История создания сверхмощных артиллерийских боевых средств полна конфузов и курьезов. В Московском Кремле представлена наша историческая достопримечательность - Царь-Пушка, произведение искусства и гордость русских литейщиков. Всем известно, что, несмотря на художественное совершенство исполнения, это гигантское устройство никогда не стреляло. Есть и другие примеры вооружений, поражавших огромными размерами, но имевших сомнительную практическую ценность. Одним из них может служить атомный миномет 2Б1 «Ока». В отличие от Царь-пушки, он применялся по прямому назначению, правда, только на полигоне.
Артиллерия и гигантомания
Огромные артиллерийские пушки традиционно были «идеей-фикс» германского империализма. В марте 1917 года Вермахт подверг бомбардировке Париж, используя дальнобойные крупнокалиберные орудия. Жители Вечного города не ожидали таких ударов, линия фронта была далека. Французы, в свою очередь, построили свои огромные пушки, и в 30-е годы установили их на оборонительной линии Мажино. Их немцы захватили в начале Второй мировой и долго (до полного износа) испытывали трофеи. Работы над созданием орудий, способных доставлять тяжелые боеприпасы на 100 и более километров, производились также в Британии и в СССР. Эффект от применения этих чудовищ оказался на практике не таким уж и значительным. Колоссальный заряд зарывался при ударе в землю и взрывался под ее толщей, не причиняя большого вреда. Ситуация изменилась после появления ядерного оружия.
Зачем нужны атомные минометы в космический век?
Ученые, работавшие над созданием атомной бомбы, на начальном этапе исследований решали главную задачу. Заряд нужно было взорвать, иначе как доказать эффективность нового оружия? Но вот в пустыне Невада над землей поднялся первый «гриб», и вплотную встал вопрос о том, как обрушить всю мощь цепной ядерной реакции на голову противника. Первые образцы оказались довольно тяжелыми, и потребовалось много времени для снижения их массы до приемлемых величин. «Толстяка» или «Малыша» мог нести стратегический бомбардировщик фирмы «Боинг» Б-29. В 50-е годы СССР уже обладал мощными ракетными средствами доставки, имевшими, впрочем, серьезный недостаток. МБР гарантировали уничтожение целей на территории самого могущественного и главного врага, США, особенно учитывая полное отсутствие в тот период средств противоракетной обороны. Но вторжение агрессора могло готовиться в Западной Европе, а у стратегических баллистических ракет есть ограничение по минимальному радиусу. И теоретики военного дела обратили свой взор на казавшуюся многим устаревшей артиллерию.
Американская инициатива и советский ответ
Советская страна не была инициатором артиллерийской ядерной гонки, ее начали американцы. Весной 1953 года в Неваде на полигоне Французское плато был произведен первый выстрел пушки Т-131, пославшей вдаль ядерный боеприпас калибра 280 мм. Полет снаряда длился 25 секунд. Работы над этим чудом техники шли уже несколько лет, и, таким образом, советский ответ на американскую инициативу можно считать запоздавшим. В ноябре 1955 года Совет Министров СССР разработал постановление (секретное), согласно которому Кировскому заводу и Коломенскому машиностроительному СКБ поручалось создание двух образцов артиллерийского вооружения: пушки (получившей кодированное название «Конденсатор-2П») и миномета 2Б1 «Ока». Отставание нужно было преодолеть.
Техническое задание особой сложности
Вес ядерного заряда оставался большим. Перед конструкторским коллективом СКБ под руководством Б. И. Шавырина стояла непростая задача: создать миномет, способный зашвырнуть физическое тело массой 750 кг на дистанцию до 45 километров. Существовали и точностные параметры, хотя и не такие строгие, как для стрельбы бризантными снарядами. Орудие должно было обладать и определенной надежностью, гарантирующей определенное количество выстрелов, хотя в условиях ядерной войны (пусть и ограниченной) оно заведомо не могло превышать одноразрядного числа. Мобильность – условие обязательное, стационарную пушку противник после начала войны практически гарантированно уничтожит. Ходовая часть стала заботой заводчан-кировцев из Ленинграда. То, что миномет 2Б1 «Ока» будет огромным, было ясно сразу, еще до начала его проектирования.
