"Повесть о разорении Рязани Батыем": краткое содержание. Историческая литература

"Повесть о разорении Рязани Батыем", краткое содержание которой нас интересует, - это летописное произведение. Неизвестный автор в нем рассказывает о трагических событиях, произошедших в 1237 году. Отметим, что на сегодняшний день ученые, исследовавшие этот памятник литературы, обнаружили 11 редакций произведения. Они представлены более чем в шестидесяти списках.

повесть о разорении рязани батыем краткое содержание

О чем это произведение?

Важные вопросы затрагивает "Повесть о разорении Рязани Батыем". Краткое содержание ее мы изложим, предварительно сказав несколько слов о смысле этого произведения. Неизвестный автор смог одновременно показать и те печальные и губительные последствия, к которым приводит раздробленность Руси, и доблесть простых воинов и князей, неустрашимость русских солдат перед лицом смерти. Главным мотивом этого произведения является именно прославление доблести и храбрости защитников Рязани, смело противостоявших врагу. Все эти темы являются традиционными для своего времени. Литература Древней Руси не очень богата в идейном отношении. Однако она ценна тем, что в ней прекрасно отразилась эпоха. Литература Древней Руси знакомит нас с мировоззрением наших далеких предков, поднимает вопросы, которые были наиболее актуальны в то время. Этим она и интересна. Простые исторические факты не могут передать дух времени, это по силам лишь литературе.

Автор говорит о подвиге, совершенном Евпатием Коловратом. С небольшим отрядом воинов он решился выступить против бесчисленного войска татар. Однако, несмотря на явный недостаток численности дружины, Евпатию удалось главное - посеять страх в среде неприятеля. Даже Батый был поражен отваге русских, не боящихся смерти. Они не покидали поле битвы до самого конца. Русские воины предпочитали умереть свободными, нежели оказаться в рабстве у Батыя. Вот о чем рассказывает автор, написавший "Повесть о разорении Рязани Батыем".

Краткое содержание: начало повести

Итак, в 6745 году от сотворения мира (от Рождества Христова - в 1237-м), спустя 12 лет после того как в Рязань из Херсонеса была перенесена чудотворная икона св. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавлял его хан Батый. Заметим, что произведение было написано с опорой на исторические факты. Древнерусский автор описал то, что имело место в действительности. Произведение относится к категории "историческая литература". Автор воссоздает облик и события прошлого. Историческая литература опирается на исторические данные, однако для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно.

исторические факты

Войско остановилось неподалеку от рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал выплаты дани в количестве десятой доли от всех богатств, какими обладает рязанская земля.

Князь сразу же направил во Владимир с просьбой о помощи своих гонцов. Этим городом управлял Георгий Всеволодович. Однако тот не откликнулся на зов. Тогда Юрий Ингваревич созвал совет. Он пригласил на него своих братьев, а также других князей. На совете следовало решить, как смягчить дарами Батыя, чтобы он не пошел войной на русские земли.

Федор не покоряется Батыю

литература древней руси

Рязанский князь послал с дарами Федора, своего сына, к татарскому хану. Батый их принял и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он начал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Какой-то знатный житель Рязани, обуреваемый завистью, сообщил хану о том, что у Федора Юрьевича Рязанского супруга из царского рода. Кроме того, она прекраснее всех остальных женщин города.

Безбожный хан Батый обратился к князю с требованием привести к нему княгиню. Однако Федор Юрьевич бесстрашно ответил ему, сказав, что христианам негоже водить своих жен к нечестивому царю на блуд. Супругами ихними Батый будет владеть лишь тогда, когда сумеет одолеть русских. Тогда хан приказал воинам убить этого непокорного князя, а также всех прибывших с ним. Тела мертвых он распорядился бросить диким зверям на растерзание.

Смерть супруги Федора и его сына

Однако одному из приближенных князя удалось уцелеть. Он тайно унес тело Федора и предал его земле, после чего пришел к княгине Евпраксии, его жене, и рассказал о том, как погиб ее супруг. Получив столь горестную весть, княгиня бросилась вниз с высокой башни и разбилась насмерть. На руках она держала Ивана, своего сына, который тоже погиб.

повесть о разорении рязани батыем главная мысль

Юрий Ингваревич решает дать отпор врагу

О трагических событиях рассказывает нам "Повесть о разорении Рязани Батыем". Герои повести всеми силами пытались бороться с врагом. Юрий Ингваревич, рязанский князь (отец Федора), узнав о том, что случилось с его сыном, долгое время горевал вместе со своей супругой и родными. О смерти Федора скорбел весь город. Юрий Ингваревич решил отомстить врагам. Он собрал войско. Прежде всего Юрий обратился к Богу с молитвой. Он попросил его помощи в истреблении врагов. После этого князь обратился к своим воинам. Он сказал им о том, что они приняли из Господних рук благое, поэтому стоит потерпеть и злое. Лучше добыть себе вечную славу смертью, чем быть во власти поганых. Юрий Ингваревич сказал, что готов выпить смертную чашу раньше всех за христианскую веру, за Божии церкви и за отчизну Ингваря Святославича, великого князя.

