Артикли употребляются в качестве служебного слова с существительными в общем падеже или с другими частями речи, выступающими в роли существительного в общем падеже. Самый примитивный способ, объясняющий, как разделить неопределенный и определенный артикли существительных в английском языке, гласит: «незнакомый исчислимый единственный предмет - /a/, /an/; знакомый предмет любой численности - /the/». Но существует огромное количество категорий слов и словосочетаний, для которых «в порядке исключения» регламентируется употребление того или иного артикля. Поэтому можно сказать, что нет единственного простого правила, рассказывающего, как применять артикли в английском языке. Таблица сводит воедино и классифицирует множество частных случаев.
Логика употребления артиклей
Зачастую грань между этими группами носит условный характер, поэтому бывает сложно установить, какой определитель употребить, и еще сложнее – понять, почему происходит именно так. Тем не менее в действительности все их можно связать общей логикой, которая не всегда очевидна:
- /a/ и /an/ - это всегда какая-то часть общего;
- /the/ - это всегда что-то уникальное, цельное, конкретное;
- zero (нулевой артикль) - это всегда нечто универсальное, т. е. слова, которым не требуется дополнительного представления или уточнения.
Функции и положение артикля в предложении
Существует множество нюансов употребления существительных, которые проясняются в зависимости от того, какие артикли в английском языке используются в конкретном случае. Артикли помогают нам понять роль существительного в предложении. Они дают представление о числе, состоянии предмета, об отношении говорящего к нему, о локальности.
Артикль занимает либо место непосредственно перед существительным, либо, если существительное входит в состав фразы, - перед всеми словами, которые являются зависимыми.
Обязательное употребление артикля. Нулевой, неопределенный, определенный
Вопрос не в том, в каких случаях требуется использование артиклей в английском языке. Потому что каждое существительное или любая другая часть речи, выступающая как существительное, нуждается в артикле, или в противном случае в нулевом артикле – то есть в обоснованном его отсутствии. Таким образом, вопрос заключается в том, какой артикль использовать в той или иной ситуации.
Неопределенный артикль
Неопределенный артикль имеет две фонетические формы – /a/ и /an/.
Открытый форма /A/ читается как [ ə ] и используется со словами, начинающимися на согласный звук. Если первой в слове идет гласная буква, но при произношении начальным звуком оказывается согласный, то также ставятся открытые артикли в английском языке. Примеры: /a universe/вселенная/, /a Europe/Европа/.
Закрытая форма /An/ воспроизводится как [ ən ] и ставится перед гласными звуками. Это относится и к случаям, когда слово начинается с согласной буквы, которая опускается при произношении, например, /an hour/.
Неопределенный артикль когда-то был представлен числительным /one/, а впоследствии редуцировался до /a/ (/an/). Он дает какую-то новую информацию об объекте, находящемся в предложении безлично, безотносительно, – часто он определяет его в категорию или переносит на один объект свойства множества подобных. По смыслу здесь, как правило, можно подставить /some/.
Определенный артикль
Определенный артикль в английском языке – /the/ – имеет две формы произношения - [ ði ] [ ðə ], по написанию которые ничем не отличаются друг от друга:
- [ ði ] произносится впереди гласного звука, например, /the airport/;
- [ ðə ] читается перед словом, начинающимся на согласный звук /the port/.
Определенный артикль в английском языке произошел от староанглийского указательного местоимения /se/тот/ и отчасти сохранил свое указательное значение. Он вычленяет предмет из категории подобных предметов или обособляет группу в единое целое – и в том и в другом случаях конкретизирует положение объекта (объектов). Здесь можно мысленно примерять /that/.
Нулевой артикль
Нулевой артикль – это отсутствующий артикль. Существуют конкретные ситуации, при которых опускаются артикли в английском языке, таблица приводит некоторые наиболее широко применимые принципы употребления.
Как правило, слова без всякого служебного определителя имеют более общее значение. В случае единственного числа или неисчисляемого понятия мы не можем ни обособить предмет разговора, ни выделить его в категорию, а в случае множественности мы не можем оперировать совокупностью как единым целым. Например, мы можем попросить яблок - /Give me apples/, но они представляют собой только набор одинаковых предметов, кучу, которая распадается при любом движении. А можем попросить, скажем, показать Соединенные Штаты Америки - /Show me the United States of America/, и в этом случае они будут, в сущности, выступать как неделимое целое. Существуют частные случаи, в которых употребляются нулевые артикли в английском языке. Таблица, приведенная ниже, позволяет сравнить со случаями применения /a/, /an/ и /the/.
