Во всем мире насчитывается несколько музеев, оборудованных на субмаринах. В нашей стране подводные лодки открыты для посещений в Вытегре, Санкт-Петербурге и Москве.
Музей подводной лодки в Москве
После двадцати лет безупречной боевой службы в 1998 году легендарная дизельная подводная лодка под названием "Новосибирский комсомолец" была списана из состава военно-морского флота России и превращена в музей. Спустя 8 лет ее переоборудовали и установили на берегу Химского водохранилища в столице нашей родины. Сейчас там находится Музей подводной лодки (в Москве), входящий в состав музейно-мемориального комплекса истории военно-морского флота России.
Внутри лодки интерьер немного модернизировали: верхняя палуба вместо люков, через которые садились подводники, снабжена дверями для удобства посетителей музея. Также были расширены помещения лодки для осмотра. На самом деле в подводном корабле было очень тесно, передвигались военные через люки, которые необходимо было задраивать после перехода из отсека в отсек. Каждый люк имеет таблицу, в которой указаны символы условных сигналов перестукивания, они нужны для общения между подводниками.
Торпедный отсек
Музей подводной лодки в Москве приглашает на экскурсию, максимальное число экскурсантов - 15 человек. Для этих целей открыты отсеки: аккумуляторный, дизельный, торпедный, жилой, кормовой и офицерские каюты. Музей-лодка "Новосибирский комсомолец" предлагает заглянуть в торпедный отсек, где находятся настоящие торпеды с минами и водолазные костюмы.
Также открыты для посещения капитанская рубка, оснащенная разнообразными навигационными приборами, где каждый может себя почувствовать капитаном управляемого судна, гидроакустическая рубка, система обеспечения воздухом, радиорубка, медицинский изолятор, душевое помещение, морской гальюн. Выставочный зал предлагает взглянуть на личные вещи экипажа.
Подводные лодки не имеют иллюминаторов, а движение зависит от навигации, которая является важным элементом управления и от нее зависит жизнь судна.
Музей подводной лодки на "Сходненской" станции метро проводит интересные экскурсии с целью ознакомления с боевыми возможностями подводной лодки, ее историей, а также в ходе экскурсии можно узнать, как проходила служба рядовых подводников и командного состава и каковы были их бытовые условия.
Экраноплан
Около подводной лодки находятся образцы военно-морской техники, которые Музей подводной лодки в Москве установил под открытым небом на Химкинском водохранилище. Любознательные посетители могут получить информацию о перископе, выдвижной антенне, аварийно-спасательном буе, торпеде, штурмовом катере на воздушной подушке, экраноплане, который предназначен для доставки десанта.
Экскурсия в музей "Подводная лодка" за отдельную плату делает возможным очутиться на аттракционе-тренажере, который имитирует кабину экраноплана, в нем, виртуально пилотируя, нужно выполнять определенные задачи в рамках вашей миссии.
Субмарина открыта для туристов с 10 до 17 часов пять дней в неделю, понедельник и вторник - выходные.
Петербург. "Подводная лодка"
Музей открыли в марте 2010 года. Он стал сразу очень популярен, особенно в среде мальчишек. Подводная лодка-музей находится напротив Морского корпуса Петра Великого в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Субмарина серии С-189 была изготовлена на Балтийском заводе в 1955 году. Лодка укомплектована шестью аппаратами для торпед и способна опуститься на глубину до 200 метров. Этот тип судов легко выдерживал многочисленные боевые сражения. США и Германия высоко ценили качество таких лодок. За годы своей боевой службы лодка бороздила синеву Атлантического, Северного Ледовитого океана, Балтийское море и реку Неву.
Восстановительные работы
После 35 лет службы пришла в негодность и в 1998 году затонула в Кронштадте. В 2000 году ветеранами-подводниками была предпринята попытка обращения с инициативой поднять ее со дна и сделать из субмарины музей, но она не увенчалась успехом по причине отсутствия денег. Совершить операцию по подъему удалось только спустя пять лет. На Канонерском судоремонтном заводе ее отремонтировали, а с помощью военных специалистов поставили новое оборудование. В наши дни у лодки восстановлен первоначальный вид.
Еще через пять лет при благотворительной помощи ветерана-подводника А. Артюшина субмарину превратили в музей и установили на набережной Лейтенанта Шмидта. В Клубе моряков-подводников города есть сведения, что лодку восстанавливали на его средства. Субмарина получила второе рождение, только теперь в качестве музея.
"Экипаж" подводной лодки сегодня состоит из ветеранов-подводников. Они следят за музеем, поддерживая надлежащий порядок, и проводят экскурсии.
"Подводная лодка" в СПб - музей номер три по счету, после крейсера "Аврора" и ледокола "Красин".
Как попасть в музей?
Попасть в подводную лодку нелегко, так как она пришвартована к пирсу, относящемуся к пограничной службе. Здесь часто швартуются иностранные круизные лайнеры. Проход свободный получается, когда один лайнер, но если приходят два, то проход становится блокирован. В дни, когда наплыва иностранных туристов нет, к лодке можно подойти легко. Только будьте осторожны: спускаясь в отсеки, можно получить немалые синяки.
"Подводная лодка" в СПб - музей для получения представлений о военной службе на флоте. Побывав в нем, вы не понаслышке узнаете, что значит быть подводником. Если пройдете дальше вдоль берега, то через триста метров увидите ледокол "Красин". Это будет увлекательная прогулка по набережной.