Каким было бы мировое искусство, если бы не философские учения ведущих мыслителей прошлого, настоящего и будущего? Согласно некоторым трактатам, сознание определяет бытие и в этом есть весьма значительная доля истины. Мировосприятие человека формирует все, что его окружает, начиная с чашки утреннего кофе и заканчивая шедеврами живописи, музыки и архитектуры.
Величие барочных зданий, таинственность готических храмов, строгость и упорядоченность классицистических шедевров мирового зодчества – все это можно назвать наследием тех или иных философских течений и взглядов на окружающий мир. Не является исключением и деконструктивизм в архитектуре. Люди, далекие от искусствоведения, вряд ли смогут с уверенностью дать определение этому явлению, однако интуитивно могут предполагать его ключевые особенности и уж тем более выделить здание, построенное в лучших его традициях.
Откуда «ноги растут»
Как уже говорилось ранее, деконструктивизм в архитектуре берет свое начало в философии, а именно в учении Жака Деррида – выдающегося французского мыслителя алжирского происхождения. Это его основные тезисы стали подспорьем для определения особенностей данного стиля, отличающегося от всего, что было построено ранее.
Наибольшей популярностью труды Жака Деррида пользовались на территории США, что и объясняет тот факт, что именно американские архитекторы сделали в свое время первый шаг навстречу новому явлению в мировой архитектуре. Несмотря на то что французский философ считал себя последователем Зигмунда Фрейда и Мартина Хайдеггера, его собственные взгляды на мир в существенной мере отличались от точек зрения «учителей» Деррида.
Весь окружающий мир мыслитель рассматривал как текст, нуждающийся не в упорядочивании, а в деконструкции – разрозненности, приобретении острых углов и выдающихся деталей. Основная идея его трудов вполне вписывалась и продолжала идеи постмодернизма, властвовавшие на тот момент во всем мире. Вполне естественно, что на такого рода взгляды, бросавшие вызов всему привычному и естественному, моментально откликнулись ведущие деятели искусства.
Не обошлось и без Росси
Как ни странно, деконструктивизм в архитектуре возник во многом благодаря особенностям зданий, активно строившихся на территории СССР в 20-е годы. Абсолютная симметрия, гармония и простота – вот что ценилось в отечественном зодчестве. Одинаковые по своей конструкции дома вырастали в каждом городе, подобно грибам после хорошего проливного дождя.
Как известно, между СССР и США всегда наблюдалось некоторое противостояние: первый полет в космос и высадка на Луну, военная мощь, литература, подконтрольная территория – все это провоцировало стремление к превосходству, которое можно назвать одним из лучших катализаторов прогресса. Вполне естественно, что однообразие советской архитектуры нашло соответствующий отклик в Штатах, что и породило в свое время деконструктивизм в архитектуре.
Хронологические рамки
Конечно, реакция на советские предпочтения в зодчестве не была мгновенной. Для формирования нового течения требовалось не только время, но и соответствующий толчок со стороны философии, которым и стали идеи Жака Деррида. Стиль деконструктивизм в архитектуре зародился в 80-х годах ХХ века. Мировые идеалы и стремление к Абсолюту подверглись сомнению, сменившись тяготением к таинственности, разлому и философии «нарушенного совершенства».
Первые шаги навстречу неизведанному
Первопроходцами и законодателями данного причудливого стиля принято считать Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда – американских архитекторов, работавших в конце 80-х годов. В частности, значительной вехой в истории развития и становления данного взгляда на строительство зданий считается победа проекта Айзенмана и Бернара Шуми в конкурсе Парк де ла Вилет.
Впоследствии деконструктивизм в архитектуре 20 века нашел отражение в изданиях голландского теоретика Рема Колхаса. Именно там отражались основные идеи, свойства и тенденции данного стиля долгие годы.
Набор оборотов
Не менее важным событием для приверженцев дисгармонии стала выставка музея Современного искусства, прошедшая в Нью-Йорке в 1988 году. Именно там были представлены основные работы, принадлежащие к данному стилю. В качестве организаторов данного события выступили Марк Вигли и Филип Джонсон.
Затем, в 1989 году, признаки деконструктивизма в архитектуре подверглись более детальному изучению и рассмотрению во время открытия Векснеровского центра искусств, спроектированного самим Питером Айзенманом.
Одним из решающих событий в отношении формирования нового стиля стала выставка, прошедшая в Нью-Йорке немногим позже. В ее рамках были представлены лучшие работы таких архитекторов как Хадид Купа, Бернар Шуми, Френк Гери, Рем Колхас и многие другие. Примечательно, что после данного мероприятия многие ведущие архитекторы дистанциировались от идей деконструктивизма, избрав для себя иные пути в творчестве.
Впрочем, популярности этого архитектурного стиля данное событие никак не помешало – до сих пор по всему миру активно строятся здания, в которых угадываются характерные дисгармоничные и причудливые элементы.
Особые приметы
Несмотря на немного загадочное и довольно громоздкое название, характерные черты стиля деконструктивизм в архитектуре и интерьере можно с легкостью определить, даже не будучи искусствоведом.
К примеру, одним из самых ярких и запоминающихся признаков можно назвать особое тяготение к изломанности, асимметричности формы вне зависимости от предмета, будь то скульптура, здание или самый обыкновенный стул. Острые углы и, казалось бы, неуместные изгибы, дерзкие повороты и нагромождение элементов – все это можно назвать квинтэссенцией деконструктивизма. Это всегда своего рода вызов привычной реальности, заигрывание с сознанием созерцающего.
Покосившиеся углы, наклонные стены и поставленная вверх ногами крыша вполне допустимы в архитектуре данного стиля. Более того – чем причудливее форма, тем более качественным, более правильным будет проект, как бы странно это ни звучало.
Идеалы и манифесты
Для утверждения того или иного явления в искусстве требуется его материальное представление. Не является исключением и деконструктивизм в архитектуре. Фото Танцующего дома, расположенного в Праге, или Массачусетского института технологии сегодня знакомо, пожалуй, каждому ценителю нестандартного искусства. Характерным примером данного стиля можно назвать и Музей Гуггенхайма, расположенный на территории Бильбао.
Снаружи внутрь
Если строительство зданий требует значительных материальных вложений, то внутреннее оформление квартир и офисов можно назвать более доступным. Деконструктивизм в интерьере современных банков, казначейств и модельных домов – явление сегодня вполне обыденное. В современном мире одним из главных ключей к успеху можно назвать умение поразить, с чем вполне справляются мебель и аксессуары, выполненные с особым вкусом.
Интерьер в стиле деконструктивизм подразумевает наличие причудливой мебели, прозрачных стен или выпуклого пола, совершенно невообразимой формы люстр и столов или, к примеру, нависающих над самой головой громоздких ниш.
Комнаты, похожие на самые настоящие лабиринты и будто изломанные книжные полки - все это и есть деконструктивизм в интерьере, который пользуется сегодня большой популярностью. Вечное стремление к оригинальности и протест в адрес всего мира – вот как можно охарактеризовать этот стиль. Возможно, со временем человечеству наскучит экспериментировать с цветами, формами и текстурами, однако пока ему дан бесконечный выбор вариантов, среди которых встречаются самые смелые и даже невообразимые.