Рязанский князь отправился в церковь и молился здесь Николаю Чудотворцу, а также Борису и Глебу, родственником которых являлся. Затем он попрощался со своей супругой и принял от священников благословение. Князь отправился в поход против отрядов Батыя.

Битва Юрия Ингваревича с Батыем

Битва произошла у рязанских границ. Она была беспощадной и долгой. Пало множество татарских воинов, и Батый испугался.

Однако войско его значительно превосходило по численности дружину рязанского князя. Неизвестный автор отмечает, что велики и непреоборимы были батыевы силы. Настолько, что одному рязанцу приходилось биться с тысячей врагов, а двум - с десятью тысячами. В этом бою погибли и рязанский князь, и его братья, и множество других воинов, воевод и князей. Однако не только об этом "Повесть о разорении Рязани Батыем". Автор пишет, что ни один из русских воинов не убоялся смерти, не повернул назад - вот что важно. А нашествие Батыя произошло за грехи людские по воле Бога.

Олега Ингваревича, одного из братьев князя, захватили татары живым в плен. Он был жестоко изранен. Сначала Батый хотел спасти Олегу Ингваревичу жизнь, если тот примет его веру. Однако князь отказался от этого предложения, назвав при этом хана врагом христианства и безбожником. Батый был в ярости. Он приказал изрубить на куски Олега Ингваревича.

Батый завоевывает русские города

Хан пошел дальше по земле русской. Отряды его жгли города и убивали всех без пощады. Так оказались разорены Бел, Пронск, Ижеславец. Они были полностью стерты с лица земли - практически все жители этих городов были убиты. А случилось это несчастье за грехи людей.

Как пала Рязань

историческая литература

Батый пришел под стены Рязани со своим войском. Он осадил город. Битва продолжалась в течение пяти дней. Воины хана сменяли друг друга. Без отдыха сражались жители города. Многие из них были ранены, и многие погибли. Рано утром, в шесть часов, отряды Батыя пошли на город со стенобитными орудиями, с огнями и бесчисленными лестницами. 21 декабря им удалось взять Рязань.

Завоеватели направились в церковь. Здесь находилась мать рязанского князя, а также другие княгини. Все они были изрублены мечами. Священнослужители также погибли: кто-то от мечей неприятеля, а многие были сожжены в церкви. Население города истребляли, включая женщин и детей. Одних топили в реке, других убивали оружием. Враги разрушили Рязань и сожгли город. Неизвестный автор отмечает, что ни одного живого не осталось в нем. Не было ни плачущего, ни стонущего. Все лежали вместе мертвые. А причина всему этому - людские грехи.

Батый отправляется дальше со своими войсками. Он идет на Владимир и Суздаль, хочет завоевать все государство русское, разрушить церкви и полностью искоренить христианскую веру.

повесть о разорении рязани батыем герои повести

Храбрая дружина Евпатия Коловрата

Ингварь Ингваревич, брат рязанского князя, в это время находится в Чернигове, и Евпатий Коловрат, рязанский вельможа, вместе с ним. Они отправляются на помощь жителям Рязани, однако прибывают поздно, когда город был уже разорен. Евпатий решает собрать войско и сразиться с татарами. Он нападает на Батыя внезапно и сражается так, что "мечи тупятся". Удаль и храбрость русских, в частности Евпатия Коловрата, поражают врага. Хостоврул, шурин Батыя, хвастает, что возьмет живым Евпатия вместе с его дружинниками. В поединке сходятся Коловрат и Хостоврул. Русский богатырь "до седла" рассекает пополам шурина Батыя. Татарам, однако, удается убить Коловрата. Но даже мертвого Евпатия они боятся. Автор отмечает, что враги испытывают к русским храбрецам уважение. А Батый говорит, что если бы такой человек, как Коловрат, служил у него, он бы приблизил его к себе.

повесть о разорении рязани батыем автор

Восстановление Рязани

Приближается к финалу "Повесть о разорении Рязани Батыем". Главная мысль произведения, как вы уже поняли, - прославление доблести русских воинов.

Ингварь Ингваревич оплакивает своих родственников, мать и братьев. Он приказывает отыскать трупы Олега Ингваревича, Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича и др. С христианскими почестями он хоронит жену и сына Федора. Ингварь Ингваревич теперь рязанский князь. Он обновляет город: заново строит монастыри, церкви, собирает людей. "Повесть о разорении Рязани Батыем", краткое содержание которой вы только что прочитали, заканчивается тем, что христианам стала радость, так как Бог избавил их от безбожного Батыя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
0
спасибо
Копировать ссылку
0
спасибо мне это помало
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.