В истории культуры XX века в списке крупнейших дирижеров мира стоит имя русского композитора и пианиста Геннадия Николаевича Рождественского. По виражам его удивительной жизни можно узнать об основных этапах формирования музыкальной культуры.
Свыше 60 лет преданно отдает свою жизнь музыке Геннадий Рождественский. Фото и биография дирижера представлены вашему вниманию в этой статье. Его прошлое и настоящее – отражение истинного художественного творчества с проявлением высочайшего вкуса и убеждений, закаленных временем.
Геннадий Рождественский (дирижер): биография
Выдающийся музыкант современности появился на свет в столице 04 мая 1931 года в семье профессиональных музыкантов: Николая Аносова, известного дирижера Московской консерватории, и Натальи Рождественской, солистки, певицы на Всесоюзном радио. Из выше сказанного уже возможно понять, почему связал свою жизнь с музыкой Геннадий Рождественский. Семья столичных интеллигентов приобщала сына к музыкальному искусству с самого раннего детства. Среди воспоминаний о детстве: начало войны, эвакуация и пианино, которое закопали в землю, чтобы оно не досталось врагам. На нем после возвращения в Москву он продолжил обучение.
В год окончания войны Геннадий Рождественский приступил к обучению игре на фортепиано под руководством Елены Гнесиной в авторской школе, а затем перешел в класс профессора Льва Оборина в ЦМШ при московской консерватории, с которой в 1950 г. началось его музыкальное взросление. Тогда же отец давал уроки дирижерского мастерства, передавал сыну навыки управлять оркестром одними глазами, без помощи рук. В эти годы пришло убеждение, что быть дирижером – это его истинное призвание.
Первые рубежи
Годы, проведенные в консерватории, были очень насыщены событиями:
- исполнительский дебют в Ленинграде с исполнением произведений Чайковского,
- стажировка в Большом театре и должность балетного дирижера (1951-1960),
- участие оркестра студентов под руководством Рождественского в Берлине в рамках Фестиваля молодежи и студентов,
- победа в Бухаресте на творческом конкурсе.
В 20 лет молодой дирижер Рождественский впервые в Большом театре руководил оркестром на балете Чайковского «Спящая красавица». С этого времени начался его путь театрального, а позже симфонического дирижера, а также открылись страницы творческой биографии в Большом театре.
После окончания консерватории в 1954 году обучение продолжилось в аспирантуре до 1957 года. Дирижерское искусство оттачивалось в балетных постановках («Война и мир» Сергея Прокофьева, «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Конек-горбунок» Родиона Щедрина).
Талант служения искусству
Рождественский транслировал свое прочтение музыки через разные оркестры, но в начале пути вехами стали периоды работы главным дирижером в Большом театре и, почти в то же время, в оркестре на Всесоюзном радио и телевидении.
Почти 40 балетов и опер прозвучали в театре под руководством мастера за пять лет. В это время проявилось стремление дирижера не только исполнять классику оркестрового репертуара, но и возрождать лучшие произведения авторов из прошлого, за что позже его стали называть музыкальным археологом. Благодаря подвижнической работе Рождественского слушателям открывалась также прекрасная музыка вернувшихся из опалы соотечественников или композиторов-авангардистов. Его дирижерской технике присущ индивидуальный художественный почерк, благодаря которому он способен донести до слушателя почти зримо образность музыкальных шедевров.
Размах творческой деятельности и проявления могучего таланта привлекали западные коллективы к сотрудничеству с Геннадием Рождественским.
Прорыв в Европу
В советское время искусство жестко контролировалось партийными органами. Дирижер Рождественский стал первым, кому разрешили работать в Европе и выпустили в 1972 году в Стокгольм на гастрольный тур. Успех был высочайшего уровня, в итоге - приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр. Потребовалось время и решение на уровне первых лиц государств, чтобы министр культуры Фурцева открыла дорогу музыканту к работе в Швеции с одним из лучших мировых оркестров. Это был настоящий прорыв не только в судьбе Рождественского, но и в советской культуре.
Политический аспект
В 1974 году произошло событие, которое стало испытанием личностных качеств как руководителя, так и человека Геннадия Николаевича Рождественского.
Председатель Гостелерадио С. Г. Лапин настоятельно рекомендовал дирижеру провести очищение в Симфоническом оркестре центрального телевидения и всесоюзного радио от лиц еврейской национальности под любым формальным предлогом. Следующим шагом стала анонимка о создании в оркестре сионистского центра. Но оказанное давление не заставило дирижера следовать рекомендациям сверху.
Его отказ от должности руководителя был быстро принят, время неопределенности стало тягостным испытанием для человека, который жил творчеством и работой. Но встреча с режиссером Борисом Покровским открыла музыканту новые возможности.