/Some/ или /any/
Иногда вместо нулевого артикля используется неопределенное числительное-местоимение /some/ или /any/, если существительное представляет собой явление или абстракцию, а также если используется множественное число или неисчислимое понятие. Таким образом, /some/ и /any/ могут подставляться в качестве некоторого подобия артикля в случаях, когда не подходит /the/, нельзя употребить /a/ или /an/, но есть желание сделать смысловое выделение.
Таблица частных случаев
Нужно рассмотреть частные случаи употребления, чтобы понять, как рассставлять артикли в английском языке. Таблица содержит сгруппированные по смыслу ситуации, в которых требуется употребление определенного, неопределенного либо нулевого артикля.
/a/, /an/ | /the/ | zero | |
общее | общее понятие о предмете первое появление предмета если слово используется с определением описывающего свойства, даже если слово имеет абстрактное или неисчислимое значение перенесение на предмет свойств множества подобных ему предметов с имеющими приблизительную конкретику количественными словами - /a pair/пара/, /a little/немного/, /a few/несколько/, /half a/половина/ перед исчисляемым понятием в конструкции с /what/ перед исчисляемым понятием в конструкции /there is/ при упоминании случайного представителя определенной категории вместо числительного /one/один/ | повторное появление предмета прямое указание на конкретный предмет контекстуальное и косвенное указание на конкретный предмет, в частности: вычленяющее предмет по признаку, с прилагательным в превосходной форме, с именем собственным в составе перед уникальными (единственными) словами в общем смысле (без описательных или конкретизирующих подробностей) - /the sun/солнце/, /the moon/луна/, /the Earth/Земля/, /the floor/пол/, перед словами, обозначающими целый класс, совокупность перед другими частями речи, кроме существительного, которые приобрели значение множественного существительного - /the strong/сильные/, / the old/старые/, /the young/молодые/ если необходимо подчеркнуть значимость предмета среди остальных предметов того же класса | со словами во множественном числе, которое в единственном числе использовались бы с /a/, /an/ с абстракциями и веществами в общем смысле перед объектами и явлениями, которые нельзя описать эмпирически (неисчислимыми) в общем смысле если перед словом стоит относящееся к нему местоимение в объектном падеже если существительные в общем значении (/reading/чтение/, /smoking/курение/) если за словом стоит определяющее числительное с существительными, входящими в сравнительную конструкцию, или в конструкцию с предлогами |
предметика | перед обозначением профессии | перед фамилиями, которые находятся во множественном числе, национальностями перед порядковыми числительными с музыкальными инструментами с частями тела перед названиями стран и географическими названиями, стоящими во множественном числе, горными цепями, архипелагами, озерами без слова /lake/озеро/ | с видами спорта с днями недели, месяцами и праздниками перед обозначением времени приема пищи с учебными дисциплинами с созвездиями перед именами собственными, титулами и званиями и при обращении в названиях и заголовках печатных изданий статей, на вывесках перед односоставными названиями городов и государств, улиц, площадей, парков, названиями континентов, отдельных островов, гор, озер со словом /lake/озеро/ в составе названия |
устоявшиеся словоупотребления | /such a/такой как/, /rather a/довольно/, / quite a/весьма/, /a lot of/множество/, /a great deal of/дорогого стоит, /as a rule/как правило/, /at a loss/за неимением, /for a while/какое-то время/, /in a hurry/поспешно/, /to have a good time/хорошо проводить время/, /it’s a pity/какая жалость/, /to do somebody a pleasure/доставлять кому-либо удовольствие/, /it’s a shame/это позор/, /what a shame/какой позор/, /twice a day/дважды в день, /as a result/в качестве результата/ | /the sooner … — the better …/чем скорее ..., тем ... /, /the next/следующий/, /the only/единственный/, /the previous/предыдущий, /the right/верный/правильный/,/ /the same/то же самое/, /the upper/верхний/, /the very/самый/, /the wrong/ложный/неправильный/, /the central/центральный/, /the coming/идущий/приходящий/, /the following/следующий/, /the last/последний/, /the left /оставшийся/, /the main/главный/, /in the morning/утром/, /in the afternoon/днем/, /in the evening/вечером/, (/at night/ночью/) | /to appoint …/назначать/, /to elect …/избирать/, /on foot/пешком/, /by heart/наизусть/, /by car/на машине/, /at home/дома/ |
Артикли для дошкольного возраста
Артикли английского языка для детей дошкольного возраста лучше давать в форме практикования конкретных примеров, без упора на закономерности расстановки с грамматической точки зрения.
Это будет тренировать их зрительную и слуховую память на уровне моторики и поможет настроить их речевой центр. Впоследствии при изучении грамматики языка интуитивное чутье поспособствует их ориентации в правилах и частных случаях.