Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?
Общие сведения о бюджетной классификации
Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.
Федеральные стандарты
Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.
Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.
Структура бюджетной классификации в РФ
На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.
- Во-первых, это классификация доходов. Она предполагает группировку бюджетной выручки по всем уровням соотносительно с источниками, которые ее формируют, и в соответствии с положениями регулирующего законодательства. Категории доходов определяются статьями, которые объединяют те или иные источники выручки по общему признаку. Это могут быть, например, таможенные сборы.
- Во-вторых, это классификация расходов бюджета. Это также группировка издержек, распределяемых по различным уровням системы государственного финансирования. Классификация расходов отражает направленность денежных потоков по конкретным направлениям в целях решения ключевых задач, которые стоят перед государством — развития экономики и повышения благосостояния граждан.
Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.
Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных бюджетных организаций.
Ведомственная классификация
Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.
Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.
Значимость классификации
Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика бюджетной политики РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.
Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.
Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.
Единство бюджетной системы
Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.
Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.
Классификация доходов
Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.
Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:
1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:
- НДС,
- акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;
- федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;
- налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;
- ЕНВД.
2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:
- на имущество предприятий;
- на собственность физлиц;
- на недвижимость;
- на наследование либо дарение.
3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:
- платежи за недропользование;
- сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;
- налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;
- лесной, водный, экологический, земельный налоги.
4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:
- таможенные, государственные сборы и пошлины;
- взносы в различные фонды, принадлежащие государству;
- сборы на игорный бизнес, на рекламу;
- дорожный и транспортный налоги.
Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:
1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:
- доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;
- дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;
- выручка от предоставления в аренду государственного имущества;
- проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;
- доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;
- прибыль ЦБ РФ;
- платежи от государственных либо муниципальных учреждений;
- сбор за квоты по вылову рыбы для совместных предприятий и зарубежных организаций;
- иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.
2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:
- выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;
- доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;
- выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;
- доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;
- выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.
- доходы от продажи государственных запасов;
- выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;
- поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;
- платежи и сборы, относящиеся к категории административных;
- штрафы, оплата возмещения ущерба;
- выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;
- иные доходы, относимые к категории неналоговых.
3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:
- бюджеты различных уровней;
- государственные фонды, организации;
- наднациональные структуры.
В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.
4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:
- дорожные, экологические фонды;
- структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;
- фонд борьбы с преступностью;
- структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;
- фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.
Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.
Классификация расходов
Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная классификация видов расходов бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:
- государственное и муниципальное управление;
- судебная власть;
- активности на международной арене;
- армия;
- правоохранительные структуры;
- наука;
- промышленность, энергетическая и строительная отрасли;
- деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;
- охрана экологии;
- транспортная сфера;
- связь, информационные технологии;
- рыночная инфраструктура;
- ЖКХ;
- предупреждение и ликвидация последствий ЧС;
- образование;
- культура и искусство;
- СМИ;
- здравоохранение, физкультура;
- социально ориентированные направления политики;
- выплаты по внешним государственным займам;
- формирование государственных резервов;
- бюджетные дотации и иные меры поддержки;
- оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;
- подготовка вооруженных сил в части мобилизации;
- финансирование деятельности целевых фондов;
- прочие типы расходов.
Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:
1. Текущие расходы. К таковым относятся:
- выплата процентов по займам;
- субсидии, трансферты;
- расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.
2. Капитальные расходы. В числе таковых:
- вложения в основные средства;
- формирование государственного резерва;
- покупка земли, а также нематериальных активов;
- трансферты, относящиеся к категории капитальных.
3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:
- предоставление кредитов в рамках бюджетной системы;
- предоставление займов иностранным государствам;
- возврат кредитов.
Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.
Дополнительные критерии классификации доходов и расходов
Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.
Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.
Государственные стандарты в бизнесе
Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?
Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.
Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.
Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?
Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.
Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.
Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.