Вдохновенное творчество
Совместная работа с Б. Покровским в Театре камерной оперы над постановкой Д. Шостаковича «Нос» привела к небывалому успеху и многочисленным приглашениям маэстро к работе в различные отечественные и зарубежные коллективы. Это был период творческого взлета музыканта, о котором восторженно писали в Москве, Ленинграде, Амстердаме, Лондоне, Кливленде, Чикаго, Стокгольме, Токио и других городах мира. Более 100 мировых оркестров исполняли музыку, когда за дирижерским пультом стоял Рождественский.
Перечень коллективов, с которыми работал маэстро, отражает размах творческой деятельности дирижера и огромную самоотдачу одного из наиболее востребованных музыкантов эпохи.
Исполнение произведений под управлением Г. Рождественского вернуло почитателям музыку Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Имя композитора А. Г. Шнитке неразрывно связано с дирижером, который первым стал представлять публике его оркестровую музыку.
Широкая концертная деятельность, записи выдающихся композиторов отражали талант как первооткрывателя, так и историка культуры, собиравшего музыкальные жемчужины прошлых эпох: симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, И. Брамса, Й. Гайдна, А. Глазунова, С. Губайдуллиной, Я. Сибелиуса, В. Флейшмана и др.
Гастрольная деятельность
В репертуаре Рождественского, по примерным подсчетам, более 2000 произведений разных эпох и музыкальных стилей. Практически все лучшие мировые коллективы - филармонические оркестры Лондона, Берлина, Исландский симфонический оркестр и другие - трудились под взмахи дирижерской палочки Рождественского. Умение донести оркестрантам замысел автора, убедить в идее композитора и следовать ее воплощению – в этом проявлялось великое мастерство дирижера.
37 стран и более двух сотен различных городов принимали маэстро. Такой географии гастролей нет ни у одного современника.
Более 150 произведений были представлены мировой музыкальной публике впервые. Глубокое убеждение Рождественского в том, что театр должен формировать вкусы зрителя, воспитывать музыкальную культуру, а не следовать запросам публики, в полной мере воплощалось в подборе репертуара и постановке уникальных концертных программ.
Геннадий Рождественский: личная жизнь
Успешная и необычайно насыщенная музыкальная деятельность дирижера не была бы возможной без поддержки семьи. В этом уверен сам Геннадий Рождественский. Жена дирижера – известная пианистка и сценический партнер Виктория Постникова. Сын Александр – продолжатель музыкальной династии, скрипач.
Сегодня их можно увидеть на одном выступлении. Семейное творчество нашло отражение не только в традиционных жанрах, но и в почти позабытых мелодекламациях, в рамках которых открылся талант Рождественского как блистательного чтеца.
Геннадий Рождественский - дирижер, личная жизнь которого, можно сказать, сложилась наилучшим образом, потому что все в семье - его единомышленники.
Критика и время
Отношения с музыкальными критиками и представителями прессы не всегда были объективными и дружелюбными. Ощущение творческой и личностной свободы никогда не покидало дирижера, это препятствовало его соответствию стандартам времени и формализованным требованиям. Следовала целенаправленная журналистская травля. Выполнение прессой политических заказов и поток необоснованных обвинений привел к тому, что Геннадий Николаевич не всегда лестно отзывается о работниках пера. Он убежден в том, что конструктивно писать о музыке могут те авторы, кто, по крайней мере, хорошо знаком с партитурой.
Время меняет оценки прежних лет: то, что было вчера объектом осуждений, сегодня становится предметом гордости. Тому подтверждение – постановка мировой премьеры оперы С. Прокофьева «Игрок». Рождественский, вопреки всем критиканам, лауреат многочисленных российских и международных наград и премий самого высокого уровня.
Уникальное дарование
Талант Рождественского-интерпретатора раскрылся в разных симфонических, оперных и балетных жанрах. Более 300 произведений впервые было представлено отечественной публике. Мастерское исполнение зарубежной и русской классической музыки, произведений композиторов-авангардистов, способность транслировать разные стили с пониманием авторской сути отразили уникальное дарование музыканта, имя которого стало яркой страницей мировой культуры.
Несомненной заслугой дирижера стало налаживание культурных связей между странами, среди которых Швеция, Англия, Германия, Япония и др.
Миссия просветителя в сфере музыкальной культуры сопровождала творческий путь Геннадия Рождественского. Благодаря его усилиям возвращено наследие И. Стравинского, открыты неизвестные публике творения Брукнера, Бартока, Мийо, Шенберга. Стало традицией предварять исполнение рассказами и пояснениями к программе выступления, что, несомненно, усиливает восприятие художественных образов, созданных словом и звуком.
Рождественский – автор циклов передач на телевидении и радио о выдающихся режиссерах 20 века, лучших мировых оркестрах.
Литературное творчество музыканта представлено несколькими изданиями об искусстве дирижирования, книгой воспоминаний.
Сегодня Г. Рождественский ведет педагогическую деятельность как профессор Московской консерватории и продолжает оставаться неповторимым медиумом между творцами в музыке и новым поколением слушателей.
Геннадий Рождественский - дирижер с большой буквы. Его таланту нет границ. Давайте пожелаем ему удачи и вдохновения!