Окружающий мир в представлении древних греков - это сцена театра, а люди - актеры, пришедшие с небес для того, чтобы сыграть роль и затем уйти в небытие. На основе этого постулата с признаками космологизма и возник греческий театр, который в полной мере отражает религию эллинов. Первое время спектакли носили глубоко религиозный характер, но постепенно пьесы становились ближе к реальной жизни простых людей.
Популярность
Возникновение греческого театра связано с религиозным культом Диониса, бога растительности, виноградарства, виноделия. Представления строились на сюжетах, посвященных этому небожителю, и были пронизаны благоговейным почитанием божества. Греческий театр появился в VI веке до н.э. и сразу стал частью жизни населения Афин. О популярности его можно судить по грандиозным сооружениям на склонах холмов в виде амфитеатра, вмещающего до 30 тысяч зрителей.
Драматургия прошлого
Древний греческий театр стал расширяться в плане разнообразия спектаклей, появились многочисленные труппы актеров, которые играли уже не только драмы и трагедии, связанные с Дионисом. Великие трагики древности - Еврипид, Эсхил, Софокл - писали пьесы из жизни греческого общества, которые пользовались неизменным успехом. Особенно зрителям нравились комедии Аристофана.
Вся история театра древней Греции состоит из противоположных по смыслу спектаклей. В трагедиях обычно отражались мифы и легенды, в которых боги выступали как непобедимая грозная сила. Герои спектакля боролись с небожителями, погибали, но не сдавались. Комедии, напротив, были смешными и носили остросатирический характер. Актеры греческого театра не выказывали никакого почтения к богам, а порой даже высмеивали их. Героями комедий были простые люди, ремесленники, торговцы, чиновники, рабы, домохозяйки.
Театральные представления обычно проходили на празднике Великих Дионисий. Спектакль устраивался на круглой площадке в нижней части амфитеатра, которая называлась "орхестра". Там размещался хор певчих, которые должны были сопровождать действие. Певцы передвигались по кругу, а среди них находился актер, играющий свою роль. Первоначально все роли в спектакле возлагались на одного исполнителя. Чтобы как-то выделиться из окружающего его хора, актер надевал обувь на высокой платформе - так называемые котурны, благодаря которым становился выше на 15 сантиметров.
Структура спектакля
Вскоре афинский трагик Эсхил ввел второго актера и тем самым сделал действие более динамичным. На орхестре появились декорации, звуковые машины, имитирующие гром и молнию, вой ветра и шум дождя. Затем трагик добавил еще одно действующее лицо. Однако ролей становилось все больше и больше, с ними не справлялись даже трое актеров. Тогда были введены маски, каждая из которых представляла определенный образ. Для перевоплощения достаточно было сменить маску и выйти на сцену в новом обличии.
На заднем плане, за орхестрой, находилось специальное помещение - скена, где актеры могли незаметно для зрителей сменить маску, которая делалась из разноцветной глины и отражала определенное выражение лица героя и его настроение. Характерность маски была обычно ярко выраженной, при взгляде на нее зритель сразу понимал, что хочет сказать актер, и какие чувства он пытается выразить.
Маски как основа театрального искусства
Особое значение имел цвет маски: смуглый оттенок говорил о спокойствии и хорошем здоровье персонажа, болезнь или недомогание олицетворял желтый цвет, красный говорил о хитрости, возмущение и гнев представлялись багровой маской. Выразительность масок лежала в основе всего спектакля, на этом строилось все театральное действие. Актеру нужно было только подкрепить впечатление жестами и движениями тела. Маски греческого театра также играли роль рупора, усиливая силу звучания голоса актера.
Состязательность
Греция издревле считалась страной соревнований. Не избежал этой традиции и театр. В дни Великих Дионисий все спектакли были подчинены огону - состязательности. В праздничные дни устраивались три трагедии и одна комедия сатирической направленности. По окончании каждого представления зрители определяли лучшего актера, лучшую постановку и так далее по всем признакам, которые характеризовали спектакль. В последний день Великих Дионисий победители получали призы.