Ходовая часть
Кировский завод имел богатый опыт построения уникальных гусеничных шасси, но расчетные параметры установки, которую предстояло создать на этот раз, выходили за все мыслимые доселе рамки. Тем не менее конструкторы с задачей, в общем и целом, справились. Самый мощный на тот момент танк ИС-5 (он же ИС-10 и Т-10) послужил «донором», дав «Объекту-273» силовую установку, сердцем которой стал дизель с турбонаддувом В-12-6Б мощностью в 750 л. с. При такой нагрузке даже этот сверхмощный двигатель был ограничен в моторесурсе, обеспечивая запас хода всего в 200 км (по шоссе). Тем не менее удельная мощность была немалой, каждую тонну машины приводили в движение почти 12 «лошадок», что позволяло держать вполне приемлемый ход, хотя и недолго. Для 2Б1 «Ока» и «Конденсатора-2П» ходовые части проектировались унифицированные, что обусловлено не только преимуществами стандартизации, но и тем фактом, что ничего более мощного создать на тот момент было просто невозможно. Опорные катки оснащались индивидуальными торсионно-пучковыми амортизаторами.
420-мм миномет 2Б1 «Ока» и его ствол
Ствол имел внушительные размеры. Заряжание производилось со стороны казенной части, при двадцатиметровой длине иной способ был неприемлем. Все устройства, предназначенные для погашения энергии отдачи, применявшиеся ранее даже для сверхтяжелых орудий, в данном случае имели весьма ограниченную пригодность. Атомный 420-мм миномет 2Б1 «Ока» не имел нарезки ствола, его скорострельность достигала 12 выстрелов в час, что для орудия такого калибра является очень неплохим показателем. Главным гасителем отката служил сам корпус машины, ленивцы и другие узлы ходовой части.
Демонстрация
На марше во всей огромной машине находился только один человек – механик-водитель. Еще шестеро, включая командира расчета, следовали за минометом 2Б1 «Ока» в бронетранспортере или другом транспортном средстве. На праздничный парад в честь годовщины Октябрьской революции в 1957-м машина прибыла уже после того, как прошли все испытания. В ходе их были выявлены многочисленные недостатки конструкции, имевшие в своем большинстве системный характер. Перед изумленными корреспондентами зарубежных газет и журналов величественно проскрежетал самоходный миномет 2Б1 «Ока», а диктор бодрым голосом объявил во всеуслышание о боевом назначении этого циклопического монстра. Не все военные специалисты поверили в реальность представленного экземпляра, прозвучали даже мнения о том, что он представляет собой бутафорию. Другие аналитики поверили в грозную сущность этого орудия и охотно подхватили привычную песню о советской военной угрозе. И те, и другие были по-своему правы. 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока» существовал вполне реально и даже произвел множество испытательных выстрелов. Другой вопрос касался его долговечности и фактической боеготовности.
Итог
55-тонная машина, которую мог выдержать далеко не каждый мост, уже через три года после демонстрации на Красной площади была снята с вооружения. Попытки доводки четырех опытных экземпляров миномета 2Б1 «Ока» были прекращены в 1960 году по двум главным причинам. Во-первых, узлы ходовой части не выдерживали чудовищных нагрузок, возникавших во время отката, толкавшего всю машину на пять метров назад, а все меры по их усилению не давали результатов. Предел прочности самого прецизионного сплава все равно существует. Во-вторых, на тот момент появились тактические ракетные носители, обладавшие куда лучшими характеристиками и прекрасной проходимостью. Как известно, ракета взлетает без отдачи, следовательно, и требования к ее пусковой установке намного скромнее. Был и еще один фактор, повлиявший на судьбу этого уникального орудия. Атомный 420-мм миномет 2Б1 «Ока» обходился бюджету очень дорого, а его доводка имела весьма туманные перспективы. Все это способствовало тому, что машина из разряда перспективных боевых средств попала в ряд музейных экспонатов, пополнив список военных курьезов.