающих больше нигде на планете. Конечно, самое сильное впечатление на него произвели гигантские черепахи. Ученый отметил такую особенность: на соседних островах проживали родственные, но не одинаковые виды растений и животных.

Исследования Тихого Океана

Исследовав фауну Новой Зеландии, Чарльз Дарвин остался под неизгладимым впечатлением. Удивили ученого такие нелетающие птицы, как киви или совиный попугай. Тут же были найдены останки моа – крупнейших птиц, обитавших на нашей планете. К сожалению, полностью с лица земли моа исчезли еще в XVIII веке.

В 1836 году этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, высадился в Сиднее. Кроме английской архитектуры города, ничего не привлекло особого внимания исследователя, так как растительность была очень однообразной. В то же время Дарвин не мог не отметить таких уникальных животных, как кенгуру и утконос.

В 1836 году плавание вокруг мира было окончено. Великий ученый Чарльз Дарвин приступил к систематизации собранного материала, и в 1839 году свет увидел «Дневник изысканий натуралиста», который позже был продолжен известной книгой о происхождении видов.

Первое русское кругосветное путешествие 1803-1806 Ивана Крузенштерна

В XIX веке Российская Империя также выходит на арену морских исследований. Кругосветные путешествия русских мореплавателей начались именно с путешествия Ивана Ивановича Крузенштерна. Он был одним их основоположников российской океанологии, занимал пост адмирала. Во многом благодаря нему происходило формирование Русского географического общества.

русский мореплаватель совершивший кругосветное путешествие

Как все начиналось

Первое морское путешествие вокруг мира состоялось в 1803-1806 годах. Русским мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие вместе с ним, но не получившим такой же известности, был Юрий Лисянский, взявший на себя командование одним из двух кораблей кругосветной экспедиции. Неоднократно подавал Крузенштерн прошения в финансировании поездки в Адмиралтейство, однако они никогда не получали одобрения. И скорее всего так бы и не состоялось кругосветное путешествие русских мореплавателей, если бы не финансовая выгода самых высоких чинов.

В это время развиваются торговые отношения с Аляской. Бизнес – сверхприбыльный. Но проблема заключается в дороге, которая занимает пять лет. Частная российско-американская компания выступила спонсором экспедиции Крузенштерна. Одобрение было получено от самого императора Александра Первого, тоже входившего в состав акционеров. Император одобрил запрос в 1802 году, добавив к цели путешествия командирование посольства Российской Империи в Японию.

В плавание отправились на двух судах. Руководили коряблями сам Крузенштерн и Юрий Лисянский, его ближайший товарищ.

Маршрут путешествия и его результаты

Из Кронштадта корабли направлялись на Копенгаген. За время путешествия экспедиция побывала в Англии, на Тенерифе, в Бразилии, Чили (остров Пасхи), на Гавайях. Далее корабли шли на Петропавловск-Камчатский, Японию, Аляску и Китай. Последними пунктами были Португалия, Азорские острова и Великобритания.

Ровно через три года и двенадцать дней мореплаватели вошли в порт Кронштадта.

Результаты морского путешествия:

  • Первый раз россияне пересекли экватор.
  • Были картографированы берега острова Сахалин.
  • Крузенштерн издал «Атлас Южного Моря».
  • Уточнены карты Тихого океана.
  • В науке России сформировались знания о межпассатных противотечениях.
  • Впервые были проведены измерения воды на глубине до 400 метров.
  • Появились данные об атмосферном давлении, приливах и отливах.

Великий мореплаватель совершил кругосветное путешествие, а впоследствии стал директором Морского кадетского корпуса.

Константин Константинович Романов

Великий князь Константин Константинович родился в 1858 году. Его отцом был Великий князь Константин Николаевич, воссоздавший Русский флот после Крымской кампании. С самого детства его предназначением была морская служба. Кругосветное путешествие великого князя Константина Константиновича состоялось в 1874 году. На тот момент он был гардемарином.

Великий князь Константин Константинович кругосветное путешествие поставил себе за цель, так как был одним из наиболее образованных людей той эпохи. Ему было интересно увидеть весь мир. Князь увлекался искусством во всех его проявлениях. Писал стихи, многие их которых были положены на музыку величайшими классиками современности. Его любимым другом и наставником был поэт А. А. Фэт.

великий князь константин константинович кругосветное путешествие

В общей сложности службе на флоте великий князь посвятил пятнадцать лет, оставаясь в то же время истинным поклонником искусства. Даже в кругосветное путешествие великий князь Константин Константинович взял с собой картину «Лунная ночь на Днепре», действующую на него магическим образом, несмотря на угрозу ее сохранности.

Великий князь Константин умер в 1915 году, не выдержав испытаний судьбы. К тому времени на войне убили одного из его сыновей, и он так и не смог оправиться от полученного удара.

Вместо послесловия

Эпоха великих морских путешествий и открытий длилась более 300 лет. За это время мир стремительно менялся. Появлялись новые знания, новые умения, которые способствовали быстрому развитию всех отраслей науки. Так появлялись более совершенные суда и приборы. С карт в то же время исчезали «белые пятна». И все это благодаря подвигам отчаянных мореплавателей, выдающихся людей своего времени, смелых и отчаянных. Можно легко ответить на вопрос, какой мореплаватель совершил кругосветное путешествие первым, но вся суть открытий такова, что каждое из путешествий по-своему важно. Каждый из путешественников внес свой вклад в тот мир, который окружает нас сегодня. Возможность путешествовать сегодня, а при желании и повторить интересный и увлекательный путь любого из них, но в более комфортных условиях – это их заслуга.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.