Отцы драматургии того времени - Эсхил, Еврипид, Софокл - состязались между собой. Эсхил, проповедующий нравственность, моральную ответственность за допущенное зло, благодаря своим произведениям ("Орестея", "Прометей", "Персы" и др.) побеждал 13 раз. Софокл признавался как лучший трагик 24 раза, в этом помогли созданные им образы в трагедиях "Электра", "Антигона", "Эдип". Самый младший драматург - Еврипид - старался догнать старших наставников, его персонажи - Медея, Федра - глубоко психологичны.
Античная комедия Аристофана представлена следующими произведениями: "Осы", "Всадники", "Лягушки", "Лисистрата", "Мир", "Облака". Сюжеты сатирических пьес перекликались с политической обстановкой в Греции того периода. В сравнении с драматургией, основанной на легендах, комедии Аристофана отражали реальность.
Греческий театр, его устройство
Склоны холмов и открытое небо. Греческий театр античного периода построен по следующему принципу: ступенчатый амфитеатр в форме усеченного круга поднимается вверх от круглой площадки-сцены. Если мысленно продолжить пологую конструкцию, то получится замкнутая фигура, состоящая из правильных концентрических кругов. Каждый круг сложен из грубо отесанных каменных блоков. Поверхность камня шероховатая, а его контуры настолько правильно рассчитаны, что стыки почти незаметны. За ярусами греческого амфитеатра в Афинах стоит титанический труд сотен тысяч рабов, которые работали без отдыха днем и ночью. 78 рядов зрительских мест делятся на несколько сегментов клинообразной формы. Греческий театр обязательно имел первый ряд со спинками для важных персон, жрецов, должностных лиц и почетных гостей. Отдельно стоит каменное кресло с ажурной резьбой, это место жреца Диониса.
Круглая площадка, сцена театра, так называемая орхестра, отделяется от амфитеатра невысоким забором. В ее центре находится алтарь-жертвенник Диониса, на его ступенях во время спектаклей сидели музыканты. С внешним миром орхестра соединяется проходами - пародами. Площадка регулярно засыпалась мелким щебнем или песком. Позже была вымощена брусчаткой.
Позади орхестры находился проскений - помост для сбора актеров накануне выступления. А за ним располагалась скена или, выражаясь современным языком, гримерка, где исполнители ролей подбирали себе маски и готовились к выходу на орхестру. По бокам скены было два небольших флигеля, где хранился театральный реквизит и маски. Эти помещения назывались "параскении".
Общение перед спектаклем
Многовековая история театра Греции отмечена одной непоколебимой традицией. Публика собиралась задолго до начала спектакля, люди шли длинной вереницей по пародам и рассаживались на свободные места. Ранний приход отчасти объяснялся желанием занять лучшее место. Кроме того, было принято перед представлением общаться с соседями, узнавать новости и делиться своими мыслями. Античный греческий театр был своего рода центром общения столичных жителей. Обычно люди приходили целыми семьями.
Современный театр Греции
В самом начале 20-го века в Афинах был создан театр "Новая сцена", название которого говорило само за себя. В репертуаре "Неа Скини" были произведения как греческих драматургов, так и авторов из других стран. Пьеса Ибсена "Дикая утка", "Нахлебник" Тургенева, "Тайна графини Валерии" Ксенопулоса и многие другие были сыграны и включены в репертуар.
Основатель труппы К. Христоманос стремился создать актерский ансамбль последнего поколения без оглядки на традиционный древнегреческий театр масок, с условными героями и не вполне определенными ролями. В целом ему это удалось, но все же некоторые нюансы из прошлого проскальзывали в постановках. Некоторые сцены не обходились без застывшего выражения лица актера, напоминающего маску. Иногда мимика не позволяла выразить чувства так, как это могла сделать маска. Таким образом прослеживалась связь веков.
Стагнация
В период с 1910 по 1920 год греческое театральное искусство пришло в упадок. Сказалась напряженная ситуация в обществе в связи с Первой мировой войной и общим экономическим застоем. Людям было не до зрелищ. Почти все театры перешли на коммерческую основу, а это означало полный пересмотр репертуара, замену классических произведений низкопробной бульварщиной. Перемены были неизбежны, поскольку в зрительные залы стали приходить разухабистые личности, которые предпочитали видеть на сцене полуобнаженных актрис, а все остальное их не интересовало. Все попытки восстановить на сцене классические спектакли по пьесам Софокла и Эсхила оканчивались провалом. Пришло другое время, и современный театр занял свои позиции.